Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демченко Ирина Александровна

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитие речи)

 

Лексическая тема: « На морском дне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demchenko_-konkurs.docx895.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ЕЖЕГОДНОГО XIII ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

 «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

В 2018 – 2019 г.г.

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитие речи)

Лексическая тема: « На морском дне»

Автор: Демченко Ирина Александровна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Пояснительная записка

к занятию по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом

 арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

Лексическая тема: « На морском дне»

 

Разработанного Демченко Ириной Александровной, воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

     Дошкольное детство        - сензетивный период развития психоэмоциональной сферы ребенка. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности, когда закладываются основы личностных свойств и качеств.

      В ФГОС ДО среди основных принципов дошкольного образования  названы:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Песочная терапия представляет возможность,  осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейших условиях формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

     Данная методическая разработка- это конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию с детьми старшего возраста (шестой год жизни). При создании пособия были учтены следующие принципы:

  • создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи;
  • учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей;
  • вариативность творческих заданий.

    При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы             (самостоятельное выполнение творческого задания).

      Организованная игровая ситуация составлена в  соответствии с ФГОС ДО и  «Программой психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО» И.В. Верещагиной на основе учета лексической темы.

     Длительность деятельности- 20 минут. Образовательная деятельность проведена в системе работы по «ознакомлению с окружающим миром» (1 час в неделю,36 часов  в год.)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

      Деятельность проходила в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Группа состоит из 10 человек ( из них 5 девочки и 5 мальчиков) в возрасте от 5 до 6 лет. Основная часть подгруппы детей (6 человек) имеют полную семью ( 4 человека из не полной семьи). Все семьи социально благополучны.

     В процессе деятельности происходила интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Деятельность имеет следующие этапы:

  • Мотивация:  сказка «нарисованная» пальцами на спине.
  • Планирование: поиск возможных вариантов «описания» моря.
  • Деятельность: релаксационные упражнения с использованием обычного песка, игровые речевые упражнения «Сосчитай до пяти», «Назови ласково»,  физминутка «Море волнуется», работа с пособиями «Кинетический песок».
  • Рефлексия: анализ деятельности детей по разрешению проблемы.

     Все этапы взаимосвязаны между собой. Каждый этап подготавливал детей к последующей работе.

     Методическая разработка может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.

Возрастная группа: 5-6 летC:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Вид деятельности: игровой, практический

Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.

Программные задачи:

  1. Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
  2. Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
  4. Способствовать творческой самореализации.

Материалы и оборудование:  аудиозапись спокойной музыки, ноутбук, песочный столик «Божья коровка», покрывало, палочки для суши, фасоль, бусины, фруктовые косточки, пособия « Кинетический песок» и подносы по количеству детей, набор мелких игрушек « Морские обитатели», камешки, ракушки.

I этап. Мотивация

(Звучит приглашение в игру)

Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» Как вам мое предложение? Я очень хочу играть! Кто тоже хочет, присоединяется!

Все ребята встали в круг,        (Дети выполняют движения в

Ты мой друг и я твой друг         соответствии с текстом)

Крепко за руки возьмемся        

И друг другу улыбнемся!

(Звучит спокойная музыка). Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладили (дети гладят ладошками впереди стоящего, на каждое последующее предложение выполняют «рисование» движения пальцами по спине)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Жил-был  мальчик. Он очень любил ходить к морю. Однажды он пошел гулять. Светило яркое солнце. Вдруг появились тучи, поднялся ветер, ударила молния,  на море  начался сильный шторм. Море так бушевало и бурлило, что в одно мгновение, замерло.

Воспитатель: Интересно, почему? (предположения детей)

 Ветер стих, тучи рассеялись и выглянуло солнышко. Любимым занятие мальчика было смотреть на морскую воду и улыбаться обитателям моря. Он заглянул в воду, но никого из морских жителей не увидел.  Он расстроился и стал ходить по берегу и высматривать их хоть где –то?

Воспитатель: Ребята как вы думаете,  куда они делись? Что случилось?

II часть. Планирование.

Воспитатель: Ребята, каких  вы знаете обитателей моря? Можете их назвать? Как вы думаете, как мы можем «оживить» море, вернуть домой его жителей чтобы они больше не боялись?

III часть. Основная.

Воспитатель: Обратите внимание на морское дно (песочница). Чем оно покрыто? Какой песок на ощупь? Ребята как мы можем поздороваться с песком?

(ответы детей)

 Воспитатель: Я предлагаю вам: «Закопать   свои ладошки в песок и поднять  только указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками (тоже  дети делают с другими парами пальцев.)»

Воспитатель: Доставайте ладошки, кладите их на песок. Что вы чувствуете? Вам нравятся эти ощущения?

(ответы детей)

Воспитатель: Я хочу открыть вам один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А, ну-ка, попробуем!C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Я улитку увидала                              (пальцами рисуют спираливидную

И тот час нарисовала        форму)

Мы морские осьминожки,                        ( пальцы собирают в «паучок», погружают

Разминаем дружно ножки        пальцы в песок, разводя пальцы рук).

Воспитатель: А теперь палочками обведите свои ладошки на песке. На что это похоже? Для того чтобы  наши рыбки, осьминожки ожили,  что мы можем сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам для этого понадобиться? (выложим их контуры фасолью, сделаем глаза, рот.)

(практическая деятельность детей)

Воспитатель: Какие замечательные, веселые у вас получились морские обитатели. Вам нравятся?

(ответы детей)

Физминутка

Ой, мне кажется, шторм начинается!

Море волнуется- раз,                (игра повторяется 3-4 раза)

Море волнуется-два,

Море волнуется-три,

Морская фигура замри.

Воспитатель: Ребята, а что мы можем сделать, чтоб в море появилось больше обитатели?

(ответы детей)

Воспитатель: Я  предлагаю вам сделать объемные фигурки из цветного песка (работа детей с « Кинетическим песком и формами).  Ребята смотрите, что я вам принесла. Как можно эти игрушки применить?

(предположения детей)C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Воспитатель: Выберете игрушки-морское животное или предметы моря, назовите его и расположите на нашем морском дне.

Как вы думаете, как можно назвать  наших обитателей ласково?

 ( игровое упражнение « Назови ласково»)

« Назови ласково»

Рыба-рыбка…

Вода-…

Песок-…

Осминог-…

Краб-…

Дельфин-…

Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался.

IV часть. Рефлексия.

Что случилось с морем? Как мы помогли морю? Чему вы сегодня научились? Как вы думаете мы смогли порадовать мальчика? Вам было интересно?

СамоанализC:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

к занятию по познавательному развитию с использованием

элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок»

Лексическая тема: « На морском дне»

      Вашему вниманию представлено занятие по познавательному развитию в старшей  группе компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по теме: «На морском дне»  с использованием информационно-коммуникационных  и здоровьесберегающих технологий.

        При выборе темы, подборе материалов к ней, я опиралась на возрастные особенности детей, знания и умения, полученные ранее.

Цель: оптимизация эмоционального фона детей с помощью песочной терапии.

При создании данного пособия учитывались психологические особенности детей 5-6 лет. Были использованы оптимальные для данного возраста методы (игровой, практический, метод рисования пальцами) и приемы             (самостоятельное выполнение творческого задания).

Программные задачи:

  1. Способствовать развитию интереса к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную деятельность.
  2. Развитие кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
  4. Способствовать творческой самореализации.

       Применение элементов арт- терапевтической техники «Кинетический песок» способствовало развитию тактильно- кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, снятию мышечной напряженности, стабилизации эмоционального состояния, нахождение способов решения проблемной ситуации. Образовательная деятельность была результативной.

Все дети работали активно, заинтересовано. В ходе занятия была использована технология исследовательской деятельности и информационно – коммуникативная. Дети показали знания программного материала, а также получили новые. Считаю, что поставленные цели были достигнуты. Дети с увлечением участвовали в занятии и справились со всеми заданиями. C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Приложение №1C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

Описание организации деятельности воспитанников

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0035.jpg

I этап. Мотивация

(Звучит приглашение в игру)

1.Воспитатель: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся детвора! Не стесняйся, отвечай! Правила все соблюдай!» хочу играть! Кто Как вам мое предложение? Я очень тоже хочет, присоединяется!

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0008.jpg

        

(звучит спокойная музыка)

2.Воспитатель: «Сейчас я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине».

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0062.jpg

III.Основная часть.

1. Знакомство с песком.

(Дети обводят палочками свои ладошки, рисуя морских обитателей)

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpg

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0037.jpg

2. Дети «оживляют» морских обитателей.

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0029.jpg

3. Физминутка « Море волнуется раз…»

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0044.jpg

4.Работа детей с кинетическим песком и формами.

C:\Users\дом\Desktop\frames-18462.jpgC:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0055.jpg

5.Игровое упражнение

« Назови ласково»

C:\Users\дом\Desktop\памятки-психолога\IMG-20181207-WA0056.jpg

6.Воспитатель: Посмотрите, море ожило. В нем опять появилось много обитателей. Мальчик их увидел и очень обрадовался.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНР «Дары леса».

Представлен конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ОНРс участием воспитателя и педагога- психолога....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...