Особенности развития детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костина Алина Руслановна

Особенности развития детей с:

1)интеллектуальной недостаточностью;
2)задержкой психического развития;
3)ранним детским аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osobennosti_razvitiya.ppt543.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития детей с ОВЗ» Учитель-дефектолог ГБУСО КО «Особый ребёнок» Костина Алина Руслановна

Слайд 2

Содержание Возрастные нормы развития ребёнка; Особенности развития ребёнка с: интеллектуальной недостаточностью; задержкой психического развития (ЗПР); качественное своеобразие детей с УО, ЗПР, пед.зап. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Слайд 3

Возрастное развитие ребёнка Возрастной период Ведущая деятельность Новорождённость Младенчество Ранее детство Дошкольное детство Младший школьный возраст

Слайд 4

ОВЗ-? Интеллектуальная недостаточность-? Задержка психического развития-?

Слайд 5

Общие закономерности психического развития : Успешность развития психики ребенка зависит от таких социальных факторов, как воспитание, обучение, общение; В психическом развитии сохраняются все стадии, имеющие место в норме; В развитии ребенка происходит последовательная смена видов ведущей деятельности ; В развитии психических процессов и функций присутствуют сензитивные периоды.

Слайд 6

Особенности развития ребёнка с нарушениями интеллекта Младенчество (от 2 месяцев до 1 года) Отставание в развитии прямостояния ; Отсутствует «комплекс оживления»; Отсутствие неудержимого стремления познать окружающий мир; Не возникает жестовая форма общения; Не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых; Недоразвит хватательный рефлекс ; Не формируются предпосылки развития речи .

Слайд 7

Ранний возраст (от 1 года до 3х лет) В норме: Овладение ходьбой (прямохождением); Происходит развитие предметных действий: - соотносящие действия , - орудийные действия . Появление вопросов : «Что это?», «Что с этим можно делать?»; Интенсивное развитие речи ( к 3 годам min . 300 слов); Развиваются 2 словаря: активный и пассивный ; Подражание действиям взрослого. Нарушенное развитие : Овладение ходьбой задерживается на длительный срок (движения неустойчивы, неуклюжи, замедленны); В первую очередь неадекватные действия, остаются на уровне манипуляции с предметами; Нет предпосылок для формирования речи, могут вслед за взрослым повторять слова; Первые слова появляются после 2х лет, фраза до 3х лет не появляется.

Слайд 8

Дошкольный возраст В норме : Совершенствование перцептивных действий, усвоение систем сенсорных эталонов; Развитие целостного восприятия; Обобщение на основе выделенных свойств; Дети должны узнавать целое по части, выделять существенные части, правильно представлять форму, соотносить по величине. Усвоение слов-названий, фиксирование эталонов. Развитие пространственной ориентировки. -- Нарушенное развитие: Начало развития перцептивных действий; Страдает целостное восприятие, не используют поисковые пробы. Могут осуществлять выбор по образцу, пользуются зрительной ориентировкой. Неполноценное соединение восприятия со словом, задержка в формировании представлений об окружающем предметном мире.

Слайд 9

Развитие мышления В норме : Возникает наглядно-действенное мышление; -наличие целей -анализ условий -выбор средств достижения. Развитие наглядно-образного мышления, речь фиксирует, закрепляет образы-представления; Развитие словесно-логического мышления. Нарушенное развитие: Наглядно-действенное отстаёт в темпе развития; Отсутствует ориентировка в пространстве, оценка свойств объекта затруднена, повторяют непродуктивные действия, равнодушны к результату, процессу решения задачи; Наглядно-образное, словесно-логическое отсутствует.

Слайд 10

Игра Игра - продолжение и развитие предметной деятельности. В норме: Овладение множеством предметных действий; Наблюдаются процессуальные действия (укачивание куклы и т.д.) В среднем дошкольном возрасте возникает, а в старшем расцветает сюжетно-ролевая игра. Появляются предметы-заместители, слова-заместители. Нарушенное развитие: К началу дошкольного возраста не возникает предметная деятельность. В игре отсутствует замысел, нет элементов сюжета, не используют предметы-заместители. Нет не только планирующей или фиксирующей речи, но и сопровождающей.

Слайд 11

Продуктивная деятельность (изобразительная и конструктивная) В норме: Рисунки, изображающие предметы появляются к концу третьего- к началу четвертого года жизни; К концу дошкольного возраста могут создавать сложные постройки, конструкции, обыгрывать их. Нарушенное развитие: Вне обучения не возникает; Не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. Рисунки примитивны, шаблонны, по цвету не определяем эмоциональное состояние.

Слайд 12

Трудовая деятельность Формирование навыков самообслуживания; Несогласованность действий обеих рук; Страдает характер каждого отдельно взятого, входящего в состав навыка действия.

Слайд 13

Развитие речи и общения В норме: Сопровождающая речь (действия сопровождаются речью); Фиксирующая речь; Планирующая речь. Нарушенное развитие: Пассивный словарь преобладает над активным; Остаётся ситуативное понимание слов; Первое слово может появиться к 4 годам; Ограниченное понимание обращённой речи, понимают 1 инструкцию, жесты бедны.

Слайд 14

Психическое развитие детей с ЗПР Оптимистический прогноз основывается на 2х положениях: Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше эффективность; Общая особенность поведения соответствует более младшему возрасту , но у детей с ЗПР более потенциальные возможности психического развития.

Слайд 15

Развитие детей с ЗПР особенности внимания Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, Сниженная концентрация; Снижение объема внимания; Сниженная избирательность внимания; Сниженное распределение внимания; «Прилипание внимания». У детей с ЗПР гиперактивность сочетается с СДВГ. Этот синдром препятствует на сосредоточении на объектах деятельности. Недостатки внимания связаны с низкой работоспособностью.

Слайд 16

Особенности памяти Преобладание наглядной памяти над словесной; Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме; Снижение объёма памяти и скорости запоминания; Снижение произвольной памяти; Нарушение механической памяти (запоминание учебного материала, в той форме, в которой он подается и воспринимается). Снижение качества процессов памяти можно объяснить высокой истощаемостью ЦНС.

Слайд 17

Особенности восприятия Нарушена целостность предметов; Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность; Низкий уровень аналитического восприятия; Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться»; Отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; Грубо нарушена ориентировка в пространстве.

Слайд 18

Мышление Отмечается отставание всех видов мышления; Более доступно наглядно-действенное мышление; Недостаточная ориентированность в условиях задачи; Не умеют оперировать образами представлений; Представления крайне бедны; Затрудняются выделить существенные признаки при обобщении; Наглядно-образное мышление (затрудняется проанализировать образец, установить взаимосвязь); Логическое (увлекается мелкими деталями, не может выделить главного, сравнивает предметы по несущественным признакам).

Слайд 19

Речь Бедный словарный запас (словарь ограничен как активный, так и пассивный); Речь состоит в основном из существительных и глаголов, прилагательные используются только для обозначения видимых свойств предметов. Нарушение звукопроизношения (преобладают нарушения свистящих (с, з) и сонорных звуков (м, н, л, р), Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи; Наличие аграмматизмов; Дефекты артикуляционного аппарата (с трудом удерживают артикуляционную позу, мышцы языка напряжены, с трудом происходит переключение с одной позы на другую); Специфические неологизмы детей с ЗПР.

Слайд 20

Эмоциональная сфера Эмоциональная незрелость проявляется в эмоциональной лабильности (лёгкая смена состояний); Плохо распознают эмоциональные состояния других людей по лицам; Из-за незрелости эмоций страдает коммуникация; Не развита сфера отношений.

Слайд 21

Продуктивная деятельность В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей. Отсутствие интереса к результатам деятельности; Слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями; Затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание; Обилие графических штампов; Статичность и схематичность рисунков по форме и содержанию; Бедность цветового решения; Неразвитость композиционных сюжетных построений.

Слайд 22

Качественное своеобразие УО, ЗПР, пед.запущ. УО ЗПР Пед.запущенность

Слайд 23

Особенности психического развития детей с РДА первых 3х лет жизни Синдром детского аутизма (раннего детского аутизма, Каннера) - вариант психофизического дизонтогенеза (асинхронии), проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание развития других. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций: Нарушения мышечного тонуса; Расстройства сна, аппетита (засыпание в течение 2-3 часов, при определённых условиях); Отсутствие реакции на физический дискомфорт; Слабость аффективной реакции на человека: Отсутствие позы готовности при взятии на руки; Отсутствие зрительного контакта.

Слайд 24

Нарушения зрительного контакта ( отсутствие фиксации взгляда на лице собеседника, активное избегание взгляда в глаза); Нарушение комплекса оживления; Изменённое отношение к близким (задержка узнавания матери, отсутствие позы готовности при взятии на руки; в других случаях-наоборот, непереносимость её отсутствия); Измененная реакция на нового человека; Нарушения общения с детьми; Измененное отношение к словесному контакту; Особенности поведения в одиночестве( непереносимость одиночества, так и стремление к территориальному уединению)

Слайд 25

На первом году жизни отмечаются стереотипии; Тревожность в непереносимость звуковых, зрительных, тактильных бытовых раздражителей, реакции страха на новизну, мышечное напряжение при взятии на руки.

Слайд 26

Ранний возраст Не обнаруживаются ориентировочные действия, направленные на определение функциональных свойств предмета; Отсутствие адекватных контактов со сверстниками (игнорирование детей, боязнь контактов, избирательность); Страдает речь как средство общения, возможен регресс речи; Могут рано проявлять интерес к форме, различать тонкие цветовые оттенки; Высокие уровень развития зрительной и слуховой памяти; Отставание в овладении навыками самообслуживания.

Слайд 27

Стереотипии двигательные Прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу. Все движения усиливаются при возбуждении и утомлении. речевые Эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Особенностью речи является речь о себе во втором или третьем лице. пространственные Чрезвычайно чувствительны к перестановке предметов, испытывают трудности в копировании движений, верх-низ, право-лево, вперёд-назад.

Слайд 28

Социальные Наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми; игровые Стереотипные манипуляции с неигровым материалом. Сюжетно-ролевые игры не развиваются, игра однообразна, движения стереотипны, однообразны.

Слайд 29

Особенности зрительного восприятия Недостаточная реакция на зрительные раздражители; Негативная реакция или отсутствие внимания ребёнка к предметам окружающей действительности; Внимание устойчиво в течение нескольких минут, а иногда и секунд; Отсутствует реакция на новизну, безразличие на появление нового объекта; Упорная сосредоточенность на рассматривании своих рук, перебирании пальцами у лица; Гиперестезия зрительного восприятия (боится ярко одетых, темноволосых людей, кричит при включении света); Могут пугаться неодушевлённых предметов.

Слайд 30

Речь Своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи; Сниженная или полностью отсутствующая реакция на говорящего; Гуление запаздывает, лишено интонирования; Характерны речевые штапмы, эхолалии, отсутствие местоимения я.

Слайд 31

Речь Гуление появляется в 2-6 месяцев, лепет в 5-7 мес., первые слова в 8-12 мес, т.е. раньше, чем у детей с нормальным развитием; Отсутствуют слова «дай», «на», а слова «мама», «баба» не являются обращением и произносятся сами по себе; В возрасте 2-2,5 отмечается регресс речи; Остаются вокализации без обращений, , иногда в состоянии аффекта прорываются отдельные слова-эхо, отражающие услышанную ребёнком речь, редко-простая фраза; Ухудшение речи сопровождается нарастанием трудностей в моторике.

Слайд 32

Гуление появляется в 3-5 мес., лепет в 5-11 мес., первые слова от 1 года 2 мес. до 3 лет. Слова не имеют характера обращения, представляют стереотипный набор слов-штампов. Нарушения звукопроизношения, перестановка звуков в словах, замедленный темп речи. Не возникает побуждений к речевой деятельности; Развитие фразовой речи затруднено: предлоги не употребляются, слова не изменяются по родам и числам, прилагательные отсутствуют, глаголы в неопределённой форме. О себе ребёнок говорит во втором или третьем числе, личное местоимение не используется («Толя гулять»). Не выполняют словесную инструкцию, не понимают обращённую речь.

Слайд 33

Первые слова появляются от 6 до 12 мес, первые фразы от 12 до 16 мес; Фразы становятся грамматически сложными; Характерно повышенное внимание к звуковой структуре слова; Хорошо понимают обращённую речь; Речь скандированная, легко принимают насыщенные интонации взрослых, их произношение.

Слайд 34

В возрасте 2-2,5 года после соматического заболевания или психотравмы речевая активность может резко снизиться, омечается регресс. Обеднение активного словаря; Фразовая речь исчезает, на заданный вопрос ребёнок не отвечает, эхолалически его повторяет. Имеет богатый пассивный словарь; Отмечается нарушение звукопроизношения, но в аффективно насыщенной ситуации ребёнок произносит все звуки чисто и правильно. Понимание речи находится на более высоком уровне. Начинает говорить о себе в первом лице несколько позже.

Слайд 35

Мышление Отсутствие способности к обобщению; Ориентация на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов; Слабо развиты предметные действия; Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую.

Слайд 36

Игра На втором году жизни равнодушие к игрушке, её созерцание вместо манипуляций; Длительные манипуляции с одной игрушкой; Предпочтение неигровых материалов, игры с крышками кастрюль, выключателями, газетами, колёсиками, пуговицами, песком, водой. Выкладывание игрушек в ряд; Отсутствие мимического сопровождения игры, в процессе игры не реагируют на обращение; игра в одиночку; Характерно нередкое предпочтение маленьких предметов.

Слайд 37

Ощущение и восприятие Своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители; Сензитивность к звукам, нарастание сенсибилизации. Характерны для аутичных детей второго года жизни шуршание целлофановыми пакетами, сминанию и разрыванию бумаги у самого уха и т.д; Нарушения тактильного восприятия (плохая переносимость одежды, обуви, сопротивление при одевании); Нарушения вкусового восприятия (избирательность в еде, обследование окружающих с помощью облизывания) Нарушения обонятельного восприятия (гиперсензитивность к запахам).

Слайд 38

Эмоционально-волевая сфера Стремление к положительным ощущениям (зрительным, слуховым. обанятельным, осязательный, проприоцептивным), получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью. Агрессивные реакции, направленные на окружающее и самого себя: Возбуждение, провоцируемое слишком сильными эмоциональными переживаниями; Протестная реакция.

Слайд 39

Фиксация на неприятных впечатлениях, формирование страхов: Типичные для детского возраста (страх потерять мать, ситуационные страхи после пережитого испуга); Обусловленные повышенной сенсорной чувствительностью ( страх бытовых шумов, незнакомых мест); Неадекватные (бредоподобные) страхи т.е. не имеющие под собой реального основания (страх своей тени, вентиляционных решёток, страхи предметов неопределённой формы, цвета («всего круглого», в том числе фруктов, зонта, подсвечника).

Слайд 40

Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС) Аутизм - синдром патологии личности, главным проявлением которого является отсутствие или угасание потребности в общении. Нарушение функций речи: Исчезновение инициативы вербального общения (формальное общение, мало разговорчивый человек); Речевая интраверсия ( преобладание внутренней речи над внешней); Грёзоподобность мышления; Исчезновение интуиции; Паралогичность речи (нарушается логика изложения материала);

Слайд 41

Нарушение законов языка: Неологизмы (изобретение новых слов); Символизм (наделение существующих слов, предметов несуществующим смыслом); Агглютинация слов (нанизывание слов) – исчезновение речевых промежутков между словами); Нарушение филологических законов языка ; Анозогнозия различной степени (снижение продуктивности речи).

Слайд 42

Нарушения невербального общения Гипо-и амимия; Угасание и исчезновение жестикуляции; Исчезновение экспрессии речи; Неряшливость во внешнем облике.

Слайд 43

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним; Неспособность дифференцировать людей и невоодушевлённые предметы; Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители; Приверженность к сохранению неизменности окружающего; Характерное зрительное поведение; Игры у детей представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом; Высокий уровень развития памяти у некоторых детей; Своеобразное использование личных местоимений; Своеобразные страхи детей с РДА.

Слайд 44

Рекомендуемая литература: Специальная психология. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 428 с. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.- М.:Владос, 2005. - 208 с. Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бу­хановский, |Ю. А. Кутявин | , М. Е. Литвак. - 3-е изд.перераб. и доп. - Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. - 416 с.: ил. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

Слайд 45

ГБУСО КО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» г.Калининград, ул. Подп.Иванникова, д. 3 Тел. 53-09-96 Электронная почта: osobyirebenok@mail.ru Сайт: http://osobiy-rebenok.klgd.socinfo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...