ТРИЗ в детском саду и дома.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шалютова Светалана Анатольевна

 Очень важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_triz_doma_i_v_detskom_sadu.docx283.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области

Консультация для родителей на тему

« ТРИЗ в детском саду и дома».

Составитель: Шалютова Светлана Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Повысить образовательный уровень компетентности

родителей в вопросах речевого и познавательного развития детей.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми, но жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.

И нам необходимо лишь поддерживать и развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

 Очень важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

Одним из результативных способов достижения этого является метод ТРИЗ – технологии.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. 

Цель ТРИЗ – всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. 

Она возникла в нашей стране в 50-х  годах  учёным- Генрихом Альтшуллером.

В настоящее время ТРИЗ занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны - занимательная игра, с другой стороны - развитие умственной активности через творчество.                                                  

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждая встреча с ТРИЗ – это коллективная игра, она вызывает у ребенка прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. В связи с этим целью использования      ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.  

Девиз ТРИЗ «Творчество во всем».    «Можно говорить все».     Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Т.е. мы воспитатели  не даем детям готовую информацию, а учим ее находить.  

 Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия.

С середины первой младшей группы мы широко и активно используем методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией.

Для начала мы познакомили детей с именами признаков (карточки - показать) их 17, постепенно добавляем по несколько.

 Наша работа на этом не прекратилась, сейчас дети повзрослели, и мы постепенно усложняем материал. Сейчас мы познакомим вас более подробно с некоторыми играми, чтобы вы и дома могли заниматься с детьми.

                               «Величайшие события в мире — это те, которые происходят в мозгу у человека»
(Оскар Уайльд)

Возможно кто-то из вас часто сталкивается с вечерней проблемой, чем занять ребенка в выходные дни и в вечернее время. Решением этой проблемы могут быть д\и по ТРИЗ, с которыми я сейчас вас подробно познакомлю.

Отмечу, что огромный плюс этой технологии в том, что дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях, а также для этого не нужно каких-то особых атрибутов, все самое важное будет происходить в фантазии ребенка.

Словесные игры.

  1.  «Причина – следствие».

 Например, спрашиваем детей: «если Людмила Александровна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д. Прием причинно-следственных связей помогает детям усвоить взаимосвязь и последовательность действий. Дети пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д.

  1. Игра «Раньше - позже».

Например, гуляя с детьми, спрашиваем: «Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку».

Дети: Мы одевались на прогулку.

– А до этого?

Дети: перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли, а еще раньше завтракали.

– Мы придем с прогулки. Что будет дальше?

Дети: мы разденемся, помоем руки и будем обедать.

На первых порах эта игра вызывала сложности, дети не могли ответить последовательно, некоторые совсем не знали, что сказать. Но со временем, когда все поняли суть игры, стали активнее участвовать и выстраивать цепочку событий.

  1.   Игра «Хорошо - плохо».

Игра учит детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Например: разговаривая с ребенком о времени года «зима», задаем вопрос:

– Зима – это хорошо. Почему?

– Зимой можно кататься с горки, играть в снежки.

– Зима – это плохо. Почему?

– На улице очень холодно, морозно.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?»

  1. Проблемная ситуация.

Садясь обедать, дети обнаружили, что нет ложек. Что делать, как нам поступить? Варианты детей: принести и разложить; надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин купить новые; поесть руками и т.д.

Или, например, одеваясь после сна или прогулки спросить: «А если бы на земле исчезли все пуговицы, чем бы мы смогли их заменить?»

 Варианты детей: липучками, крючками, кнопками и т.д. Даем возможность детям выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Затем обсуждаем, что в них хорошо, а что не очень. Очень важно ни в коем случае не критиковать ответы ребенка, принимать все варианты. Это позволит развивать коммуникативных способности ребенка: повышать самооценку, учить вести спор, слушать друг друга, не бояться высказывать свое мнение.

  1. Игра «Волшебный экран».

Помогает подробно рассмотреть или изучить любой объект с помощью простой схемы. С детьми мы работаем на белой доске или листе бумаги. (показываю доску) Объект изображается схематически в центре, называем его назначение, сверху – обобщающее слово, среда обитания, место нахождения. Снизу – части объекта.

Горизонтальный вариант такой: Слева – прошлое, справа – будущее.

Игры с предметными картинками

  1. Игра паровозик (показ).

В результате применения данного метода происходит развитие сенсорных способностей, гибкости мышления, развития воображения ребенка.

  1. Круги Луллия.

Универсальным пособием, которое мы используем в работе с детьми, являются круги Луллия. С их помощью можно выполнять разные задания.

Например, на малом круге расположены объекты, на большом – их части.

1. Реальное задание: найти часть объекта.

2. Фантастическое задание: придумать новый объект.

В домашних условиях играть в эти игры можно другим способом:

Ребенок вытягивает две карточки, затем пытаемся совместить свойства объектов, получая новый. (Бином фантазии).

  1. Теремок. Игроки вытягивают карточки. Один становиться жителем теремка, другой приходить к нему.

Следующий блок игр поможет нам, когда ребенку нечего почитать. Все сказки в доме прочитаны и уже надоели. Предложите ребенку придумать свою сказку, для этого есть своя технология.

Первый вариант – изменение концовки.

Второй вариант – типовые приемы фантазирования (волшебники).

Третий вариант – вытягиваем карточки с персонажами, волшебными предметами.

Можно еще долго перечислять разные приемы и методы ТРИЗ-технологии, но ясно одно, все они направлены на развитие у детей наблюдательности, умения сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.д. – всё то, что в совокупности составляет творческие способности и не требует специально отведенного времени. Их можно использовать как в детском саду, в коллективе детей так и дома, в индивидуальных занятиях с ребенком.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»

Консультация для родителей с использованием игр по технологии ТРИЗ...

Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»

Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...

Консультация для родителей "Триз в детском саду и дома"

·        познакомить родителей с технологией ТРИЗ. повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий...

Консультация для родителей ТРИЗ в детском саду и дома

В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ и играх, используемых для совместной деятельности с детьми....

Буклет для родителей "Игры ТРИЗ в детском саду и дома"

В данном буклете имеется краткая информация о технологии ТРИЗ, а также подобраны игры и логические вопросы для занятий с детьми....

«ТРИЗ в детском саду и дома»

«ТРИЗ в детском саду и дома»Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом  Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интер...