Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».
статья (старшая группа)

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.a._statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи  и  улучшение детско-родительских отношений».

                                                     

                               О.А. Адаменко

Воспитатель  Начальная школа  п. Новосадовый «структурное подразделение детский сад»

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья.

На базе МБДОУ д/с №47 г. Белгорода апробировался инновационный проект «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и                                       улучшение детско-родительских отношений».

В инновационной  работе приняли участие 26 детей подготовительной к школе группы. Целью констатирующего этапа эксперимента стало изучение взаимоотношений в семьях воспитанников и исследование уровня развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования использовался следующий диагностический инструментарий: тест-опросник родительского отношения, беседа «Расскажи о себе».

По результатам теста - опросника родительского отношения, использованного для изучения стиля воспитания ребенка родителями были получены следующие данные: 

28% семей используют кооперацию, как один из видов воспитания, т.е. родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Такие родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяет ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах;

37% семей используют стиль симбиоза, который проявляется в том, что родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным;

24% семей выявлено инфантильное отношение к воспитанию: родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его не успешность и неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия;

11% родителей требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

С целью изучения уровня сформированности образа  «Я», степени осознания своих особенностей у детей была использована беседа «Расскажи о себе».  Ребенка просили рассказать о себе все, что он знает, то есть ребенку предоставлялась возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем задавались вопросы, предлагаемые автором методики.

Анализ  результатов беседы позволил выявить следующие данные: высокий уровень развития самооценки и самопринятия – 24%, средний – 37%, низкий уровень – 39%.

Самооценка и самопринятие считались низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа «Я» осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то интерпретировали такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего «Я» как с собственной позиции, так и с позиций других людей.

Характеризуя самооценку ребенка, обращалось внимание не на уровень (высокий - низкий), а на ее качество (положительная, отрицательная, абсолютная, конкретная и пр.). Кроме того, выделялась реальная и идеальная самооценка, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Если ребенок самостоятельно называл и аргументировал (отвечал на вопросы «почему?») те или иные качества своего «Я» или делал это с незначительной помощью взрослого, то это характеризовало высокий уровень развития образа «Я». Аргументации носят развернутый, объяснительный характер («Потому что я забочусь о маме, помогаю все делать»). Если жеребенок называл свои качества с помощью взрослого, но аргументировал лишь их отдельные оценки, то это расценивалось как средний уровень осознания «Я». Низкий уровень развития образа «Я» ребенка проявлялся в том, что он даже с помощью взрослого называл лишь единичные качества сторон своего «Я», не объясняя их, или же аргументация повторяла характер оценки («хороший, потому что хороший»).

На основе анализа каждой отдельной составляющей «Я» составлялась индивидуальная карта образа «Я» каждого ребенка.

При этом необходимо отметить, что в семьях, в которых преобладал инфантильный и авторитарный стиль воспитания ребенка, у детей наблюдался низкий уровень развития самопринятия и самооценки. В то время как детей, воспитывающихся в семьях со стилем воспитания – кооперация, характеризовали средний и высокий уровни сформированности образа  «Я».

Данные исследования  выявили целесообразность разработки системы работы по взаимодействию с семьей.

На основе полученных данных инновационного проекта, была разработана система воспитательной работы с семьей, направленная на формирование и развитие воспитательного потенциала семьи, а также на улучшение детско-родительских отношений.

Семья оказывает активное воздействие на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. В процессе семейного воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются.

Литература:

1.Антонова, Т.И. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст]/  Т.И. Антонова, Е.П. Волкова, Н.А. Мишина // Дошкольное воспитание.- 2008, № 6, С. 10-12.

2.Замыслова, А.И. Семья как фактор воспитания [Текст]/ Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти П. И. Петренко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.

3.Новикова, В.И. Роль семьи в формировании современной личности [Текст]/ Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти П. И. Петренко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.