Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демченко Ирина Александровна

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитие речи)

 

Лексическая тема: « На морском дне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demchenko_-konkurs.docx895.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ЕЖЕГОДНОГО XIII ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

 «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

В 2018 – 2019 г.г.

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитие речи)

Лексическая тема: « На морском дне»

Автор: Демченко Ирина Александровна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Пояснительная записка

к занятию по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом

 арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

Лексическая тема: « На морском дне»

 

Разработанного Демченко Ириной Александровной, воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

     Дошкольное детство        - сензетивный период развития психоэмоциональной сферы ребенка. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы личностных свойств и качеств.

      В ФГОС ДО среди основных принципов дошкольного образования  названы:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Песочная терапия представляет возможность,  осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейших условиях формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

     Данная методическая разработка- это конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию с детьми старшего возраста (шестой год жизни). При создании пособия были учтены следующие принципы:

  • создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи;
  • учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей;
  • вариативность творческих заданий.

    При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы             (самостоятельное выполнение творческого задания).

      Организованная игровая ситуация составлена в  соответствии с ФГОС ДО и  «Программой психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО» И.В. Верещагиной на основе учета лексической темы.

     Длительность деятельности- 20 минут. Образовательная деятельность проведена в системе работы по «ознакомлению с окружающим миром» (1 час в неделю,36 часов  в год.)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

      Деятельность проходила в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Группа состоит из 10 человек ( из них 5 девочки и 5 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет. Основная часть подгруппы детей (6 человек) имеют полную семью ( 4 человека из не полной семьи). Все семьи социально благополучны.

     В процессе деятельности происходила интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Деятельность имеет следующие этапы:

  • Мотивация:  сказка «нарисованная» пальцами на спине.
  • Планирование: поиск возможных вариантов «описания» моря.
  • Деятельность: релаксационные упражнения с использованием обычного песка, игровые речевые упражнения «Сосчитай до пяти», «Назови ласково»,  физминутка «Море волнуется», работа с пособиями «Кинетический песок».
  • Рефлексия: анализ деятельности детей по разрешению проблемы.

     Все этапы взаимосвязаны между собой. Каждый этап подготавливал детей к последующей работе.

     Методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.

Возрастная группа: 5-6 летC:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Вид деятельности: игровой, практический

Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.

Программные задачи:

  1. Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
  2. Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
  4. Способствовать творческой самореализации.

Материалы и оборудование:  аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, песочный столик «Божья коровка», покрывало, палочки для суши, фасоль, бусины, фруктовые косточки, пособия « Кинетический песок» и подносы по количеству детей, набор мелких игрушек « Морские обитатели», камешки, ракушки.

I этап. Мотивация

(Звучит приглашение в игру)

Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» Как вам мое предложение? Я очень хочу играть! Кто тоже хочет, присоединяется!

Все ребята встали в круг,        (Дети выполняют движения в

Ты мой друг и я твой друг         соответствии с текстом)

Крепко за руки возьмемся        

И друг другу улыбнемся!

(Звучит спокойная музыка). Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладили (дети гладят ладошками впереди стоящего, на каждое последующее предложение выполняют «рисование» движения пальцами по спине)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Жил-был  мальчик. Он очень любил ходить к морю. Однажды он пошел гулять. Светило яркое солнце. Вдруг появились тучи, поднялся ветер, ударила молния,  на море  начался сильный шторм. Море так бушевало и бурлило, что в одно мгновение, замерло.

Воспитатель: Интересно, почему? (предположения детей)

 Ветер стих, тучи рассеялись и выглянуло солнышко. Любимым занятие мальчика было смотреть на морскую воду и улыбаться обитателям моря. Он заглянул в воду, но никого из морских жителей не увидел.  Он расстроился и стал ходить по берегу и высматривать их хоть где –то?

Воспитатель: Ребята как вы думаете,  куда они делись? Что случилось?

II часть. Планирование.

Воспитатель: Ребята, каких  вы знаете обитателей моря? Можете их назвать? Как вы думаете, как мы можем «оживить» море, вернуть домой его жителей чтобы они больше не боялись?

III часть. Основная.

Воспитатель: Обратите внимание на морское дно (песочница). Чем оно покрыто? Какой песок на ощупь? Ребята как мы можем поздороваться с песком?

(ответы детей)

 Воспитатель: Я предлагаю вам: «Закопать   свои ладошки в песок и поднять  только указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками (тоже  дети делают с другими парами пальцев.)»

Воспитатель: Доставайте ладошки, кладите их на песок. Что вы чувствуете? Вам нравятся эти ощущения?

(ответы детей)

Воспитатель: Я хочу открыть вам один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А, ну-ка, попробуем!C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Я улитку увидала                              (пальцами рисуют спираливидную

И тот час нарисовала        форму)

Мы морские осьминожки,                        ( пальцы собирают в «паучок», погружают

Разминаем дружно ножки        пальцы в песок, разводя пальцы рук).

Воспитатель: А теперь палочками обведите свои ладошки на песке. На что это похоже? Для того чтобы  наши рыбки, осьминожки ожили,  что мы можем сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам для этого понадобиться? (выложим их контуры фасолью, сделаем глаза, рот.)

(практическая деятельность детей)

Воспитатель: Какие замечательные, веселые у вас получились морские обитатели. Вам нравятся?

(ответы детей)

Физминутка

Ой, мне кажется, шторм начинается!

Море волнуется- раз,                (игра повторяется 3-4 раза)

Море волнуется-два,

Море волнуется-три,

Морская фигура замри.

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтоб в море появилось больше обитатели?

(ответы детей)

Воспитатель: Я  предлагаю вам сделать объемные фигурки из цветного песка (работа детей с « Кинетическим песком и формами).  Ребята смотрите, что я вам принесла. Как можно эти игрушки применить?

(предположения детей)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Воспитатель: Выберете игрушки-морское животное или предметы моря, назовите его и расположите на нашем морском дне.

Как вы думаете, как можно назвать  наших обитателей ласково?

 ( игровое упражнение « Назови ласково»)

« Назови ласково»

Рыба-рыбка…

Вода-…

Песок-…

Осминог-…

Краб-…

Дельфин-…

Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался.

IV часть. Рефлексия.

Что случилось с морем? Как мы помогли морю? Чему вы сегодня научились? Как вы думаете мы смогли порадовать мальчика? Вам было интересно?

СамоанализC:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

к занятию по познавательному развитию с использованием

элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

Лексическая тема: « На морском дне»

      Вашему вниманию представлено занятие по познавательному развитию в старшей  группе компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по теме: «На морском дне»  с использованием информационно-коммуникационных  и здоровьесберегающих технологий.

        При выборе темы, подборе материалов к ней, я опиралась на возрастные особенности детей, знания и умения, полученные ранее.

Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.

При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы             (самостоятельное выполнение творческого задания).

Программные задачи:

  1. Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
  2. Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
  4. Способствовать творческой самореализации.

       Применение элементов арт- терапевтической техники «Кинетический песок» способствовало развитию тактильно- кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, нахождение способов решения проблемной ситуации. Образовательная деятельность была результативной.

Все дети работали активно, заинтересовано. В ходе занятия была использована технология исследовательской деятельности и информационно – коммуникативная. Дети показали знания программного материала, а также получили новые. Считаю, что поставленные цели были достигнуты. Дети с увлечением участвовали в занятии и справились со всеми заданиями. C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Приложение №1C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Описание организации деятельности воспитанников

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0035.jpg

I этап. Мотивация

(Звучит приглашение в игру)

1.Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» хочу играть! Кто Как вам мое предложение? Я очень тоже хочет, присоединяется!

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0008.jpg

        

(звучит спокойная музыка)

2.Воспитатель: «Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине».

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0062.jpg

III.Основная часть.

1. Знакомство с песком.

(Дети обводят палочками свои ладошки, рисуя морских обитателей)

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0037.jpg

2. Дети «оживляют» морских обитателей.

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0029.jpg

3. Физминутка « Море волнуется раз…»

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0044.jpg

4.Работа детей с кинетическим песком и формами.

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpgC:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0055.jpg

5.Игровое упражнение

« Назови ласково»

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0056.jpg

6.Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.  У...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Рабочие программы учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочие программы учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности составлена на основе  адаптированной ос...

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности по лексическим темам предназначена для закрепления знаний по ле...