Описание проведения совместных психокоррекционных занятий, направленных на улучшение детско- родительских отношений и коррекции психосоматических нарушений ( дети и родители)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Описание проведения совместных психокоррекционных занятий, направленных на улучшение детско- родительских отношений и коррекции психосоматических нарушений ( дети и родители)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание проведения совместных психокоррекционных занятий

( дети и родители)

Первый день

План

1. «Установка» перед входом в зал.

2. «Знакомство-представление».

3. «Строительство лодки здоровья».

4. Проблемные игры на общение.

5. Игры на невербальную экспрессивность.

6. Прием «Рисунок музыки».

7. Психогимнастика.

8. Аутогенная тренировка (АТ).

9. Домашнее задание.

     Происходит знакомство детей с правилами «плавания», с самим собой и друг с другом через раскрытие значения своего имени и имени каждого члена группы. Формируется образ Здоровья, выявляются основные проблемы, приведшие к его расстройству. Родители, активно участвуя, обнаруживают  свои проблемы и находят в них много общего с проблемами своего ребенка.

«Препятствия-провокации», с которыми сталкивается и которые преодолевает группа, служат толчком для начала осмысления причин возникновения проблем. Высвечиваются базисные проблемы общения( на тактильном, слуховом, зрительном и других уровнях). Умение общаться - это умение не только слышать, но и слушать. Не только смотреть, но и видеть. В том числе «видеть» и «слышать» самого себя. Домашнее задание(«вахта») служит продолжением занятия(плавания»).  

1. «Установка» перед входом в зал

     «Нас собрали разные проблемы… общее из них то, что их наличие не дает возможности быть здоровым и счастливым… Не все дети пока ясно понимают  суть своих проблем. Родители же знают, как в будущем будет плохо, если сейчас не избавиться от своих слабостей и недостатков… Поверим же своим родителям, которые нас любят, хотят нам счастья. Которого не может быть без здоровья… Давайте представим, что мы отправляемся в плаванье с берега Болезни к берегу Здоровья… В пути нас ждут трудности и испытания, но за восемь дней мы должны преодолеть это расстояние и сойти на берег Здоровья, избавившись от всего ,что мешает, и приобретя то, чего нам пока не хватает… Времени мало, и поэтому в нашей лодке Здоровья не должно быть пассажиров- мы члены одного экипажа, одной команды, и от усилий каждого зависит общий успех… Но зато каждый вправе рассчитывать на помощь всей группы… Наш девиз - «Один за всех и все за одного!!!»… А теперь заходите и садитесь в круг».        

2. «Знакомство - представление»

     «Итак, раз мы члены одного экипажа, то перед отплытием нам нужно как следует познакомиться и узнать, кто чем может быть полезен в предстоящем плавании… Сейчас каждый по очереди встанет, назовет свое имя и фамилию, возраст, расскажет о себе и ответит на наши вопросы».

Вопросы: Что означает (как переводится) твое имя и имена твоих родных? Какой образ отражает значение имени? Чем тот, с кем ты пришел, может быть полезен нашей группе, за что мы его можем полюбить? Ребенок и родитель по очереди называют три положительных качества друг друга. В процессе взаимных представлений обращается внимание на склонность родителей к положительной характеристике добавлять критические уточнения типа «Он мальчик добрый, но…» и т. п. Типичное для некоторых родителей не безоговорочное одобрение (типа «Хорошо, но может быть и лучше) препятствует формированию у ребенка комплекса полноценности, без которого трудно ожидать уверенности, решительности, активности. При затруднениях в подборе хвалебных слов можно предложить посмотреть на того, кого хвалишь, либо обратиться за помощью группы.

     Процедуру знакомства прерываем подвижной игрой, смысл которой подводит к постановке проблемы общения. Такова, в частности, игра «Броуновское движение»: руководящий вбрасывает в круг один за другим множество небольших мячей, а члены группы должны следить за тем, чтобы не один из них не остановился и не выкатился за пределы круга. Если такое происходит, заметивший это подает сигнал( трижды топает об пол), и игра останавливается. Собрав и подсчитав задействованные мячи, руководящий предлагает группе самой найти оптимальный вариант расположения круга(сузить  его, опуститься на колени, поместить кого-то в центре и т.п.) с тем, чтобы в следующей попытке поставить рекорд по количеству движущихся мячей. Осуществляется несколько попыток.

Вывод: «У нас замечательный экипаж, и мы можем отправляться в путь к берегу Здоровья». А поплывем мы на лодке, которую сами построим. Лодка весельная, и в ней нет пассажиров. При этом важно помнить, что лодка - это не цель, а лишь средство достижения цели, поэтому основное требование к ней - надежность  и эффективность управления. И так, строим лодку из стульев, на которых сидим».                        

3. Строительство лодки здоровья»

     Используются стулья (обычно используются 2-3 попытки). Типичные ошибки - стремление к внешней похожести в ущерб функциональности, рассаживание лицом не к «корме», а к «носу», рассаживание детей в середине «лодки», а не рядом с «бортами», наличие «не гребущих пассажиров», выбор в капитаны самого бойкого, а не самого опытного.

Вывод: «Каждая игра в нашей методике - это тест, который несет двойную нагрузку - диагностическую и обучающую…Чему мы научились и что узнали о себе в процессе строительства лодки как аллегории здоровья, поскольку здоровье - это тот «транспорт», на котором мы движемся к жизненным целям?

1. Для многих форма является важнее содержания (внешняя похожесть важнее основной функции, красивость речи - ее содержания, видимость здоровья - того, для чего оно нужно, хорошая оценка - отношения к учебе, к труду…)    

2. У некоторых членов группы обнаружилась потребительская, отрешенная позиция к тому, что здесь происходит, позиция «пассажира» - «Мы сели, а вы нас везите», все хотят достичь берега Здоровья, но не все настроены грести.

3. Наше родительское желание максимально защитить ребенка, облегчить ему жизнь, может помешать их взрослению и затруднить работу. Что правильнее - запретить ребенку или обучить его под нашим наблюдением?

4. На опыте коллективного обсуждения строительства лодки мы убедились, как важно прислушиваться к чужому мнению (даже высказанное человеком младше нас), а с другой стороны, как важно научиться отстаивать собственное мнение, добиваться, чтобы тебя услышали. В этом залог общего успеха в любом деле. А что значит - уметь слышать другого человека и уметь быть услышанным? Быть понятым окружающими и понимать других? Это значит уметь общаться!!!»

4. Проблемные игры на общение

     1.Сюжетные игры: «Дети в лесу», «Простудившийся зайка», «Охрипший фотограф». Главным действующим лицом  (ребенком, знающим дорогу из леса, покупателем, потерявшим голос и покупающим себе лекарства,  мед или теплые носки, охрипшим фотографом, делающим групповой снимок) назначается самый робкий и застенчивый ребенок. Это позволяет   драматизировать игровой сюжет  за счет того, что неумение общаться наглядно приводит к печальному результату. Негативные эмоции настраивают на серьезную дискуссию и обоснованные приобретенным опытом выводы.

Вывод: «Уметь общаться важно, нужно и полезно в любом возрасте и не только с помощью речи, но и с помощью  других способов передачи мыслей, чувств, информации. В этом залог успехов, счастья  человека. Счастливый человек выздоравливает быстрее. Чем лучше мы научимся общаться, тем крепче будет наше здоровье, меньше поводов чувствовать себя несчастными. А если мы здоровы и счастливы, значит, счастливы все, кто нас любит».    

5. Игры на невербальную экспрессивность

1. «Дед Мазай»  («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).

Две команды по очереди загадывают пантомимические сюжеты: дети - «В летнем лесу», «Зимние игры», «Оркестр», «В поликлинике», родители - «Турпоход», «Цирк», «Зоопарк», «Соревнования»…

2. Американские шарады. Каждая команда вспоминает какую-нибудь известную пословицу или поговорку(«Под лежачий камень вода не течет»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься - люби и саночки возить» и т. п.) и затем пантомимически ее демонстрирует, как бы «пишет» таким образом, что каждый участник изображает одно слово или союз. Другая команда должна «прочитать» представленное предложение.

Вывод:  «Чтобы понятно показать, надо мысленно увидеть то, что назвал, и выделить в воображаемом образе самое характерное, типичное. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Данный игровой тест выявил одну из причин затруднений в обучении у некоторых детей. Мы слишком рано ограничили формы своего общения с ребенком  речевыми способами коммуникации, ориентируясь на абстрактно-логический уровень мышления, который у них только формируется. А дети в этом возрасте находятся на этапе наглядно-действенного и конкретно-образного мышления. Поэтому, чтобы дети хорошо думали, надо, чтобы за каждым обобщающим словом в их сознании стоял конкретный образ и реальное действие. Чтобы уяснить смысл «хорошего» поведения у них должен накапливаться опыт одобряемых поступков. Наши дети умны, но чтобы они нас лучше понимали, логичнее нам вспомнить их язык (язык действий и образов), чем заставлять манипулировать словами, не прошедшими через их ощущения и чувства».

Оживив и доразвив образное мышление, дети начнут легче обучаться и перестанут перегружать левое (речевое) полушарие мозга, распределяя мыслительную нагрузку на весь мозг.

5.Прием  «Рисунок музыки»

И дети, и взрослые вначале прослушивают характерный музыкальный отрывок и представляют соответствующий зрительный образ, а затем при повторном прослушивании переносят его на бумагу с помощью красок. Этот образ можно использовать как «якорь» спокойствия при овладении приемами психической саморегуляции.

6.Психогимнастика

(развитие номинативной и обобщающей функций речи)

     1. Показ предметов («самолет», «дерево», «трактор», утюг», «мячик», «телефон»).

2. Передача воображаемых предметов по кругу.

3. Показ в паре «звериной семейки». Принцип «родитель сделает - ребенок повторит» наглядно демонстрируется в случае отказа ребенка от задания после первой же неудачи. Дается инструкция родителю: «Взрослый телефон учит своего маленького работать телефоном».

Вывод: Показать предмет можно через его основное действие или свойство, а для этого его надо сначала назвать и  «увидеть»  - образно представить. Чтобы ребенок мог проявить (показать) доброту, смелость, любовь и т.д., надо, чтобы ему это сначала показали и назвали. Тогда за каждым словом будет стоять «картинка», и ему останется только ее оживить (показать «подлежащее» через «сказуемое»).

8. Аутогенная тренировка (АТ)

     Аутогенная тренировка дополняется сюжетным воображением, стимулирующим эмоциональную регуляцию.

«Лодка Здоровья отчалила от берега… все дружно и ритмично гребут … светит солнце, дует легкий ветерок…нас ждут испытания, будут шторм и ураган, трудности и неудачи…захочется все бросить и отступить… но рядом всегда родители, которые не бросят, поддержат в трудную минуту, научат и подадут пример…вместе мы справимся со всеми испытаниями и причалим к берегу Здоровья окрепшими, повзрослевшими, многое узнавшими и научившимися многому, всей семьей сойдем на этот берег для дружной и счастливой жизни… И - раз, и - раз…подымаются и опускаются весла… в ритм  воображаемым гребкам каждый повторяет про себя: «Я - сильный, Я - смелый, Я справлюсь, Я смогу, Я буду».  

9. Домашнее задание

     Все последующие дни выполнение домашних заданий рекомендуется начинать с совместного проведения ребенком и родителем аутогенной тренировки.

1. «Визитки» на грудь с полным именем и его символом.

2. Начать думать о «семейном гербе» (эскиз к 8 дню).

3. Начать готовить рассказ о знаменитом тезке.

4. Уметь показать три неодушевленных предмета.

5. Отчеты детей и родителей (что чувствовал, что думаю, какие возникли вопросы, чему хотел бы научиться).

 

Второй день

План

1. «Установка»

2.  Тест-игра «электрическая стена»

3. Чтение отчетов

4. Проблемная ситуация безречевого общения

5. Зрительный контакт

6. Тренировка невербальной экспрессии

7. Фрустрационный тест (на основе теста Розенцвейга)

8.Родительский массаж

9. Домашнее задание

1. «Установка»

     «Вчера мы говорили о том, как важно слышать друг друга… Сегодня мы убедимся, что еще важнее видеть человека, с которым общаешься, чтобы правильно его понимать… Невербальное поведение может сказать гораздо больше любых слов. Глядя сейчас на вас  и видя, кто, где и как, в какой позе стоит, я могу узнать, кто как относится ко мне, к нашим занятиям и друг к другу…Посмотрите друг на друга и скажите, кто заинтересован в работе, а кто - нет, кто скучает, кто закрыт и отстранен,  а кто открыт и доступен…Я бы хотела, чтобы в наших установочных беседах дети стояли полукругом передо мной, а  родители за ними, положив им руки на плечи… Кстати, как утверждают ученые, четыре объятия в день просто необходимы для выживания человека, а для хорошего самочувствия их должно быть не более восьми…А вообще, как вы думаете зачем здесь родители? Может быть, достаточно, чтобы они только приводили детей на занятия и забирали их домой?...Только что тогда получится? Мы высадим детей на берег Здоровья, а родители останутся на том берегу, где они заболели и где такой климат, что сами дети не смогли  выздороветь… Семья в разлуке жить не может. Кто кого скорее перетащит на свой берег - ребенок всю семью на берег Здоровья, куда он только что сошел и еще не обжился, или родители ребенка  назад - туда, где все так привычно и не надо ничего менять?.. Не в том ли причина, что проблемы ребенка, прошедшего коррекцию, вновь возвращаются после ее окончания? Наш принцип таков: «Болезнь в семье возникла, в семье развилась и семьей должна лечиться!» Только улучшив всю систему, можно рассчитывать на сохранение положительных изменений в составляющих ее подсистемах… Если мы хотим, чтобы ребенок повзрослел и избавился от проблем, надо чтобы повзрослела вся семья. А чтобы взросление ребенка не происходило в ущерб родительским чувствам и семейной сплоченности, лучше всего, чтобы оно совершалось в процессе совместной, дружной и творческой работы…Именно на это нацелены наши занятия, которые мы сейчас продолжим в едином кругу детей и родителей!

На пути нашей лодки Здоровья возникла неожиданная проблема, которую нужно решить всем вместе».

2.Тест - игра «электрическая стена»

     Предлагается игровой сюжет: «На нашем пути стоит преграда - стена, по которой проходит ток высокого напряжения (через зал натягивается веревка на уровне вершины спинки стула). Надо всем членам группы перебраться через стену, не задев ее (для контроля к веревке подвешивается колокольчик или выделяется нейтральный эксперт). Использовать для взаимопомощи можно только собственные руки и тела. Задевание веревки даже одеждой, а также любое нарушение условий игры карается тем, что вся команда возвращается назад и все начинается сначала. Принимайте коллективное решение и действуйте».

С целью преодоления тенденций взрослых решать все самим, не интересуясь мнением детей, им предлагается во время обсуждения способов преодоления «стены» ограничивать собственную активность задаванием наводящих вопросов. При этом взрослые на собственном опыте познают, как трудно играть, не нарушая правил, тем более детям, которые этому только учатся. В случае если родители нарушают принцип равноправия и игнорируют детей в процессе принятия решения, ведущий берет на себя организацию. Выстраиваю группу в круг таким образом, чтобы родители стояли за детьми, предлагаю каждому ребенку по очереди высказать свое мнение или мнение после «семейного совещания». Задача каждого родителя - проследить, чтобы его ребенок был обязательно выслушан группой. Когда все участники перебираются через «стену» и рассаживаются в круг, мы приступаем к обсуждению (каждый участник рассказывает, что он чувствовал в процессе и о полученном опыте (чему эта игра учит)). Каждому дается распечатка фраз под общим заголовком «Наука побеждать», для помощи в формировании полеченного опыта.

«Наука побеждать»

-  «У каждого своя высота, и то, что для одного - обычное дело, для другого - рекорд и подвиг».

-  «Не все получается с первой попытки, причина неудачи может корениться не в идее, а в ее реализации».

-  «Лучше не заставлять, а показывать пример».

-  «Прежде чем сдаваться, попробуй победить».

-  «Родитель сделает - ребенок повторит».

-  «Нет своих идей - посоветуйся с соседом».

-  «Проблемы наших детей - продолжение наших проблем, только они более заметны».

- «Если мы прощаем себе свои ошибки, то и к детям следует быть снисходительнее».

- «Страх действует универсально: либо сковывает, либо вызывает панику».

- «Есть что сказать - обязательно скажи, даже если ты самый младший».

- «Не отбрасывай чужих идей только потому, что они не твои. Нельзя быть экспертом во всех вопросах».

- «Есть вещи, в которых дети искуснее нас».

- «В мозговой атаке все равны».

- « Практика - критерий истины».

- «У страха глаза велики».

- «Не так страшен черт, как его малюют».

- «Спеши медленно».

- «Сначала думай, потом прыгай».

- «Готовься к ответу заранее, а некогда до тебя дошла очередь» и т.п.

3. Чтение отчетов

4. Проблемная ситуация безречевого общения

     Ведущий молча входит в круг, протягивает каждому ребенку руку для рукопожатия, заглядывает в глаза и улыбается, выразительно демонстрируя свои реакции на ответное поведение детей. То же затем проделывается с родителями. Затем проводится дискуссия о невербальном общении, отличии от словесного общения, значении полноценных безречевых коммуникаций для взаимопонимания. «Радость за минуту» - общий обмен рукопожатиями, улыбкой и вежливым поклоном головы (каждый с каждым).

 

5.Зрительный контакт

1. Закрыли глаза, сосредоточились, вспомнили:

- Какого цвета глаза у вашей мамы (у вашего ребенка)?

- Как  меняется цвет маминых глаз, когда она вами довольна и когда сердится?

- Как меняется цвет глаз вашего ребенка, когда он радуется и когда расстроен?

Задание на дом: ответить на эти вопросы в отношении всех членов семьи и зафиксировать это в отчетах.

2. Угадывание мыслей - дети сели напротив родителей, протянули к ним руки  ладонями вверх, загадали два слова (существительное и прилагательное), образно представили («увидели»)  соответствующую картинку и, не отрывая взгляда от глаз родителей, постарались передать им этот образ. Родителям достаточно угадать только прилагательное: сладкий  мед, кислый лимон, горький лук.

3. Поменялись ролями (родители загадывают, дети отгадывают); пересели к другим родителям; еще раз пересели; изменили существительные на более обобщающие слова(«напиток», «материал», «день», «человек»).

Вывод.  Прикосновение, взгляд, а также поза, мимика и жесты, вокализация - первоначальные базисные формы общения. На их долю приходится не менее 65% передаваемой информации. Чисто словесное общение в значительной степени лишается своей эмоциональной, чувственной достоверности и служит источником недопонимания и конфликтов между людьми. Вот почему так важно восстановить эти способы общения и обогатить ими человеческие, словесные способы коммуникации.  

 

6. Тренировка невербальной экспрессии

1. Показ неодушевленных предметов (домашнее задание).

2. Обучение любимой игре с помощью показа того, как в нее играть.

7. Фрустрационный тест (на основе теста Розенцвейга)

Ведущий вводит пару участников в содержание конфликтной ситуации и дает одному из них инструкцию, какую фразу тот должен произнести, чтобы вызвать у партнера ощущение препятствия или обвинения. Тот, в свою очередь, должен выразить свою непосредственную реакцию невербальными способами. После чего члены группы пытаются озвучить, выразить словами смысл реакции партнера. При затруднении или расхождении с вербализацией  самого фрустрируемого предлагается повторить его движения и жесты («отзеркалить») и прочувствовать возникающие при этом эмоции.

1. Фрустрирующие фразы из детского варианта теста:

«Последний кусок я отдала твоему брату».

« Отдай самокат!»

«Я не могу починить твою машину».

« Я бы купил тебе эту игрушку, если бы у меня было больше денег».

«Ты слишком мал. Мы с тобой не играем».

«Я выиграл, теперь солдатики мои».

«Ты разбила мою самую любимую куклу».

«Ты - невоспитанный ребенок, ты оборвала мои цветы».

« В наказание ты пойдешь спать раньше».

«Тихо! Мама спит».

«Ты мокрая курица!»

«Так вот кто разбил мое стекло».

« Мы сейчас уходим, а ты спи».

«Ну и что же, если малышка поиграет твоим мячом».

«Я не приглашу тебя на мой день рождения».

«Мне очень жаль, что я нечаянно сломал твой дом».

«Я буду качаться весь день».

« Ты опять опоздал!»

«В самом деле жаль, что твой суп холодный!»

«Сначала вымой руки, а потом уже приходи за книгой».

 

2. Фрустрирующие фразы из взрослого варианта теста:

«Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу!»

«Это ужасно! Вы разбили любимую вазу моей матери!»

«Вам же не видно экрана!»

«Как обидно, что моя машина сломалась, и вы из-за этого опоздали на поезд».

«Согласно библиотечным правилам, вы можете брать одновременно только две книги».

«Не слишком ли вы шумите?»

«Я  понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу».  И т. д.

     Вывод. Нет неправильных реакций на препятствия и обвинения; чем богаче арсенал возможных ответов, тем гибче поведение и лучше адаптация к социальной среде…  

8. Родительский массаж»

Является мотивированным тактильным общением родителя и ребенка, где не нужны профессиональные навыки. Массаж должен быть поглаживающий  и успокаивающий.

9. Домашнее задание

1. Зарисовать цвет глаз всех членов семьи и его изменения в зависимости от настроения.

2.Рисунки - на что похожи «Можно», «Нельзя», «Хорошее», «Плохое».

3. Родительский список примеров проблемного поведения ребенка (максимально конкретно, так, чтобы это можно было нарисовать и показать в сценке).

4.Дописать неоконченный рассказ «Будущая учительница».

5.Научить угадывать мысли всех членов семьи.

6. С этого дня регулярно проводить «родительский массаж».

7. Отчеты с обозначением чувственного впечатления о прошедшем занятии. Отчеты детей записывают с их слов родители.

Третий день

   

План

1. «Установка»

2.  Игра «Альпинисты»

3. Чтение отчетов

4. АТ

5. Обсуждение неоконченного рассказа «Будущая учительница»

6. Разыгрывание сценок «Типичная конфликтная ситуация»

7.Обмен «Верительными грамотами»

8. Музыкально пантомимическая инсценировка сказки Ш.Перро «Золушка»,

9.Домашнее задание

1. «Установка»

        «Поднимите руку те, кто полностью выполнил все домашние задания. А остальные? Почему?.. Кто вам сказал, что наш путь будет легким? Поднимите руку те, кто хочет быть сильным… А теперь - те кто каждое утро делает зарядку… Каждый из вас, наверняка, ждет чуда, как в сказке: был нищим - стал принцем, был Иванушкой - дурачком - стал Иваном  - царевичем, была Золушкой - стала принцессой…В каждом из нас с детства живет магическое мышление… Но давайте вспомним, что же в любой сказке предшествует счастливому волшебному превращению ее героя. А предшествует вот что: «Пойди туда, не знаю куда… Искупайся в кипятке… Победи Кащея Бессмертного… Поделись последним, куском хлеба… Потрудись хорошенько» и т.п. Чудо следует после того, как совершишь ряд подвигов (смелости, терпения, доброты, трудолюбия)… И от того, как выполнишь эти условия, будет зависеть и чудесная награда… Вспомните сказку «Морозко». Две  девочки попали в одни и те же условия, получили одни и те же задания от деда Мороза, обе получили в награду по чудесному сундуку. Да только у  одной в нем оказались золото и драгоценности, а у другой вороны. Почему так получилось?.. На восьмой день случится чудо. Каждый выйдет отсюда радостным и благополучным. Но кто удержит этот результат навсегда и сможет приумножить свое богатство, а кто вскоре растранжирит его и вернется к старым проблемам - это будет зависеть от того, насколько своим трудом он заслужил это чудо… Восточная мудрость гласит: «Если ты даешь кому-нибудь рыбу, он сможет прокормить себя всего один день. Если же ты научишь его ловить рыбу, то он сможет прокормить себя всю свою жизнь». Но научить нельзя насильно… Так и в нашей работе.  Если вы будете добросовестными и старательными, то научитесь общаться, а значит, жить в мире и согласии с людьми, научитесь преодолевать страхи и станете смелыми, научитесь хорошо думать и станете умными,  знающими, научитесь регулировать свое самочувствие, а значит, всегда будете здоровыми. Каждый наш день будет насыщен испытаниями, каждый день вам придется совершать  подвиги… За них мы будем награждать… Полностью выполнившим домашнее задание выдаются монетки, те, кто по мнению группы, совершил личный подвиг, поднимается на стуле Победителя. Эта процедура повторяется каждое занятие. Ну, а сейчас вам предстоит подвиг!!! Заходите в зал».  

             

2. Игра «Альпинисты»

          За гимнастическую скамейку становятся все участники группы, крепко стоя плечом к плечу и сцепившись руками. Крайний участник с каждой стороны и проходит  на другой край этой искусственной стены. За ним идет следующий и т.д. В  случае «падения» или «разрушения скалы» попытка повторяется. «Скале» нельзя помогать «альпинистам», а последним следует обязательно коснуться каждого участника группы. Затем обсуждается, кто что чувствовал, что думал, когда вместе с другими был «скалой», когда проходил по «горной тропе», когда должен был разойтись со встречным «альпинистом», какие его качества мешали, а какие помогли победить, чему он научился в этой игре.

3. Чтение отчетов

     Данная процедура представляется крайне важной не только потому, что полученная информация из детских и родительских отчетов сразу же может быть использована для обсуждения. По мере групповой динамики, повышения искренности и взаимной значимости отчеты становятся мощным психокоррекционным фактором. Время зачтения отчетов ограничивается 2-3 минутами на семью при  помощи песочных часов. Это организовывает и нацеливает на самое существенное.

4. АТ (см. упражнение 8, день первый)

5. Обсуждение неоконченного рассказа «Будущая учительница»

     Обсуждение рассказа с фиксацией мнений о том, почему дети бывают упрямыми и капризными, что должны делать родители, чтобы дети не упрямились и не капризничали.

Выводы: дети порой лучше понимают, как их надо воспитывать, и поэтому стоит почаще с ними советоваться, вместе обсуждать проблемы и вырабатывать совместные решения. Если родители хотят, чтобы их ребенок повзрослел, следует перестать относиться к нему, как начальник к подчиненному, чаще общаться как взрослый со взрослым. («Пытаться управлять детьми посредством окриков так же бесполезно, как управлять автомобилем при помощи клаксона», - сказал Дж. Добсон.)  Нет  абсолютно неправильных воспитательных приемов, есть неуместные (не соответствующие причине нежелательного  поведения ребенка). Меры действенного реагирования весьма индивидуальны и меняются с возрастом, что требует от родителей гибкости собственного поведения.  

6.Разыгрывание сценок «Типичная конфликтная ситуация»

     Разыгрывание сценок с последующим анализом невербального поведения, называнием чувств и мыслей их участников (мотивов поведения), со сменой ролей и сменой партнеров, поиском оптимальной модели поведения с тем, чтобы у обоих оппонентов «во рту было сладко» или, как минимум, одинаково. По ходу первоначального разыгрывания сценки терапевт просит называть, как меняется «вкус во рту» по мере нагнетания отрицательных эмоций. При этом легко устанавливается связь чувства досады с кислым вкусом, разочарования - с горечью, затруднения - со вкусом соли, радости - со сладостью.

7. Обмен «Верительными грамотами»

     Ведущий диктует фразу: «Мне тут же и сразу же станет сладко, если мой ребенок (моя мама, папа, брат, сестра)…», которую каждый член группы дописывает. Затем каждая семья озвучивает, что кто написал, и обменивается встречными посланиями. В юмористической форме сравниваются конкретность и реалистичность потребностей детей,  возможность «здесь и сейчас» дать им «кусочек счастья» (похвалив, погладив, обняв, улыбнувшись, простив за проступок, пообещав после занятия купить мороженое и т.п.) и абстрактность, расплывчивость, отдаленность, перфекционизм высказываний родителей, несоответствию их условию «тут же и сразу же» («если мой сын станет здоровым и сильным», «послушной и самостоятельной» и т.п.). Родителям предлагается конкретизировать формулировку своей «верительной грамоты», чтобы не лишать детей возможности сию же минуту осчастливить любимых родителей своим поведением (не кривляться, навести порядок в комнате и т.д.).

8.Музыкально пантомимическая инсценировка сказки Ш.Перро «Золушка»,

в которой участвуют и дети и взрослые.

9.Домашнее задание

1.Отчеты с обозначением чувственного впечатления об отдельных тестах и занятии в целом.

2. «Домашняя бухгалтерия» на все последующие дни. Родителям, наиболее часто конфликтующим с  ребенком, рекомендуется подсчитывать в течение дня: «Сколько раз я ребенку приказал, попросил, спросил для себя совета. Дети: «Сколько раз я маме помог, обидел ее, пожалел». Рекомендуется осуществлять взаимную помощь при ведении «домашней бухгалтерии». Так , мама после того или иного поступка ребенка может спросить его: « Ты мне помог, обидел или пожалел?». Если ребенок искренне или нарочно искажает свою оценку собственного поведения, она может дать обратную связь: « Что- то после твоей «помощи»  у меня стало горько во рту. Не мог бы ты мне помочь как-то по-другому?». В свою очередь, ребенок в ответ на инструкцию матери может спросить: «Мама, это просьба или приказ?»  

3.Вечерний родительский массаж.

4. Сочинение «Что я люблю и чего не люблю» (для каждого члена семьи).  

5. Неоконченные рассказы «Новичок в классе» и «Старший  брат».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб как условие улучшения детско-родительских отношений

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально- психологической ада...

Игры направленные на снятия психофизического и эмоционального напряжения, улучшение детско - родительских отношений

Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой. СМШ - методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей развития, ра...

Групповое занятие с элементами тренинга для родителей и детей, направленное на оптимизацию детско-родительских отношений.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста

Развивающая программа, направленная на развитие детско-родительских отношений «Счастливы вместе» для детей старшего дошкольного возраста...

Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плох...

Улучшение детско-родительских отношений в системе современного дошкольного образования

Гармоничное формирование детско-родительских отношений является важнейшим фактором формирования личности ребенка. В статье рассматриваются проблемы формирования детско-родительских отношений и возможн...

Консультация для родителей: «Совместный семейный отдых – лучший способ укрепления детско-родительских отношений»

Консультация для родителей "Совместный семейный отдых - лучший способ укрепления детско- родительских отношений"...