Этот важный дошкольный возраст
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Белевич Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности — с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке.

Для детей со специальными потребностями, испытывающих трудности в обучении, общении, социальной адаптации, переживание такого кризиса особо тяжкие. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу

При подготовке детей с ОВЗ к школе необходимо в первую очередь сделать акцент на развитии познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, а это в свою очередь повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

 Об этом и многом другом велась беседа на РМО заведующих детскими садами на базе МАОУ ДОД детский сад «Сказка».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Основные правила первоклассника:

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребенку физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш ребенок нуждается в поддержке. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких, но важных правил:

-показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения;

-нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других;

-следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка;

-старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком;

-учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми;

-не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;

-оценивайте только поступки, а не самого ребенка;

-ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

     И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

СП МАОУ Вагайская СОШ               д/с «Солнышко»

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

   

Что должен знать и уметь ребенок,

поступающий в школу:

 1. Знать своё имя, отчество и фамилия.

 2. Знать свой возраст и дату рождения.

 3. Знать фамилию, имя, отчество родителей, их профессии.

 4. Знать свой домашний адрес.

 5. Знать страну, город, в котором живет, называть основные достопримечательности.

 6. Знать времена года, месяцы (их количество и названия), дни недели (последовательность).

 7. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать предметы .

 8. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, сказку; составить рассказ по картинке; устанавливать последовательность событий.

 9. Уметь свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ).

 10. Уметь различать и правильно называть  геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, трапеция.

 11. Уметь составлять целое из частей (не менее 5-6 частей).

 12. Способен запомнить и назвать 8-10 предметов, картинок, слов.

 Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10.

 14. Уметь разделить слова на слоги по количеству гласных.

 15. Способен определить количество, последовательность и место звуков в слове.

 16. Хорошо владеть ножницами, карандашом.

 17. Уметь считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.

 18. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30-35 минут).

Психологи выделяют три группы факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассников.

1 группа - физиологические условия адаптации:

- режим дня первоклассника,

 -создание условий для двигательной активности в    школе и дома,

 -организация рабочего места ребенка в школе и дома,

 -предупреждение нарушения зрения и осанки,

 -развитие мелкой моторики,

 -организация правильного питания в школе и дома,

 -наблюдение за состоянием здоровья детей в школе и дома.

2 группа - психологические условия адаптации

-создание благоприятного психологического климата в школе и дома,

 -воспитание самооценки ребенка,

 -интерес к успехам и трудностям ребенка со стороны учителя и родителей,

 -единство требований со стороны школы и семьи,

 -неформальное общение родителей с ребенком после школьного дня,

 -общение членов нового коллектива вне школы,

 -недопустимость сарказма, насмешки к неудачам ребенка,

 -исключение физических и психологических мер наказания за неудовлетворительные успехи в учебе,

 -поощрение ребенка за малейшие успехи.

3 группа - социальные условия адаптации:

-создание дома уголка школьника,

 -рациональная организация досуга ребенка,

 -наделение ребенка посильными обязанностями в школе и дома,

 -предоставление определенной самостоятельности ребенку.

Упражнения для развития психических процессов

Упражнение на развитие произвольного внимания.

   Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

    Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

     Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

    Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что  ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален.   Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что включает в себя

подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить

образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента:

Интеллектуальная готовность

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

 

Личностная и социальная готовность

 • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим

ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

• наличие интереса к учению и получению новых знаний;

• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность

 ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.
• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков,

скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,

кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь..

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

СП МАОУ Вагайская СОшШдетский сад «Соолнышко»

«Подготовка ребенка

к школьному обучению»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная композиция "Как прекрасен этот мир" для старшего дошкольного возраста

Композицию можно использовать как приветствие педагогов на районном методическом объединении, как поздравление педагогов с началом учебного года и т.д....

Конспект интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Этот загадочный космос"

Конспек интегрированного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему  "Этот загадочный космос"...

сценарий тематического досуга "Этот важный день для страны"

сценарий посвящён великому празднику "День Победы"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Этот важный невидимка"

Данный проект направлен на знакомство детей со свойствами и особенностями воздуха.Предмет исследования: воздух.Объект исследования: выявление свойств воздуха.Цель: знакомство со свойствами воздуха и е...

Этот важный звук "Р"

Конспект подгруппового коррекционого занятия в подготовительной логопедической группе...

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет  «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»...