Психологическая разгрузка детей после физической активности
презентация по коррекционной педагогике

Андреева Екатерина Кахрамановна

Иногда мы сталкиваеся с ситуациями, когда дети слишком взбудоражены, например после зантия физкультурой. А у нас впереди, допустим, развитие речи. как же их успокоить с пользой для здововья? Ответ: кинезиологические упражнения или психогимнастика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая разгрузка детей после физической активности Мастер – класс Подготовила Андреева Е. К. Педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка»

Слайд 2

В своей работе все педагоги обязаны придерживаться требований ФГОС ДО, который призывает создавать для каждого ребёнка условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития. Поставлена задача по социализации ребёнка , развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха . Исходя из этих требований, метод кинезиологии стал очень актуален.

Слайд 3

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения. Эти движения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта . Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям.

Слайд 4

Цель упражнений: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Слайд 5

При выполнении упражнений необходимо учитывать определённые условия: • занятия проводятся утром; • занятия проводятся ежедневно, без пропусков; • занятия проводятся в доброжелательной обстановке; • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов ; • упражнения проводятся стоя или сидя за столом; • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам . Продолжительность занятий зависит от возраста (от 3-10 минут в день).

Слайд 6

Виды кинезиологических упражнений: • Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость ). (Снеговик, дерево, тряпичная кукла и солдат…) • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность . (Свеча, ныряльщик…) • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма . (Глазки, слон...) • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Человеку для закрепления мысли необходимо движение . (Яйцо, дерево, крюки…) • Для того чтобы дети настроились на работу и потом после неё отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения – для релаксации , они способствуют расслаблению и снятию напряжения . (Яблоки в саду, кулачки, лёд и огонь…)

Слайд 7

Виды кинезиологических упражнений: Считалочки – бормоталочки – это систематизированное целенаправленное развитие психики ребёнка 1. Идёт – бычок – качается 2. Идёт – бычок – (хлопок) 3. Идёт – (хлопок) – ( хлопок ) 4. (хлопок) – ( хлопок ) – ( хлопок ) – ( хлопок )

Слайд 8

Применение кинезиологических упражнений развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данные упражнения хорошо подходят для детей с повышенной двигательной активностью.

Слайд 9

Кинезиологические упражнения наиболее доступны в применении для воспитателей, так как в их основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника . Дети радостно откликаются на эти упражнения.

Слайд 10

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью , с другими нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития и т.п. Не менее важно использовать кинезиологические упражнения в работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Такая гимнастика, прежде всего, направлена на приобретение навыков в саморасслаблении , помогает детям снимать психическое напряжение, в том числе и после физических нагрузок. После занятий, связанных с физической активностью детям нужно помочь расслабиться, успокоиться, сбросить психоэмоциональное напряжение, обучить их саморегуляции .

Слайд 11

Некоторые упражнения для релаксации сопровождаются музыкой, которая может помочь ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Слайд 12

Занятия можно проводить для детей, начиная с трёхлетнего возраста, изменяя упражнения по уровню сложности . Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Дети выполняют вместе с воспитателем, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию вы сами увеличиваете время и сложность. Каждый комплекс необходимо проводить в течение 2-х недель, затем подобрать новый. Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л.А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников». У меня есть электронный вариант.

Слайд 13

Кинезиология –это метод, который, быстро избавляет организм от стресса, может быть, методом его профилактики. И при появлении состояния перевозбуждения дети при помощи воспитателя смогут быстро снять его на начальном этапе с помощью простых и интересных упражнений.

Слайд 14

Примерный план комплекса занятий для психологической разгрузки детей после физической активности: 1. Растяжки; 2. Дыхательные упражнения; 3. Релаксация.

Слайд 15

Примерный план комплекса занятий для психологической разгрузки детей после физической активности перед следующим занятием: 1. Растяжки; 2. Дыхательные упражнения; 3. Телесные упражнения / Глазодвигательные упражнения; 4 . Релаксация.

Слайд 16

Использованные источники: Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Психологическая разгрузка детей после физической активности

(советы-упражнения для педагогов)

ФГОС ДО ориентирует педагогов на психолого-педагогическую поддержку детей. Мы призваны создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В свете ориентиров ФГОС ДО и выше описанных проблем в обществе, метод кинезиологии стал очень актуален.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения. Эти движения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

При выполнении упражнений необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день).

Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения –  для релаксации, они способствуют расслаблению и снятию напряжения.

Применение кинезиологических упражнений развивает тело, позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данные упражнения хорошо подходят для детей с повышенной двигательной активностью.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

  • Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения –  для релаксации, они способствуют расслаблению и снятию напряжения.

Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко — психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика прежде всего направлена на приобретение навыков в саморасслаблении, помогает детям снимать психическое напряжение, в том числе и после физических нагрузок.

После занятий, связанных с физической активностью детям нужно помочь расслабиться, успокоиться, сбросить психоэмоциональное напряжение, обучить их саморегуляции.

Некоторые упражнения для релаксации сопровождаются музыкой, которая может помочь ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя  упражнения по уровню сложности.

Цель комплексов упражнений кинезиологической гимнастики: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Растяжки

“Снеговик” – можно выполнять даже с малышами 2 младшей группы. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Тряпичная кукла и солдат” – больше подходит для ребят старших групп и подготовительной. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.C:\Users\user2\YandexDisk\Скриншоты\солдат.jpg

Дыхательные

“Свеча” – можно использовать с малышами. Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

“Надуй шарик” Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

“Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

Телесные упражнения

“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

 

“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Упражнение «Крюки» помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизирует работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, что бы успокоиться и переключить внимание.

«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.

«Кошечка». Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.

Мелкая моторика

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 «Крючки». Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

Релаксация

«Яблоки в саду». Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

 «Кулачки». Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

«Лёд и огонь». Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лёд!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

 Глазодвигательные движения

“Глазки_1” – доступно для малышей.

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

 «Слон». – средняя, старшая группа. Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

“Взгляд влево вверх” – ребятам подготовительной группы. Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Использованные источники:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
  2. https://solncesvet.ru/webinars/kineziologicheskie-uprajneniya-v-rabote-s-detyami/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей с нарушением активности и внимания

У детей данной категории проявляются трудности в концентрации и поддержании внимания, нарушения в обучении и развитии памяти, а также сложности обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов....

Арттерапия как средство психологической разгрузки детей и их всестороннего развития

Я надеюсь, данная разработка поможет педагогам разнообразить приемы работы с детьми, сочетающие художественную деятельность, психологический комфорт и развитие навыков и умений детей....

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

Игры для психологической разгрузки детей в подготовительной группе детского сада.

Игры для психологической разгрузки детей в подготовительной группе детского сада....