Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
презентация по коррекционной педагогике

Жарикова Галина Иосифовна

Выступление из опыта работы на тему:

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»

на совещании для руководителей ДОУ

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_slaydam_po_ekologii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №14 г.Туймазы

Выступление из опыта работы

на совещании для руководителей ДОУ

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Подготовила старший воспитатель

                                             Жарикова Г.И.

Слайд №1

 «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» из опыта работы

Слайд №2                           

Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний. К.Д. Ушинский

Слайд №3                           

Мы живём в современном обществе, где   существует     множество проблем. Сохранение окружающей среды - одна из насущных.

Слайд №4                           

Последние десятилетия люди стремительно старались  обуздать природу, забывая, что они в ответе за тех, кого приручили.

Слайд №5                           

Достижением первых семи лет жизни человека является  становление    самосознания: ребенок   выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно    ориентироваться   в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Слайд №6                           

В этот период закладываются основы взаимодействия   с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как   общую ценность для всех людей.

Слайд №7                           

Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности, требующая преодоления небрежного и жестокого отношения к природе и сохранения природных ресурсов.

Слайд №8                           

Поддерживать интерес детей с ОВЗ к экологическим объектам в ДОУ помогают Центры природы в группах, которые оснащены оборудованием и предметами для ухода за растениями, в которых воспитатели организуют наблюдения за живыми объектами и сезонными явлениями природы, вместе с детьми проводят элементарные опыты, экспериментируют.

Слайд №9                           

В центрах природы имеются коллекции семян, камней, дети оформляют гербарии из красивых листьев,  конструируют из природного материала. В календарях природы воспитанники отмечают произошедшие изменения, делают зарисовки, рассматривают иллюстрации, картинки о природе.

Слайд №10                           

 На занятиях по изодеятельности дети рисуют, выполняют аппликативные работы по экологической тематике.

Слайд №11                           

 Для  повышения эффективности экологического воспитания детей с ОВЗ  педагоги ДОУ используют так же и другие формы и методы работы:

- целевые прогулки и экскурсии;

- трудовую деятельность в экологических зонах на участке ДОУ:  в огороде и цветниках;

Слайд №12                           

- чтение детской художественной литературы, беседы на экологические темы;

- использование художественного слова;

Слайд №13                       

- просмотр фильмов и мультфильмов о природе;

- прослушивание аудиозаписи звуков природы, классических произведений;

Слайд №14                       

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- проводится акция «Поможем птицам зимой»;

Слайд №15                       

- Дни открытых дверей – Дни вежливости на экологические темы;

  Ежегодно в ДОУ проводятся календарные праздники: Осенины, Новый год,    

Масленица, Встреча с  Весной,

Слайд №16                       

Сабантуй, Праздник Ивана Купалы и др. В национальных праздниках предстает красота родной природы и любовь к земле. Участники совместными усилиями помогают природе, относятся к ней как живой.

Слайд №17                       

Воспитательно-образовательный процесс  в ДОУ строится по комплексно-тематическому принципу, основываясь на циклограмму образовательной деятельности, состоящую из 7 блоков и 31 лексическим темам, например: «Лес, деревья, кустарники», «Осень. Признаки осени»….. При изучении этих тем воспитатели развивают у детей устойчивый интерес к представителям растительного мира, формируют знания об окружающей природе, навыки наблюдения за природными объектами и явлениями, воспитывают бережное отношение к природе.  

Слайд №18                       

 В летний период воспитательно-образовательная работа педагогов с детьми ведется по тематическим неделям «Здравствуй, Лето!», «В мире природы», «Чудеса на грядках», «До свидания, Лето!»

Слайд №19                       

Традиционно 1 раз в год, в соответствии с годовым планом воспитательно-образовательной работы педагоги участвуют в Неделях педагогического мастерства, на которых проводят ООД интегрированного вида по познавательному развитию детей с ОВЗ, где знакомят детей с особенностями флоры и фауны, с образом жизни растений и животных, учат устанавливать взаимосвязь между живыми объектами и окружающей средой. Эту же работу воспитатели ведут и в свободное от занятий время.

Слайд №20                       

В 2010-2011 уч.год педагогами составлены иллюстративно-методические пособия - тематические альбомы из серии «Волшебный мир цветов» на темы:  «Луговые цветы», «Полевые цветы», «Садовые цветы», «Лесные цветы», «Комнатные растения», «Водные растения».

Слайд №21                       

В октябре 2014г.  педагоги ДОУ Ахтамуллина Л.Ф., Кулясова Е.Е. подготовили и провели викторину для педагогов «Как я знаю родной край?» (о достопримечательностях Башкортостана, его природных заповедниках и национальных парках, редких и красивых местах нашей Республики).

Слайд №22                       

Инновационная практика в ДОУ представлена педагогическими проектами и тематическими модулями.

Остановимся на проектной деятельности. Это,  на сегодня один из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста.

Слайд №23                       

Экологические проекты - это комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей. Познавательные, исследовательские проекты призваны научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Слайд №24                       

Проектный метод вошел в обучающий процессе нашего ДОУ шесть лет назад, с момента внедрения ФГТ, которые говорили о реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции. ФГОС ДО позволяет продолжить работу по проектному методу еще активнее.

Слайд №25                         

 Проектная деятельность присутствует в работе педагогов ежегодно. Администрация ДОУ разрабатывает методические рекомендации,  где конкретно регламентирует направленность, актуальность, цель, задачи, этапы реализации проекта, возможные формы и методы работы и предполагаемые результаты.

Слайд №26                         

 При разработке каждого проекта учитываются:

- индивидуальные особенности и потребности ребенка с ОВЗ;

- работа планируется с учетом возрастных особенностей и нарушений в развитии детей;

Слайд №27                        

- важен характер сотрудничества педагогов, родителей и детей (родители тесно связаны со своими детьми, активно поддерживают формы работы педагога с ребенком);

Слайд №28                         

- формируются познавательные интересы ребенка в различных видах деятельности (проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умения наблюдать и слушать, развитию навыков общения).

Слайд №29                         

Продолжительность каждого проекта зависит от темы и регламентируется интересами детей. Все участники образовательного процесса являются и участниками реализации проектов. Их роли детализируются, действия разграничиваются.

Слайд №30                         

Каждый проект доводится до логического успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за достигнутый результат. После завершения работы педагоги дают возможность детям продемонстрировать полученные результаты окружающим.

 Слайд №31                         

  За эти годы педагогами ДОУ реализованы несколько экологических познавательно-исследовательских проектов.

Слайд №32                        

   В 2011-2012 уч.году целью педагогических проектов «Биоархитектурная композиция» было преобразование участков ДОУ;

Слайд №33                        

воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, окружающей среде, детскому саду; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Слайд №34                        

На территории ДОУ представлены следующие композиции  «Пират»,

Слайд №35                        

 «Ящерица»,

Слайд №36                     

«Где начинается сказка»,

 Слайд №37                        

«Заюшкин садочек»,

Слайд №38                  

«Лебеди»

Слайд №39                        

 «Чудо-дом».

Слайд №40                        

В 2016-2017 уч.году педагогические проекты «Цветок для мамочки» украсили подготовку к празднику 8 марта.

Слайд №41                        

В рамках проекта проведены экскурсии в цветочный магазин,

Слайд №42                        

в Оранжерею, использованы множество доступных разнообразных форм и методов работы с детьми и их родителями.

 Слайд №43                        

  Экологическая тема прослеживается так же и при реализации педагогического проекта «Литературный калейдоскоп», приуроченного  к Году Литературы. Яркими красками и поэтическим содержанием отличается проект на тему «Осень».

Слайд №44

В других проектах «Овощи»,

Слайд №45

 «Грибы»,

Слайд №46

 «Ягоды»,

Слайд №47

 «Фрукты»,

Слайд №48

 «Домашние животные» систематизирован богатый литературный материал по ознакомлению детей с ОВЗ с природой.

Слайд №49

Теперь немного поговорим о тематическом модуле. Это унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие.

Слайд №50

Стержень модуля – единая тема, которая ведет педагогов и детей к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение – заключительное мероприятие.  

 

Слайд №51

В модуле есть сюжет, связывающий между собой героев и объекты

 Полноценный модуль можно назвать «долгосрочной игрой». Объектом становится пространство (т.е. пустота), ограниченное элементами, наделенное содержанием.

   Модуль строится на принципах: систематизации, целостности, интеграции, комплексности, междеятельных связей, взаимодействия специалистов и на игровом принципе.

Слайд №52

В 2012-2013 уч.году воспитатели создали модули «Огород на окне», но с разным сюжетом:

Слайд №53

«В гостях у Дюймовочки»,

Слайд №54

«Русалочка»,  

Слайд №55

«Бабушкин дворик»,

Слайд №56

 «Три поросенка сажают огород»,

Слайд №57

 «В гостях у Пугало»,

 Слайд №58

Модули в данном случае представляли собой долгосрочную игру, переписку или беседу со сказочным персонажем, поиски клада (ответа); расколдовывание кого-либо или чего либо (существа, семени, предмета), работу кукольной фермы (зимнего сада, оранжереи, зоопарка); подготовку к спектаклю.

Слайд №59

При реализации педагогических проектов и модулей привлекаем родителей, которые оказывают большую помощь в приобретении семян, инвентаря, рабочей одежды для воспитанников, оформляют с ними альбомы, рисунки, изготавливают поделки, рассказывают о животных, цветах, растениях, насекомых и др.        

В каждой группе для родителей педагогами оформлены папки-передвижки, консультации, буклеты и памятки по экологическому воспитанию детей.    

Слайд №60

Экологическое просвещение родителей содействует экологическому воспитанию дошкольников. Работа в рамках инновационной деятельности способствует формированию и поддержанию семейных традиций, улучшению детско-родительских отношений.

Слайд №61

  В ДОУ регулярно организуются выставки и смотры-конкурсы для родителей:

  • «Мозаика поделок»  сентябрь, 2010г.
  • «Все от русских рябин…» октябрь 2011г.
  • «Бутылочное королевство» (поделки из бутылок) ноябрь 2012г.;
  • «Эти забавные животные» (поделки из бросового материала) октябрь 2013г.;
  • «В гостях у сказки» (картины-коллажи) апрель 2014г.
  • «Дедушка Дерево» (поделки из бросового материала) апрель 2016г.

Слайд № 62

Каждой весной в ДОУ совместно с родителями проводятся акция «Экологический десант» по благоустройству и озеленению игровых участков, весной и осенью – традиционные экологические субботники.

Слайд №63

Педагоги ДОУ широко и активно распространяют опыт работы по экологическому воспитанию детей с ОВЗ.

В январе 2013г. педагоги МБДОУ детский сад № 14 г. Туймазы Шаяхметова З.Ф., Хасанова Г.Х.  выступили на методическом объединении для заместителей заведующих по ВМР с презентациями тематического модуля  «Огород на окне» и педагогического проекта «Биоархитектурная композиции «Где начинается сказка?»

Слайд №64

В рамках подготовки воспитателей  города и района к аттестационным испытаниям в феврале 2013г. педагоги  МБДОУ детский сад № 14 г. Туймазы Шаяхметова З.Ф., Жарикова Г.И., Хасанова Г.Х. поделились опытом разработки и оформления педагогических проектов «Огород на окне».

Слайд №65

В апреле  2013г. заведующий Бурашникова Н.А выступила на конференции учителей биологии ОУ и библиотекарей МАУК «МЦБ» на тему «Предметно-развивающая среда на территории ДОУ как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста», а воспитатель Сулейманова Г.Р. представила из опыта работы презентацию проекта Биоархитектурная композиция «Ящерица».

Слайд №66

В журнале №8 за 2013г. «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» педагогами Байгалиной Н.В., Жариковой Г.И. опубликована статья «Биоархитектурные композиции на территории детского сада».

Слайд №67

В мае 2017г. заведующий Бурашникова Н.А. представит опыт работы учреждения на тему «Проектная деятельность в ДОУ» на Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» в МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке Министерства Образования и науки РФ и Юнеско. Статья по вышеуказанной теме принята на публикацию.

Слайд №68

Ежегодно все педагоги ДОУ участвуют в различных  всероссийских Интернет-конкурсах педагогического творчества с представлением своего педагогического опыта и публикациями материалов в интернет-ресурсах.

   В Марте 2015г. Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования организовал конкурс «Здравствуй, лес! Дремучий лес, полный сказок и чудес!». Две группы для детей с задержкой психического развития и группа для детей с нарушением слуха представили свои творческие работы на конкурный тур  всероссийского пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты». Получены Дипломы Лауреатов II и III степени.

   

Слайд №69

В октябре 2016г. проводился Всемирный день наблюдений птиц – наши педагоги получили сертификаты участников.

Слайд №70

Ежегодно ДОУ является лауреатом и дипломантом муниципальных конкурсов, Фестивалей цветов и цветочных композиций, овощей и фруктов в различных номинациях:

Слайд №71

 «Необычный урожай», «Лучшее блюдо из овощей» и т.д.

Слайд №72

 «Композиция с использованием природных материалов»,

«Чудо-букет»,

«Гостья из будущего»,

 

Слайд №73

26.01.2017г. составлен и принят на заседании медико-педагогического совета №2 План работы по выполнению Указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года Экологии» и Указа Президента РБ «О проведении в Республике Башкортостан Года экологии и особо охраняемых природных территорий».

Слайд №74

В методическом кабинете создан  фонд    методического    и  наглядно – иллюстративного    материала по познавательному и экологическому образованию детей. Это демонстрационные картины и сюжетные картинки, иллюстрационные альбомы, обучающие карточки из серий «Уроки для самых маленьких», «Мир вокруг нас», «Окружающий мир».

Слайд № 75

Имеющиеся учебно-методические пособия помогают воспитателям в вопросах экологического воспитания детей, а художественная и энциклопедическая  литература для детей, книги позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Составлены картотеки прогулок, опытов и экспериментальной деятельности.

Слайд №76

Создан Банк педагогического опыта работы педагогов по экологическому воспитанию детей с ОВЗ, где собраны материалы выступлений, презентаций, семинаров-практикумов, конспектов ООД, аналитические справки по итогам тематических проверок, консультаций для педагогов и родителей, буклетов, конспектов родительских собраний и т.д. 

Закончить свое выступление хотелось бы следующими словами:

Слайд №77

Душа ребенка как растение:

Слайд №78

упадет в землю семечко, прольется дождик,

Слайд №79

пригреет солнышко и семечко проросло.

Слайд №80

Всем нужна забота

Слайд №81

и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку.

 Слайд №82

Душа ребенка – это росток.

Слайд №83

Чтобы из семечка вырос цветок -

Слайд №84

Много потратится сил и тепла,

Слайд №85

Нежного слова, улыбок, добра!

Слайд №86

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции воспитателей на тему "Формирование экологической культуры дошкольников"

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию дошкольников...

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

Выступления на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами изо деятельности»

По мнениюЛ.С. Выготского,  Е.А.Флёриной,  Н.П.Сакулиной,  Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.  Но в жизни соврем...

Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"...

Выступление из опыта работы «Интеграция как квинтэссенция экологической культуры дошкольников»

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает связи с различными областями воспитания и обучения дошкольников....