Выступления на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами изо деятельности»
статья по теме

Ахметова Лилия Шайхинуровна

По мнениюЛ.С. Выготского,  Е.А.Флёриной,  Н.П.Сакулиной,  Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.  Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

- отчуждение детей от мира природы;

- снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

- неумение видеть, чувствовать  красоту и уникальность окружающего мира.

  Поэтому одним из направлений  нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

                                                                                   Составила: Ахметова Л.Ш.

                                                                     

По мнениюЛ.С. Выготского,  Е.А.Флёриной,  Н.П.Сакулиной,  Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.  Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

- отчуждение детей от мира природы;

- снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

- неумение видеть, чувствовать  красоту и уникальность окружающего мира.

      Поэтому одним из направлений  нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

    Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами  изобразительной деятельности.

     Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

     Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

( анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

     Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм,  разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.  

     Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

      Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой,  выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

   Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

   Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

   Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

   Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

   Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу  динамики  действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

    Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

     Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

      Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

     В нашем образовательном учреждении работают по  основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной  программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

      Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

     В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в  «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

           Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях  дети отражают в своих рисунках.      Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

     Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию,  «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

    Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть  мини - музей,  где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

    Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

   В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

   

    Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы:

1- наблюдения явлений природы;

- рассматривание репродукций с картин;

 - игровые приёмы с использованием кукол ( карандаш, фауна, здравик, фырка)

- беседы на темы природы;

- чтение художественной литературы;

2 - обследование;

- игровые приёмы;

- экспериментирование с цветом;

- составление мнемодорожек;

- проблемные вопросы;

- вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

- работа по неоконченному рассказу на темы природы;

- рисование музыки;

- элементы ТРИЗ  и другие.  

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности , возрастным особенностям.

 Мы выделили следующие формы организации  работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность  является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

  Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы ( например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса ( например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа ( дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога.  Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

    Благодаря правильной организации  и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

    Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения , на развитии  творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.  

      Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности  очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель,  мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно  проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

     Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

    Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и  вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты  и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.  Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...

«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...

Тема выступления Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. ...

Выступление из опыта работы на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности» на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление из опыта работы на тему:«Формирование экологической культуры дошкольников средствами инновационной деятельности»на совещании для руководителей ДОУ муниципального района Туймази...

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"

Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности"...