Картотека коммуникативных и речедвигательных игр для детей с аутизмом
картотека по коррекционной педагогике

Каменская Юлия Александровна

Формированию коммуникативных и речевых навыков в системе психолого-педагогической коррекции аутизма придается большое значение.

          В картотеке описаны игровые методы и приемы, используемые для формирования речевых и коммуникативных навыков у аутичных детей.

         Для успешности работы, в процессе сотрудничества ребенка со взрослым следует создать ситуацию успеха, что является важным условием для личностного развития дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

«Ладушки»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки…»

Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Педагог (родитель) берет ребёнка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись, ты и я…

                   

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Педагог (родитель) катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

                                 

«Передай мяч»

        Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом и другими детьми.

 Игра проводится в подгруппе с детьми 3-й и 4-й групп дизонтогенеза.

Педагог (родитель) передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т.д.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог (родитель) пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

Некоторые дети 1-й и 2-й групп первое время боятся дотрагиваться до пузырей, а впоследствии с удовольствием хлопают по ним.

Игры с воздушным шаром

Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом, зрительного внимания, ручной координации.

Шарик летит и падает легко, не пугая и не возбуждая ребенка. К тому же шар отличается прозрачностью, напоминая огромный мыльный пузырь, что особенно привлекает аутичного ребенка.

Игру можно сопровождать стихотворением:

Мы возьмем воздушный шарик,

И подкинем высоко.

Мы за ниточку ухватим,

И посмотрим на него:

Полюбуемся, как шарик

Опускается легко.

                                                С. Ихсанова

 

        «Бумажный листопад»

Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев».

«Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом (родителем), обучение соблюдение очередности и аккуратности при выполнении задания.

Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизации дыхания.

Педагог (родитель, специалист) привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«На острове чаек»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания, расслабление.

Педагог (родитель) и ребенок слушают релаксирующую музыку со звуками природы («Море», «Остров чаек»). Во время прослушивания спокойной музыки взрослый и ребенок сидят, иногда смотря друг на друга, держатся за руки. Когда музыка сопровождается криками чаек, педагог (родитель) предлагает имитировать полет птиц взмахами рук. Когда слышны звуки ветра, педагог побуждает ребенка дуть на тюлевую занавеску, «делая ветерок».

«Водим хоровод»

Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы.

Игру хорошо проводить в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку.

Дети 1-2-й, а иногда и 3-й, 4-й групп на первых порах не могут войти в круг, затыкая уши, закрывают глаза, отворачиваются, убегают. Но со временем научаются удерживаться в круге, улыбаются, смеются, заглядывают в глаза.

 

«Пузырь» (русская народная игра)

Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы, активизация речи и дыхания.

Педагог побуждает встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра проводится после адаптации детей в группе.

Раздувайся, пузырь!

Раздувайся большой!

Оставайся, пузырь,

Вот такой, вот такой!

И не лопайся!

Лопнул: «ш-ш-ш-ш»!

«Догонялки»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог (родитель) предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

«Напугаю, напугаю»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Педагог изображает «рожки», бежит за ребенком, приговаривая: «Забодаю-забодаю!» Поймав ребенка, делает ему «козу». Затем роли меняются.

Дети 3-й и 4-й групп хорошо усваивают правила игры, с удовольствием в нее играют.

«Птички»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Первый вариант. Педагог (родитель) показывает ребенку (детям), как летают птички, и предлагает ребенку (детям) «полетать» вместе с ним со словами: «Полетели-полетели!»

Второй вариант. Задание усложняется: педагог садится на корточки, стучит пальцем по полу, показывая, как птички клюют зернышки. Дети повторяют за педагогом.

«Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Педагог (родитель) берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации.

Педагог побуждает детей 1-й и 2-й групп подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, а детей 3-й и 4-й групп – кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку.

«Снежок»

Цель: формирование коммуникации между детьми группы.

Педагог читает стихи:

Встали дети в кружок,

Увидали снежок:

- Кому дать? Кому дать?

Кому снежок передать?

Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребёнка, например: «Передаю снежок Саше».

Речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета для аутичных детей 3-й и 4-й группы

Задачи: развитие контакта у детей в подгруппе; формирование способности к сотрудничеству друг с другом; формирование способности к подражанию; развитие способности выражать эмоции и настроение. Игры «заражают» положительными эмоциями, активизируют психическую и речевую деятельность, способствуют накоплению словаря, формированию чувства ритма.

«Цветочки»

Два ребенка –«цветочка» имитируют движения, а один ребенок вместе с педагогом сопровождает действия чтением стихотворения. Затем дети меняются ролями.

Мы цветочки посадили,          Дети приседают.

Мы водою их полили,             Сидя на корточках («поливают»)

И цветочки подросли,             Встают и становятся на носочки.

Лепесточки подняли,              Поднимают и тянут руки в стороны,

А потом их наклонили,           Опускают руки вниз,

И всех нас благодарили.         Прикладывают руку к груди.

(С. Ихсанова)

«Продавец ребятам рад»

Продавец ребятам рад       Дети в кругу хлопают в ладоши.

В магазине для ребят.  

Есть матрешки расписные, (Ставят руки на пояс, поворачивают               туловище вправо-влево)

Есть машинки заводные,   «Ездят на машинках- крутят «руль»)

Золотые рыбки                   «Плавают»

И всем нам – по улыбке!     Улыбаются.

А. Никитина

«Сад»

Оборудование: муляжи фруктов.

Дети становятся в круг, а один ребенок – «лентяй» - сидит в кругу, изображая спящего.

Мы весной сажали сад,      (Дети изображают, как едят яблоки).

А наш Ваня спал меж гряд.

Вот мы яблоки едим.

Нам лентяев здесь не надо!   (Грозят пальцем).

Ваня. Выходи из сада!            (Зовут).

Фрукты – радость для ребят,  (Прыгают).

Их в садах для нас растят.

       А. Никитина.

«Речка»

Как приятно в речке плавать!         («плавают»)

Берег слева, берег справа.              (Повороты вправо-влево)

Ручка лентой впереди,           (Потягиваются, вытянув руки вперед).

Сверху мостик – погляди.     (Потягиваются, руки вверх).

Чтобы плыть еще скорей,      («Плавают»).

Руками двигай побыстрей.

    А.Никитина

«Медведь»

Ходит по лесу медведь,   (Дети ходят вперевалочку).

Бродит по лесу медведь.

Стужа, стужа на носу.    (Потирают носы).

Очень холодно в лесу!   (Обхватывают себя руками, потирают предплечья).

Стал на цыпочки медведь,   (Становятся на цыпочки)

Лапы вытянул медведь:     (Вытягивают руки).

-Ветер, ветер, не свисти,    (Отрицат.жест указ.пальцем)

Тучей снежной не лети!    (Грозят пальцем)

Тихо, тихо, тихо стало -    (Руками плавно из стор. а сторону)

Снег лежит как одеяло.    (Присели, поглаж.движения руками).

Снег на землю упал.        (Встают и встряхив.руки).

А куда медведь пропал?   (Разводят руки в стороны, изображая удивление).

-Кончилась тревога -     (Подкладывают сложенные руки под голову).

 Буду спать в берлоге.

(По мотивам стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу».

«Мишка»

     Двое-трое детей вместе с педагогом водят хоровод, в середине которого ходит ребенок – «мишка2.

Дети.

    Мищка, мишка, что с тобой?

     Ходишь ты совсем больной!

Мишка.                        Ой-ой-ой!

                                      Ой, живот болит!

                                Ой, меня тошнит!          (Поглаживает свой живот).

Дети.                      Мишка, мишка, не болей!

                               Лучше чаю ты попей!

(Дети дают «чашку», мишка имитирует питье).

Педагог.      Давайте пожалеем мишку!

Предлагает каждому погладить мишку со словами:

                              Мишку все мы пожалеем,

                              И теплом его согреем.

                                   С. Ихсанова.

 (Педагог предлагает каждому ребенку обнять мишку).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коммуникативных игр для развития общения детей и взрослых (к программе "Дружные ребята")

Коммуникативные игры –так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играт...

"Картотека коммуникативных танцев и игр для детей дошкольного возраста"

Используемая мною картотека коммуникативных танцев и игр...

Примеры коммуникативных и пальчиковых игр для детей с аутизмом

В статье представлены примеры коммуникативных и пальчиковых игр для работы с детьми с аутизмом в условиях ДОУ и семьи....

Картотека коммуникативных и подвижных игр для детей 2,5-4 лет

Играя, ребенок активно развивается. В игре активируется возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, логическое мышление, коммуникабельность. И с...

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с аутизмом

Коммуникативные и пальчиковые игры для детей с  аутизмом...

Карточки PECS – эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с аутизмом.

Дети с аутизмом нуждаются в постоянной поддержке для эффективной адаптации в обществе. Главная проблема ребенка с такой патологией состоит в том, что в отличии от здоровых детей ему очень сложно общат...

Картотек пальчиковых и речедвигательных игр для детей старшей и подготовительной группы ДОУ

Пальчиковые и речедвигательные игры собраны для игр с детьми по темам недели....