Главные вкладки

    Примеры коммуникативных и пальчиковых игр для детей с аутизмом
    материал по коррекционной педагогике

    Лысова Надежда Валентиновна

    В статье представлены примеры коммуникативных и пальчиковых игр для работы с детьми с аутизмом в условиях ДОУ и семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_dlya_detey_s_ras.docx19.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Примеры коммуникативных и пальчиковых игр для детей с  аутизмом

    «Твоя ладошка, моя ладошка»

    Цель: формирование эмоционального контакта.

    Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

    «Мы на лодочке плывем»

    Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

    Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

    Мы на лодочке плывем,

    Тихо песенку поем:

    «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

    Покачнулись ты и я. С.В.Ихсанова

    «Привет! Пока!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. - Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться.

    Помаши рукой! Привет!

    При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой -Пока! Пока!

    Затем предлагает ребенку попрощаться. -Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    «Зарядка»

    Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

    Руки вверх. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).

    Руки вниз. Топ-топ-топ (топает).

    Руки в стороны. Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).

    Руки вперед. Тук-тук-тук (стучит кулачками).

    Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

    Игра сопровождается чтением стихотворения взрослым.

    Кубик я несу, несу, кубик я не уроню.

    Жёлтый (красный, синий, зеленый) кубик я несу.

    Уронила кубик, ой! Принесу теперь другой.

    Побуждайте ребенка «ойкнуть».

    «Про машинки»

    Игра сопровождается раскладыванием игрушечных машинок на столе и хоровым чтением стихотворения.

    Есть машинки у меня: Дети показывают на оставшиеся в коробке

    Грузовик – быстрей коня. Машинки.

    Легковой автомобиль мчится, разгоняя пыль.

    Вот автобус, длинный он, пассажиров много в нем.

    Мотоцикл, самолет, винтокрылый вертолет.

    С остальными мы потом наиграемся вдвоем. С.Ихсанова

    «Посуда»

    Для игры используется игрушечная посуда.

    Будем мы посуду мыть? 

    Надо только не разбить! Дети делают пальчиком жест отрицания.

    Мы помоем дружно  Имитируют мытье.

    Ложки, вилки, чашки, поварешки. Дети загибают пальцы. Взрослый достает

    И тарелки, и стаканы  по очереди предметы игрушечной посуды.

    Будут чистыми у мамы!

    Маме надо помогать,

    «Про кулачок с ладошкой»

    Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя мягкие движения кошки.

    Кулачок – ладошка!

    Я иду как кошка!

    «Ладошка»

    Ладошка вверх, ладошка вниз,  Дети делают движения в соответствии с текстом.

    На бочок, и в кулачок.

    «Еж»

    Вот идет колючий еж. Пальцы одной руки располагаются между пальцами другой

    До чего же он хорош!  Руки ритмично «ходят» по столу.

    «Жук»

    Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулаке, указательный и мизинец разведены

    И усами шевелит. В стороны, шевелятся.

    «Тук-тук»

    Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:

    С пилой работать я привык: Вжик, вжик!

    Теперь беру я молоток: Тук-тук, ток-ток!

    Для друзей построю дом. Постучимся и войдем:

    -Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Заходи скорей мой друг!

    «Мячик»

    Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.

    Я мячом круги катаю,

     Взад-вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку.

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка.

    Каждым пальцем мяч прижму

     И другой рукой начну.

    А теперь последний трюк:

    Мяч катаю между рук. О. Крупенчук

    «Про кота»

    Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают чередующиеся ритмичные движения:

    Учит он котят считать: два хлопка,

    - Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.

    Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы. 

    А потом лишь отдыхать!

    Литература:

    1. Ихсанова С.В. система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб, 2019 г.
    2. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. М, 2018 г.
    3. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком : установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотервапия. М, 2018 г.

    Подготовила_ учитель-дефектолог Лысова Н.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом

    В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...

    "Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом"

    Рекомендации для педагогв и родителей...

    Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с аутизмом

    laquo;Мне страшно. Голова гудит.Там мечутся слова и просятся уйти."Пусти нас, Соня, в мир пусти!"Но рот мой на замке,А ключ к замку в мозгу -И как его достать?Ну помогите ...

    Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

    Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

    Презентация на тему: Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

    Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1.  Познакомить участников мастер-к...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

    В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом. Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств....

    Мастер-класс «Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

    Задачи мастер-класса:1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых ...