«Театрализованная деятельность – как средство решения психологических проблем детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Борзило Лилия Вениаминовна

Эффективным методом коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения является театральная деятельность. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность – как средство решения психологических проблем детей дошкольного возраста»

 «Театр – это волшебный мир,

В котором ребенок радуется, играя,

А играя, познает окружающие…»

О.П. Радынова

        Вера в волшебство и чудеса живёт внутри нашей души, как её потенциальная способность, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

        Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив, или наоборот, чрезмерно застенчив, отмечаются вспышки гнева или перепады настроения, значительно снижен интерес к познавательной деятельности, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций.

   Эффективным методом коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения является театральная деятельность. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативных навыков. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.   

Театрализация соответствует природе детства, поскольку, во-первых, близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.

       Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыкеживописи, литературе, театру.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста использовать коллективные, развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу, отрабатывать физические навыки (имитация движений различных животных), позволяет формировать представления об окружающем мире, что является необходимым условием для развития мышления.

В процессе психологической работы с детьми в рамках театрализованной деятельности можно решить следующие задачи:

- формирование у детей познавательных интересов;

- создание комфортного психологического климата для всестороннего развития воспитанников;

- формирование положительного опыта общения ребенка с окружающим миром;

- развитие у детей адекватного поведения в социуме;

- коррекция нежелательного поведения;

- формирование чувства уверенности в себе;

- развитие умения создавать образы посредствам жестов и мимики.

      В воспитании и обучении детей необходимо уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

       Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого целесообразно использовать в работе различные театрализованные этюды и упражнения, подобрать дидактические игры и литературный материал.

       Для развития двигательной активности и координирования моторики существуют различные гимнастические упражнения и подвижные игры, а также упражнения для пальчиковой гимнастики.

       Для формирования творческого воображения используются сказки без начала и конца, этюды с незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц. Также для работы над мимикой используются упражнения с элементами пантомимы.

       Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются. Ширма в теневом театре играет роль психологической защиты для застенчивого ребенка. В группе сверстников, на занятии, при общении со взрослыми застенчивый ребенок робеет, не способный выговорить и слова, но стоит ему попасть за ширму теневого театра, остаться наедине со сказкой, ребенок раскрывается, рассказывая свою жизненную историю, становится более свободным, не боится осуждения, укоров, не боится быть не понятым, речь становится более яркой, ровной и громкой.

      Любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика, проигрывание этюдов, музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц).

В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например, эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем он получал роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. И поощряется его правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.

       В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были расстроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувствовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро.

      Также можно использовать в работе с детьми пиктограммы. Детям предлагается для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте на что похож этот предмет. Задача детей изобразить молча этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка, помешать, поесть). Нужно донести информацию с помощью жестов- это одна из составляющих проявления эмоций. Следующая составляющая – мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним: «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее?». Представьте, что это зеркало. И детям нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой, соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А остальные должны определить эмоциональное состояние ребенка.

В работе также можно применять куклотерапию, сказкотерапию или психотерапевтические сказки,  направленные на коррекцию определенных особенностей детей. Такие сказки можно придумывать самим или вместе с детьми, а также использовать стандартные произведения.

Очень важно для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость.

       Использование театральной деятельности в работе с детьми, развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

       В завершении хотелось бы отметить, что все эти приёмы, по развитию детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок психологически благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.

      Таким образом, театрализованная деятельность – это реальная возможность каждому ребенку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу. Чтобы ребенок не стал неудачником, ему необходим успех, радость от сознания достигнутого. На базе этого состояния формируются устойчивые чувства удовлетворения, меняется уровень самооценки.

     Воздействие театрального искусства на детей обусловлено особенностями человеческой психики, способной выражать все формы эмоционального состояния, воплощены ли они в движениях, жестах, мимике, интонациях, речи самого человека или же в звуках, красках, линиях, композициях и т. д.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Пб. 1998г.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
  3. Баряева Л.,Вечканова И.,Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Изд-во «Союз»,2001.- (Коррекционная педагогика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Сказочные задачи как средство решения эмоциональных проблем детей дошкольного возраста».

Кто из нас не любит и не знает сказки? Сказки не только помогают нам воспитывать и обучать детей, но могут и лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарством.Сказкотерапия включает в себ...

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать ...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...