Развитие познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта с помощью компьютерных развивающих игр
статья по коррекционной педагогике

Вандышева Вера Васильевна

 В статье рассмотрены исследования ученых, научно-методический аспекты применения обучающих и развивающих компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений и о значении компьютерных развивающих игр в познавательном развитии детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnyh_protsessov_u_detey_s_ovz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов  у детей

с ОВЗ с помощью компьютерных  развивающих  игр  

В число развивающих игр с правилами можно отнести и компьютерные игры.  Научно-методический аспект применения обучающих и развивающих компьютерных игр в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения разрабатывался в работах Е.В. Зворыгиной, А. Коркиной, С.Л. Новосёловой, Л.А. Парамоновой, Г.П. Петку и др [25. С 50].

В исследованиях Т. Г. Кибиревой доказано, что «компьютерные задания – дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе».

По мнению Н. А. Одиноковой компьютерные игры учат преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка через сочетание игровых и неигровых моментов [15 с.189]. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Исследования Т.К. Королевской,  Ж.А. Тимофеевой, О.И. Кукушкиной и др. доказывают, что использование компьютерных технологий, учитывающих особенности развития детей с ОВЗ, позволяет повысить  эффективность  коррекционного  обучения,  ускорить  процесс подготовки дошкольников к обучению в школе.

В научных работах Л. Л. Ванеевой доказано, что компьютер  несет  в  себе  образный  тип  информации,  наиболее  близкий  и  понятный  дошкольникам.  Движение,  звук,  мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный  заряд,  вызывающий  у  них  желание  рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми  дошкольного  возраста  с нарушениями интеллекта для  формирования  у  них положительной  мотивации  к  учебной  деятельности  в  настоящее  время особо актуальна [12 c.22].

Молодые учёные Е. В., Черниговских, Н. В Муляр в своих исследованиях утверждают, что «компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и самостоятельно управляемая ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя, а дополняя обычные игры и занятия, входят в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми современными возможностями» [16. c.748].

Компьютерные программы можно использовать во всех коррекционно-образовательных областях. В образовательной деятельности по познавательному развитию компьютерные игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, тренируют мыслительные операции ребенка: логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, развивают внимание, память, учат сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно [там же].

Использование компьютерных развивающих игр поможет оказать большое положительное влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков, изменить структуру их досуга, внеучебной деятельности, повысить мотивацию познавательного интереса, учебного процесса.

Компьютерные игры должны тщательно подбираться с учетом возраста ребенка, имеющихся знаний, умений и навыков, но, главное, особенностей психофизического и индивидуального личностного развития. Поставленные цели не будут достигнуты, если игра окажется слишком сложной для освоения. Если же игра окажется слишком легкой, дети могут не проявить должного интереса и участия, важный фактор новизны будет отсутствовать. Правильное и дозированное введение компьютерных развивающих игр в процесс обучения позволит ребенку не только получить новые знания, закрепить пройденный материал, но также освоить основы пользования ПК, что крайне важно в век глобальной компьютеризации [17 с.132].

        Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей,  не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (i-Школа) департамента образования г. Москва разработали электронное приложение компьютерных игр «Класс МалЫШЕЙ» [29].

Разработчики курса Сухарев В.И., Сухарева М.Б., Этингоф Т.А.  Акцент в подготовительном курсе «Класс МалЫШЕЙ» сделали главный акцент на формирование универсальных способностей:

предпосылки учебных умений, формировании психических функций (развитие всех видов памяти, воли, внимания);

развитие познавательных интересов, основ логического мышления (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.),

уверенности в “собственных силах” (чувствование и понимания собственного “Я”, возможность выразить свое понимание разными способами);

выработки самостоятельности в работе, в обучении (брать задания «по силам», получать радость от работы, от волевого усилия); умении общаться, вступать в диалог; умение действовать в незнакомой ситуации.

Каждое занятие состоит из заданий, которые можно сгруппировать в несколько блоков:

1. Освоение навыков работы с компьютером;

2. Задания на развитие логического мышления;

3.Ритмические задания, как продолжение логических последовательностей и как основы ритмики;

4. Задания на формирование пространственных и временных представлений. Ориентирование на листе и на экране; пространственные предлоги;

5. Письмо-рисование. Подготовка ребенка к письму: элементы букв через образы; развитие мелкой моторики; задания на развитие графических навыков;

6. Литература. Прослушивания литературных отрывков;

7. Задания на развитие сенсорных умений; на развитие неречевого слуха; разных видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, тактильной, эмоциональной и пр.;

10. Прослушивание музыкальных отрывков.

Все задания озвучены и не требуют навыка чтения, поэтому ребёнок, после объяснения педагогом, может самостоятельно выполнить задание. На основе курса педагог может выстраивать индивидуальную программу для того или иного ребенка (исключение заданий, которые ученик не должен выполнять, добавление тренировочных заданий и т.д.).

Из этого следует, что для развития познавательных процессов у ребёнка с нарушениями интеллекта большое значение имеет:

  • планирование коррекционно-развивающей работы, учитывающей специфику обучения детей с нарушением интеллекта и принципы построения занятий;
  • создание предметно-развивающей среды, учитывающей новые информационные технологии;
  • использование в коррекционно-развивающей работе игровой формы обучения; включение игр и заданий, направленных на развитие познавательных процессов;
  • включение в процесс коррекционного воздействия наряду с дидактическими играми, компьютерные развивающие игры для достижения положительных результатов в  развитии познавательных процессов, так как информационно-коммуникационные   технологии   обладают огромными  дидактическими  возможностями,  которые  эффективно  и творчески могут использовать специалисты, работающие с дошкольниками с нарушениями интеллекта.

Список использованных источников

  1. Ванеева, Л. Л. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога как средство развития познавательной активности старших дошкольников, страдающих церебральным параличом //  Специальное образование в России и за рубежом: актуальные проблемы и современные тенденции развития [Текст] : материалы Общерос. науч.-практ. конф. на основе Интернет-форума (11 марта - 15 апр. 2013 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Мар. гос. ун-т", Ин-т педагогики и психологии, Каф. спец. педагогики и психологии ; [под ред. И. Б. Козиной, Е. Ю. Борисовой]. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2013. - С .22-23.
  2. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. - 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с. – (Истоки).
  3. Винокурова Э. П. Особенности познавательной активности у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: К 63 проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. – С. 121—123. —
  4. Одинокова Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: Материалы IX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (23-24 мая 2013г.). – Новосибирск, НГПУ, 2013. – С. 189-193.
  5. Черниговских Е. В., Муляр Н. В. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 748-750. — URL https://moluch.ru/archive/124/34149/ (дата обращения: 11.03.2018).
  6. Одинокова Н.А. Включение компьютерных развивающих игр в работу с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательных организаций //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» 2017. С 131-136. Киберленинка.
  7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с недоразвитием интеллекта с помощью театрализации

Дети с недоразвитием интеллекта особые дети, требующие индивидуального подхода, разнообразных видов деятельности и инноваций в процессе обучения и воспитания...

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта (В помощь учителям дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ)

Этот материал рекомендован педагогам, которым впервые предстоит работать в коррекционных группах для детей с интеллектуальными нарушениями.  В данном материале обобщены основные особенности...

Развитие восприятия дошкольников с нарушением интеллекта с помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО).

План.I.                   Введение. 1.     Особенности восприятия детей с интел...

Познавательное развитие младших дошкольников с нарушением интеллекта в процессе предметно-игровой деятельности

Статья из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материал...

«Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с нарушением интеллекта».

Кинетический песок — удивительный материал, умный, живой, сочетающий всю прелесть традиционного песка, из которого дети так любят лепить куличики и строит замки, и удобство современного материал...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательному развитию для дошкольников с нарушением интеллекта

Коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для дошкольников с нарушением интеллекта 6-7 лет "Животные холодных и жарких стран"...