"Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом"
методическая разработка

Ващенко Юлия Сергеевна

Рекомендации для педагогв и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом.

Какое счастье, что мы живем в мире эмоций ощущений, звуков, образов, общения и движения! Мы можем видеть красоту природы, слышать журчание ручья, пение птиц,  испытывать радость, восторг, чувствовать умиротворение  в объятиях маминых рук. Мы можем дружить и любить, ставить цели и достигать их.

Слайд 2

Однако есть дети, которым вся красота мира не доступна. Они слабы, их возможности взаимодействия с миром ограниченны, и вместо интереса к окружающему у них возникает страх, желание закрыться от этой непонятной, а потому страшной , жизни в своем  маленьком мирке однообразных повторяющихся действий и ощущений, где все понятно, просто и безопасно. Таких детей пугает все: звуки, эмоции, ощущения, сама жизнь! Кто же они? Это аутисты!

Слайд 3

 Что же такое аутизм? Аутизм – тяжелое нарушение психического  развития, при котором  прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Работая с аутистами,  стоит одна из-за задач  развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Коммуникация –это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью совместной деятельности, включающий  в себя обмен информацией. Коммуникация –это не только слова и речь.

Слайд 5

Дополнительные жесты, символы облегчают коммуникацию, помогают взаимодействовать. При коррекции нужно пытаться развить устную речь, но это не всегда удается.

Слайд 6

Причины могут быть разные: тяжелое нарушение речи, нарушения в интеллектуальной сфере, позднее  начало коррекционной работы с ребенком, аутизм.  В этих случаях можно предоставить ребенку возможность использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, картинки, фотографии, письменную речь.

У детей с аутизмом нужно развивать и понимание устной (обращенной) речи (инструкций), расширять словарь.

Обучение пониманию устной речи и использованию альтернативной коммуникации включает несколько этапов.

Слайд7

 1-й этап – обучение понимание речи. 

На данном этапе используем  следующие приемы и задания.

  • Стимулирование реакции ребенка на собственное имя. Педагог обращается к ребенку по имени, повторяет его громко, несколько раз. Когда воспитанник отреагирует и посмотрит на педагога, нужно похвалить его. Педагог рукой показывает на себя и говорит: «Посмотри на меня». Если ребенок  не реагирует, можно аккуратно повернуть его к себе, тихонько коснуться к его щекам.

Слайд 8

  • Формирование навыка понимания и выполнения инструкции «Стоп»

Педагог берет ребенка за руку и идет с ним по комнате. Потом громко произносит: «Стоп» - останавливается. Если ребенок останавливается, нужно его похвалить. Затем можно организовать игру: раскладывать предметы манипулировать с ними. Потом нужно громко произнести «Стоп». Если ребенок не прекратил действий, надо мягко взять ребенка за руку, за плечи, чтобы он понял: надо остановиться.

  • Формирование умения давать знакомые предметы по инструкции «Дай». Во время игры нужно предложить ребенку давать предмет педагогу. Это может быть какая-нибудь игрушка, знакомая воспитаннику.
  • Слайд 9

Результаты анализа уровня навыка понимания устной речи педагог заносит в таблицу.

Анализ уровня развития навыка понимания устной речи у ребенка с аутизмом.

Навык

сформирован

Не сформирован

Реагирует на свое имя (поворачивает голову, смотрит на людей, которые зовут его по имени)

Удерживает глазной контакт, смотрит в глаза человеку, который с ним разговаривает.

Останавливается по инструкции «Стоп»

Дает по просьбе знакомые предметы.

Слайд 10

2-й этап-обучение неречевыми способами коммуникации.

Для ребенка с аутизмом выражение собственных потребностей проблематично. Часто желание что-то высказать сопровождаются вспышками ярости, агрессией, направленного на взрослого, или  ребенок с аутизмом использует руку взрослого для того, чтобы достать полученный предмет (например: берет руку взрослого и показывает ею на мяч, который лежит в шкафу). Важно научить воспитанника пользоваться указательным жестом. Это  первый шаг к формированию потребностей ребенка. Неречевые способы коммуникации включают следующие задания:

- привлечение внимания к педагогу (посмотри на меня);

-обучение жестами: указательному, приветствия, прощания.

Слайд 11

Результаты анализа уровня навыков неречевой коммуникации заносятся в таблицу.

Анализ уровня навыков неречевой коммуникации

Навык

сформирован

Не сформирован

Владеет указательным жестом

Использует жест приветствия

Использует жест прощания

Пользуется другими жестами

Слайд 12

3-й этап-использование карточек коммуникации.

Использование  карточек коммуникации в качестве способа коммуникации аутичного ребенка  используют во многих странах. Можно использовать карточки со схемами  изображением, фотографии реальных изображений, символическое изображение предметов(действий) . Данный этап направлен  на соотнесение реального  предмета и карточки (например, кубик реальный и нарисованный). Использование этого метода способствует формированию речи ребенка. Карточки подбираются по принципу: «Семья», «Дом»  и др. С помощью карточек  можно составить расписание ребенка. Они помогают сориентироваться и спланировать свои действия.

Слайд 13, 14

Работая с карточками необходимо использовать  следующий алгоритм:

- составить план занятия с ребенком;

-подобрать картинки с изображением предметов, символизирующих виды деятельности;

-вместе с ребенком раскладывать картинки в определенной последовательности;

-выполнять задания последовательно согласно расписанию;

 убирать соответствующие картинки  после выполнения каждого задания- проговаривать все действия. Это необходимо для расширения понимания новых слов, инструкций.

 Альтернативную коммуникацию можно использовать постоянно или применять, как временную помощь в зависимости от особенностей ребенка. Это эффективный способ формирования вербальной(экспрессивной) речи.

Слайд 15, 16, 17, 18,19

В завершении хотелось сказать, что  в практической деятельности мы стараемся изменить не детей, а их поведение. Обучить новому взаимодействию с окружающим, сформировать навыки во всех областях развития.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15

муниципального образования Славянский район

Выступление на семинаре-практикуме

на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом»

Выступила

 педагог-психолог:

 Ващенко Ю.С.

г. Славянск-на-Кубани

2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Актуальность темы. Общительност...

Использование компьютерных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Коммуникативная деятельность выступает  в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком.  Именно коммуникация, основным средством которой является речь, выступа...

Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом

В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом. Ключевые слова: аутизм, коммуникации, формирование качеств....

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....