Этот важный звук "Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Семина Наталья Борисовна

Конспект подгруппового коррекционого занятия в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bukva_r.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №13 Г.СЕРДОБСКА.

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) с детьми подготовительной группы

компенсирующей направленности по направлению «Коммуникация».

Педагог: учитель-логопед Семина Наталья Борисовна.

Предмет: формирование фонетической стороны речи и начала обучения грамоте.

Возраст детей: дети 7-ого года жизни.

Речевой статус: Общее недоразвитие речи III  уровня.

Тема: «Этот важный звук «Р».  «Звуки [p] и [р’], буква Р»  .

Цель: формировать навыки дифференциации звуков [р]-[ р’]  и соотнесения звука с буквой « Р».

Задачи:

коррекционно-образовательные: уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [р] – [р’] ; упражнять в воспроизведении слоговых рядов с данными звуками; учить определять наличие и позицию звука в слове; обучать звукослоговому анализу на материале слов с [р] и [р’]; закреплять словообразование существительных, обозначающих военные профессии;

коррекционно-развивающие: оптимизировать мышечный тонус пальцев рук, общую моторику и координацию движений; стимулировать развитие образно-схематического и творческого мышления дошкольников, наблюдательности, логических операций;

коррекционно-воспитательные: воспитывать языковое чутьё, чувство любви к родному языку; содействовать дальнейшей социализации дошкольников, возникновению и развитию чувства «мы», солидарности с товарищами по группе; формировать навыки делового сотрудничества, желание и умение оказывать взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей:  познание, социальнокоммуникативная, физическое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание картин «Защитники Отечества», проведение игры «Начало, середина, конец».

Оборудование:

демонстрационная наглядность: предметные картинки на данные звуки (радуга, баран, комар,  сорока, роза, рука, рыба, пирог); д/и «Подбери картинку»; карточки-символы звуков; касса букв и слогов; магнитная доска; серия картин «Защитники Отечества»

раздаточный материал и наглядность: карточки со схематичными изображениями грибка и чашечки; разрезные азбуки; цветные карандаши; тетради; карточки со словами «роза» и «рука» для звукового анализа.

Словарь: существительные, обозначающие военные профессии.

Длительность НОД: 30 минут.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Этапы НОД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Примечания

I.Орг. момент

 (3 минуты).

1. Разминка.

Цель: упражнять детей в звуковом анализе, направив слуховое внимание детей на речевую деятельность.

2.Сообщение темы НОД.

II.Основная часть

(26 минут).

Цель: формировать навыки дифферен-циации звуков [р]-[р’] и соотнесения их с буквами «Р».

1.Характеристика звука [р]

(2 минуты).          Цель: уточнить артикуляционные и акустические признаки звука.

2. « Вспомни слово»

3.«Где спрятался звук?»

(2 минуты).

Цель: дифференци-ровать  звуки  [р] –      [ р’] на слух и определять положение их в слове.

4.Упражнение «Запомни и повтори»

(2 минута)

Цель: формировать навык узнавания звука на этапе собственного громкого проговаривания.

5.Игра «Защитники Отечества»

(3минуты)

Цель: закреплять навык словообразования существительных.

6.Динамическая пауза «Право - лево»

(2 минуты).

Цель: развивать дви-гательные способ-ности детей (ловкость, подвижность, коор-динацию движений).

7.Знакомство с буквой Р.

(3 минуты).

Цель: познакомить с графическим изображением буквы Р

8.Пальчиковая гимнастика «Составляем букву», «Обезьянки», «Бутерброд»

(3 минута).

Цель: развивать мел-кую моторику, зри-тельно-пространст-венное восприятие.

9. Игра «Напиши букву маленькую и большую» (1минута)

Цель: закрепить навык печатания букв

10.«Чтение слогов»

(3 минуты).

Цель: закрепить навык слогового чтения

11.Игра «Сложи слово» (4минуты)

Цель: сформировать навык анализа и синтеза речевого потока.

III.Итог НОД

(2 минуты).

Цель:формировать положительный эмоциональный настрой на дальней-шую образователь-ную деятельность.

-Добрый день, ребята. Вот это письмо нам в сад прислали, сейчас посмотрю от кого. Из деревни Простоквашино, от кота.  Матроскин просит ребят, помочь Шарику выполнить задание

-Ребята, надо к картинкам подобрать схемы слов.

-Дети, вы хотите отгадать загадки?

1.Не зверь, не птица,

    Носок как спица,

    Летит -кричит,

    Сядет –молчит.

2. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

3.Крашеное коромысло

    Над рекой повисло

-Скажите, ребята, какой одинаковый звук встречается в словах-отгадках ?

-Дайте характеристику звука [р].

А как звучит мягкий звук [р’]?

-Ребята, какие вы знаете слова, начинающиеся со звука [р]?

-Определите, где спрятался звук [р] или [р’] в словах? В начале, середине или в конце?

 

-Ребята, запомните и повторите слоги с этими звуками:

ра-ру-ро                   ра-ру-ро-ры

ру-ро-ра                  ра-ры-ры-ра

ро-ра-ру                   ру-ро-ро-ру

ар-ор-ур

ор-ур-ар

Ребята, а какой праздник будет на этой неделе?

В нашей стране много людей военных профессий, давайте вспомним как они называются?

Кто управляет танком?

Кто охраняет границы нашей страны?

Кто прыгает с парашюта?

Кто управляет самолётом?

А кто управляет вертолётом?

Кто плавает на военном корабле?

Молодцы, а скажите, ребята, в названии каких военных профессий есть звук [p] или [p’]?

Правую руку положите на левое плечо, а левую руку на правое плечо.

Левой рукой закройте левое ушко, а правой рукой дотянитесь до правой коленки.

Правую руку поставьте на пояс, а левую на плечо.

 Правую ножку поставьте вперёд, а левую назад.

Посмотрите как обозначается на письме звук [p].

На что похожа буква Р?

Буква Р на мачте парус

Вдаль плывёт, небес касаясь.

Ребята у вас на столах лежат палочки шнурки и верёвочки попробуйте сложить букву Р.

Вспомним увлекательную гимнастику для пальчиков

«Обезьянки»

1.Возьмите палочку двумя пальцами правой руки: указательным и большим. А указательный и большой пальцы левой руки помогают, поочерёдно, передвигаясь вверх по палочке.

2. Тремя пальцами(большим, указательным и средним) передвигаемся

вверх.

3.Упражнение «Бутерброд» Катание одного, двух палочек между ладонями

-Ребята, напишите столько маленьких букв Р, сколько ножек у стола.

А больших, столько, сколько крыльев у птицы.

На магнитной доске слоги:

РА, РО, РЫ, РУ, РИ;

АР, ОР, УР, ЫР, ИР.

Ребята, прочитайте слоги на левой стороне доски РА, РУ, РО

И слоги на правой стороне ЗА, КИ, МА.

Попробуйте соединить слоги, чтобы у вас получились слова

Давайте построим схему к слову роза

-Назовите согласные звуки в слове «роза».

-Назовите гласные звуки в слове.

-Какая буква первая?

-Какая буква вторая?

-Какая буква последняя?

-Разделите слово на слоги.

-Назовите первый слог.

-Назовите второй слог.

-Ребята, о каком мы сегодня звуке говорили?

-Припомните слова со звуком [р].

-Молодцы. Вы сегодня старались, помогали друг другу.

-Жду вас. До следующей встречи.

Дети подходят к магнитной доске.

Дети по очереди берут картинки и проговаривают названия изображённых предметов, находят схемы.

Комар

Сорока

Радуга

Звук «р»

-Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый.

-Звук[ р’] –согласный, звонкий, мягкий.

-При произнесении [р] – губы улыбаются, зубы приоткрыты, язычок за верхними зубами. По середине проходит воздушная струя и он дрожит(вибрирует)

Робот, радуга, ромашка, рак и т.д.

Логопед произносит слогоряды, дети хором повторяют.

- 23 февраля, День защитников Отечества.

           

Танком управляет танкист.

Границы охраняет пограничник.

С парашюта прыгает парашютист.

Самолётом управляет лётчик.

Вертолётом управляет вертолётчик.

На корабле плавает моряк.

 

Пограничник, парашютист, вертолётчик, моряк.

Дети выполняют упражнение.

На половину твёрдого знака.

На пистолет и т.д.

Дети выкладывают букву, проявляя свою фантазию

Дети выполняют гимнастику с палочками

У стола четыре ножки

У птиц два крыла

РА, РО, РЫ, РУ, РИ;

АР, ОР, УР, ЫР, ИР.

РОЗА,

РУКИ,

РАМА

Звуки[p] и[з]

Звуки[o]и [a]

Буква Р

Буква О

Буква А

В слове роза два слога

-РО

-ЗА

-Сегодня мы говорили про звуки [р] .

Дети припоминают слова с [р] и [р’].

На почтовом конверте предметные картинки и схемы: коза, дом, кит, слон, гуси,кот, оса.

Дети отгадывают загадки

Дети отвечают на вопросы, давая характеристику звука.

Дети рассказывают об артикуляции звука.

Дети выполняют движение руками, показывая соответствующее положение.

Дети проговаривают слогоряды по цепочке; упражнение выполняют все присутствующие дети.

При возникновении затруд-нений логопед произносит названия военных профессий

Логопед добивается высказыва-ния каждого ребёнка, поощряя детей, отмечая правильные, точные ответы.

Дети рассматривают графическое изображение буквы

Логопед оказывает индивидуальную помощь

Работа в тетрадях

Логопед оказывает индивидуальную помощь.

Дети выполняют задание по словесной инструкции логопеда.

Дети выкладывают схему из цветных квадратиков

Опрашиваются несколько детей.

Логопед при необходимости оказывает дозированную помощь.

Выслушиваются все ответы детей.

Логопед отмечает достижения и успехи каждого ребёнка, уделяя внимание проявлению дружбы и взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«: Этот праздник всех важней! Этот праздник для детей!»

Проведение развлечения на "День знаний"...

сценарий тематического досуга "Этот важный день для страны"

сценарий посвящён великому празднику "День Победы"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Этот важный невидимка"

Данный проект направлен на знакомство детей со свойствами и особенностями воздуха.Предмет исследования: воздух.Объект исследования: выявление свойств воздуха.Цель: знакомство со свойствами воздуха и е...

Этот важный дошкольный возраст

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22833550","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22833563","attributes":{"alt":"","...

Проект по патриотическому воспитанию для старшей группы «Вот эта улица, вот этот дом, вот этот город в котором живем»

Актуальность проблемы: Малая Родина… У каждого она своя, но это то родное место которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязаннос...

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою любовь к ним спев песню и жаркими объятиями!

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою л...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...