Пространственные представления детей с ДЦП
консультация по коррекционной педагогике

Сергеева Марина Борисовна

Пространственные представления детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostr.predstavl.dtsp_.doc270.65 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – дефектолог М. Б. Сергеева

МДОУ «Детский сад № 145», Ярославль, Россия

Обучение ориентировке в схеме собственного тела

Учитывая первостепенную значимость двигательного ана лизатора для формирования пространственных представле ний, в основу коррекционного обучения мы предлагаем поло жить подвижные игры, предполагающие использовать максимально возможное передвижение детей. В ходе работы необходимо учитывать двигательные возможности всех детей, присутствующих на занятиях. Детям, которые но умеют сидеть, предлагаются специальные приспособления, удерживающие их. Если ребенок не умеет ползать, ему предлагают перекатываться, используя помощь взрослого. При несформированности хватов у испытуемых педагог сам вкладывает мячик или игрушку в руку ребенка и помогает ему выполнить необходимое движение. Главная цель всех занятий состоит в том, чтобы ребенок  максимально использовал свои двигательные  возможности   в формировании  пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения собственным телом. Все условия, созданные в соответствии с данной организацией работы, должны пробудить у детей чувство «мы шечной радости», удовольствия от собственных движений. Этого удается достичь благодаря эмоциональности взрослого, а также доверительных отношений с детьми.

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического, чувственного опыта детей; формирование умения определять пространственные направления првое-левое, направо-налево, справа-слева в различных ситуациях, опираясь на схему собственного тела, расширение активного словарного запаса пространственной терминологией.

Для решения поставленных задач мы предлагаем три серии игр. Первая серия направлена на ориентацию в сторонах собственного тела ребенка. Вторая серия игр обучает ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого себя. Третья серия игр направлена на ориентировку в пространстве в зеркальном отображении.

Игры данного комплекса ориентированы на формирование проприоцепции, осязания, зрительно-двигательной координации.

С первых занятий детям необходимо предлагать упражнения, способствующие обогащению их сенсорными впе-чатлениями. Важно научить их прислушиваться к собственным ощущениям, ориентироваться в них.

Основным принципом коррекционного обучения является постепенное нарастание сложности предлагаемых детям заданий, возрастание их активности. В обучении используются объяснения, показ, совместные действия, действия по подражанию, наблюдения.

Мы предлагаем начинать обучение с серии игр, направленных на развитие умения ребенка ориентироваться в правой и левой стороне у себя.

Игра «Найди свое сердце»

Цель. Обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.

Оборудование. Фломастеры красного и зеленого цвета.

Ход игры. Ребенка просят определить, где у него сердце, давая возможность рукой почувствовать биение сердца. Ес ли он самостоятельно не может дотянуться до сердца, педа гог помогает ему в этом, пассивно прикладывая руку к сердцу. Затем детям необходимо объяснить, что у всех лю дей сердце находится с левой стороны. Таким образом, ре бенок, определял сначала левую руку, на которой препода ватель красным фломастером рисует сердце, а зятем пра вую руку, на которой изображается, например, зеленый флажок. Следовательно, цветная картинка является зри тельным подкрепителем в процессе формирования умения различать правую и левую сторону у себя. В дальнейшем бу дут использоваться лишь цветовые сигналы (зеленый и красный), которые будут ассоциироваться у детей с правым и левым направлением пространства.

После этого детям предлагаются игры, направленные на закрепление умения определять правую и левую руки. При затруднениях ребенку предлагается обратить внимание на рисунок, изображенный на руке.

Игра «Покажи»

Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры. Среди детей выбирается ведущий, который располагается в центре круга в удобной для него позиции и дает команду показать правую или левую руку. В дальней шем эта игра усложнялась тем, что всем игрокам, кроме ве дущего, навязывают глаза. В тех случаях, когда дети не могут самостоятельно выполнить движение руками, им всегда должен помочь взрослый.

Игра «Сосед, подними руку»

 Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Ход игры.  Игроки, сидя  на  полу, образуют круг.  По жребию  выбирается   водящий,   который  садится  внутри круга. Он передвигается по кругу (как может), затем оста навливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть, но меняя положения. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа   - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, сидящему между ними. Если кто-то из игроков ошибается, т.е. поднимает не ту руку или вообще забывает ее поднять, то он меняется с ведущим ролями. Играют ус тановленное время. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был ведущим.

Гимнастическое упражнение «Топ, топ, топ»

         Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

          Ход упражнения. Гимнастическое упражнение вы выполняется под четверостишие, произносимое сначала педагогом, а затем и самими детьми:

«Правой ножкой топ, тон, топ (дети двигают ногой, кто как  может),

Левой ножкой топ, топ, топ,

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети хлопают в ладоши  или стучат рукой об пол),

 Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп».

Игра «Закинь мяч в корзину»

        Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

       Оборудование. Корзина, мячи красного и зеленого цвета.

      Ход игры. В центре зала ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен любым доступным ему способом передвижения добраться до корзины и правой рукой положить все мячи зеленого цвета в корзину, затем вернуться обратно. Цвет мячей является сигналом, помогающим правильно определить правую или левую (в зависимости от инструкции) руку.

Вторая серия игр направлена па формирование ориенти ровки в правом и левом направлении при опоре на схему собственного тела.

Игра «Надень кольцо» (вариант 1)

  Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

 Оборудование. Два стержня красного и зеленого цвета и такие же кольца.

Ход игры. В центре зала ставятся два стержня для наде вания колец (один был зеленый, другой красный), рядом с ними клали кольца соответствующего цвета. По словесной инструкции экспериментатора детям предлагается дополз ти до стержней и правой рукой надеть на правый стержень кольца и вернуться назад. Цвет стержня и колец является сигналом для правильного выполнения задания.

Игра «Надень кольцо» (вариант 2)

 Цель и оборудование те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Необходимо надевать кольца на левый стер жень левой рукой. В этой игре участвует как по одному ре бенку, так и по двое. В зависимости от этого даются инст рукции. Для этой игры можно разделить детей на две ко манды. Выигрывает та команда, которая первая справляет ся с заданием. Дети делятся на команды с учетом их двига тельных возможностей, чтобы команды по скорости пере движения были примерно одинаковые.

Игра «Разложи мячи»

Цель. Закреплять умение находить правую и левую руку у самого себя.

Оборудование. Две корзины. Мячи красного и зеленого цвета.

Ход игры. В центре зала ставятся две корзины, рядом лежат мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен добраться до корзин и разложить мячи следующим образом:  красные мячи в левую корзину, зеленые - в правую.

 Кроме этого, с детьми проводятся игры, направленные на  дифференциацию понятий «справа - слева»   и умение  правильно называть данные пространственные направления. Перед проведением игр проводится обучение. Привлекая внимание детей, педагог поднимает правую руку, а за ем указательным пальцем показывает положение справа и при этом говорит: «Правое - справа». Затем называет предметы, расположенные справа. Тоже самое он делает левой рукой. Потом упражнение повторяют дети.

Игpa «Кто правильно назовет»

Цель. Научить детей ориентироваться в правом и леком направлении пространства.

Ход игры. Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему завязывают глаза, просят повернуться на одном месте несколько раз, развязывают глаза и опять просят показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким же образом проводит ся работа и с левой рукой.

Игра «Ровный круг»

Цель. Учить детей ориентироваться в правом и левом на правлении пространства.

Оборудование. Кубики.

Ход игры. Из кубиков строится круг. По команде педаго га детям предлагается перемещаться по кругу то в правую, то  в левую сторону.

Игра «Найди свое место»

Цель. Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование. Зеленый и красный обручи.

Ход игры. В разных углах зала напротив детей педагог кладет два обруча: зеленый - справа, красный - слева. Все дети делятся на две команды: правую и левую. По сигналу Педагога: «На прогулку!», все дети расползаются по залу в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свое мес то!», дети должны найти свой обруч: правые - правый, ле вые — левый и подползти к нему.

Проведение третьей серии игр способствует пониманию детьми с ДЦП переноса схемы своего тела для определения «правого» и «левого» у человека, расположенного напро тив. Педагог, садясь рядом с ребенком, надевает себе и ему на левую руку красное сердце, на правую — зеленый флажок. Далее педагог садится напротив группы испытуемых и пока зывает, где оказались его правая и левая рука по сравнению с положением детей. После этого он предлагает узнать, поче му так получается, и просит каждого ребенка подползти и сесть рядом. Когда каждый из испытуемых убеждается, что рисунки на руках у него и у экспериментатора на одной и той же стороне, изображения снимаются, и педагог вновь садит ся напротив испытуемых. При этом детям говорится: «А те перь представьте, будто сидите рядом со мной. Какая у меня правая рука?». Если дети отвечают правильно, им задается вопрос в отношении другой части тела. Когда дети усваивают задание, ведущим выбирается ребенок, который садится на против остальных детей и задает вопросы.

Игра «Поезд»

   Цель. Учить детей ориентироваться в правом и ловом на правлении пространства.

    Оборудование. Две карточки красного и зеленого цвета.

Ход игры. Педагог выбирает одного из детей - «стрелочни ка», остальные входят в состав поезда. Экспериментатор рас полагается напротив детей, в руках у него красная карточка. По инструкции педагога, который поднимает то правую руку с зеленой карточкой, то левую, каждый стрелочник должен протягивать руку и поворачивать свое тело в соответствую щее направление, чтобы показать муть поезду. Если «стре лочнике ошибается, педагог поднимает красную карточку и приказывает поезду остановиться «Стоп!». С детьми обсуж дается инструкция и ошибка «стрелочника», после этого «стрелочника» заменяют, а остальным объясняется, что из-за такой ошибки может произойти авария. Это побуждает де тей быть более внимательными к инструкции, правильно выбирать направление. Если «стрелочник» справляется со своей задачей, педагог поощряет его, хвалит за умение разли тые направления - «Поезд обязательно дойдет до своего вокзала». Потом педагог подводит итог: «Как ехал поезд? Он вначале поехал налево, потом поворачивал направо» и просит одного из испытуемых повторить. Когда основные правила этой игры будут разучены, можно усложнить их. Детям предлагается самостоятельно выбрать маршрут, определить пункты прибытия поезда и т.п.

Игра «Контролер»

Цель.  Учить детей ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

Оборудование. Два обруча. Карточки красного зеленого цвета.

Ход игры. Выбирается ведущий, который назначается контроллером и располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади «контролера» с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. «Пассажиры» с красными билетами направляются «контролером» в левый автобус, с зелеными - в правый. Игра продолжается до первой ошибки «контролера». Затем ставится новый игрок на эту роль.

Обучение определению местоположения и удаленности предметов в пространстве

Предложенные  игры   и   упражнения   направлены   на формирование  понимания  детьми таких  пространственных свойств предметов,  как удаленность,  местоположения, а также на понимание изменчивости и относительности пространственных отношений. Мы обучаем детей ориентироваться в таких пространственных направлениях, как верх - низ, вперед - назад, вправо — влево, кругом, дальше -  ближе.

В процессе обучения педагог должен стремиться к тому, чтобы ориентировка в направлениях пространства основывалась на зрительных, так и на слухо-двигательных связях.

Обучение состоит из двух серий игр и упражнений. Первая серия направлена на формирование пространственных понятий,  характеризующих  местоположения  предмета  в пространстве. Вторая серия - направлена на определение удаленности предметов в пространстве.

Первая серия.

Гимнастическое упражнение «Мы топаем ногами»

Цель. Формировать у детей пространственные понятия «верх» и вниз».

Ход упражнения. Предварительно педагог имеете с детьми определяет эти пространственные направления. Затем педагог читает стихотворные строчки, а дети выполняют названные движения:

Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем вверх,

Мы руки опускаем вниз.

Мы руки подаем.

И вертимся кругом,

И вертимся кругом.

Через некоторое время педагог говорит: «Стой!». После чего игра повторяется.

Игра «Послушай и сделай»

Цель. Формировать представления о направлениях про странства верх, низ, впереди, сзади, в стороны.

Ход игры. Дети садятся в круг, при помощи считалочки выбирается ведущий, который располагается в центре и на чинает игру. Он дает команду, которая содержит простран ственное направление (вверх, вниз, вперед, назад, в сторо ны). Дети должны расположить руки, соответственно ко манде ведущего. Тот, кто неправильно выполняет команду, становится ведущим.

Во втором варианте данной игры всем детям завязывают глаза, и они должны выполнять команды, опираясь лишь на слуховой и двигательный контроль.

Игра «Волшебное зеркало».

 Цель. Формировать представления о направлениях пространства верх, низ, впереди, сзади, в стороны.

 Ход игры.  Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Всем нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением (поднимает правую или левую руку, поднимает руки вверх, прячет их назад, показывает левой правую ногу и т.п.). 'Гот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу и движение. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибок. Педагог следит за правильностью движений и фразовой речи детей.

Необходимо отметить,  что преобразование  пространства может выполняться мысленно, в плане представлений, в условиях использования знаковой системы. По мнению исследователей, овладение знаковой и, в частности, графической культурой не только способствует расширению возможности видеть, понимать пространственные зависимости, но и приводит обогащению принципиально новыми средствами ориентировки в пространственных отношениях. В качестве знаковой системы в коррекционно-развивающей работе мы предлагаем использовать стрелки-векторы (приложение 10) и схемы.

Стрелка – вектор представляет собой графический заменитель указательного жеста. Детям предъявляется карточка с  изображением стрелки.

Под руководством педагога дети сравнивают ее очертания с вытянутой рукой (указательный жест) и приходят к выводу, что с ее помощью удобно показывать нужное прост ранственное направление.

Для формирования навыка пространственной ориенти ровки в направлениях верх - низ, справа - слева с помощью стрелки-вектора детям предлагаются различные игры.

Игра «Молчанка»

Цель. Формировать представления о направлениях пространства верх, низ, впереди, сзади, в стороны.

Оборудование. Карточки на которых изображены стрел ки.

Ход игры. Педагог показывает карточку со стрелкой, а ребенок жестом указывает направление пространства, изо браженное на карточке.

Игра «Угадай»

Цель. Формировать представления о направлениях про странства верх, низ, впереди, сзади, в стороны.

Оборудование. Карточки, на которых изображены стрелки.

Ход игры. Все дети располагаются по кругу. Педагог на против каждого ребенка раскладывает карточки со стрел ками, изображением вниз. По команде дети должны пере вернуть каждый свою карточку и показать изображенное направление. Потом карточки меняются местами. Выигры вает тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Игра «Покажи карточку»

Цель. Формировать представления о направлениях про странства верх, низ, впереди, сзади, а стороны.

Оборудование. Карточки, на которых изображены стрелки.

Ход игры. Ведущий (либо педагог, либо ребенок) выпол няет движение руками в определенном направлении, а иг роки должны найти карточку из индивидуального набора с соответственной стрелкой и показать ее.

Вторая серия игр этого комплекса направлена на опреде ление удаленности предметов в пространстве.

Игра « Найди, кто там спрятался»

 Цель. Формировать представления у детей об удаленности предметов в пространстве (далеко, близко).

Оборудование. Две коробки размером 30x40. Игрушки: медвежонок и зайчик.

Ход игры. Ставятся две коробки, в одну коробку кладут медвежонка, в другую — зайчика. Эти коробки расставляются в зале таким образом, чтобы одна из коробок находилась ближе к испытуемым, а другая дальше. Игроку дается команда доползти до ближней (дальней) коробки и найти, кто там спрятался. Все оставшиеся дети оценивают правильность выполнения задания.

Игра «Займи свое место»

 Цель. Формировать представления у детей об удаленности предметов в пространстве (далеко, близко).                      

Оборудование. Два обруча.

Ход игры. Все дети делятся на две команды, которым даются названия, например команда «быстрых»   и команда смелых».  Команда   «быстрых»   должна  расположиться около дальнего обруча, команда «смелых» — около ближнего. Обручи раскладываются в зависимости от начального положения играющих в зале. Затем ведущий дает команду: «По местам». Каждая команда должна занять свое место. После того, как дети занимают места, педагог обсуждает с ними,  какое местоположение они заняли  «дальнее»  или «ближнее». Затем обручи перекладываются.

Обучение определению отношений между предметами

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать и распознавать эти отношении. В качестве вспомогательного средства детям предлагаются карточки - схемы с изображением пространственных отношений между предметами, которые помогают детям в усвоении материала.

Необходимо отметить, что во всех играх позиция ребенка выбирается таким образом, чтобы он сам являлся точкой от счета. Это окалывается наиболее оптимальным для рассмот рения и анализа пространственной ситуации.  На каждом этапе коррекционной работы дети должны использовать словесные объяснения своих действий, что позволит закрепить соответствующий речевой материал: пространственные предлоги, наречия. При этом необходимо отметить, что речь должна сопровождать деятельность ребенка и служить сред ством анализа условий в процесс перемещения. Она должна являться средством отчета о выполняемых действиях.

В начале обучения детям предлагается рассмотреть прост ранственные отношения между предметами, которые созда ются с помощью предметов (мяча и корзины). После того, как дети усваивают обозначенное педагогом пространственное взаиморасположение предметов, смогут их смоделировать и словесно обозначить, детям предлагается карточка-схема (приложения 11-16), на которой изображается рассматривае мое пространственное положение двух предметов (корзина на схеме обозначается квадратом, мяч - кругом). Педагог объяс няет учащимся, что изображено па карточке-схеме и какое пространственное положение предметов данная карточка обо значает. Для формирования умения определять и самостоя тельно создавать пространственные отношения между пред метами детям предлагается серия подвижных игр.

Игра «Займи свое место»

Цель. Формировать представления детей о пространст венных отношениях между предметами (в, на, над, перед, за, справа, слева, между).

Оборудование. Набор карточек-схем.

Ход игры. Двое детей располагаются на ковре друг за другом на небольшом расстоянии. Ведущий предлагает из набора карточек-схем, на которых изображены такие про странственные отношения между предметами, как перед, за, между, выбрать игроку любую из карточек и занять то положение относительно двух других детей, какое изобра жено на карточке - схеме. После этого все дети оценивают правильность выполнения задания. Если игрок неправиль но выполняет задание, он выбывает из игры. Выигрывал тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Игра «Кто быстрее». (Вариант 1)

Цель. Формировать представления детей о пространственных отношениях между предметами (в, на, над, перед, за, справа, слева, между).

Оборудование. Набор карточек-схем.

Ход игры. Среди детей выбираются два игрока. На расстоянии нескольких метров от детей ставятся две корзины. Около каждой корзины кладутся мячи и карточка - схема. Перед началом  игры  с  испытуемыми обговаривается  вопрос, кто к какой корзине будет двигаться (кто к правой, а кто к левой). По команде «Вперед!» дети должны добраться (любым доступным способом) каждый до своей корзины и расположить мяч по отношению к корзине таким образом, как это указано на карточке - схеме. После выполнения задания игроки должны вернуться на место. Выигрывает тот, кто первым вернется на место и при этом правильно выполнит задание. Необходимо отметить, что при выборе двух игроков педагогу всегда необходимо учитывать двигательные возможности испытуемых. Скорость передвижения детей должна быть примерно одинаковой.

Игра «Кто быстрее». (Вариант 2)

Ход игры. Вместо карточек - схем перед началом передвижения к корзине педагог каждому из игроков дает задание, каким образом надо расположить мяч. Задача ребенка заключалась в том, что надо добраться до корзины, удержав в памяти задание, выполнить его и вернуться обратно.

Игра «Найди игрушку»

Цель. Формировать представления детей о пространственных отношениях между предметами (в, на, над, перед, за, слева, между).

Оборудование. Коробка размером 50x60, игрушки: мишка, машинка, мячик, собачка, кубик, пирамида.

Ход игры. В центре зала ставится большая коробка, и рас сыпаются игрушки (мишка, кукла, машинка, мячик, собачка, кубик, пирамида) в разных позициях по отношению к коробке в, на, под, за, перед, справа, слева. Ребенку педагог дает задание принести игрушку, которая находится под коробкой. Когда ребенок находит нужную игрушку, педагог спрашивает у него, что он нашел и где. Все остальные дети следят за правильностью выполнения задания. Следующему ребенку называется другое пространственное расположение игрушки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Игра «Кто быстрее назовет»

Цель. Учить детей словесно обозначать пространствен ные отношения между предметами.

Оборудование. Игрушки: машинка и собачка. Карточ ки-схемы.

Ход игры. Педагог с помощью машинки и собачки созда ет пространственные отношения между этими игрушками. Дети должны назвать полученные отношения. За правиль ный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот из де тей, кто больше всех наберет фишек. Помимо игрушек пе дагог предлагает детям и карточки-схемы, на которых ус ловно показаны различные пространственные отношения между предметами.

Обучение ориентировке на плоскости

Как уже отмечалось в предыдущих главах, у детей с дви гательными нарушениями существуют определенные сложности в ориентации на ограниченной плоскости. Пред лагаемый комплекс коррекционно-развивающих игр на правлен на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, на ходить середину плоскости.

Игра «Самый ловкий». (Вариант 1)

Цель. Формировать у детей представления о верхнем и нижнем крае плоскости.

Оборудование. Трансформер размером 70x70 см. корзи на с мячами желтого и синего цвета.

Ход игры. В центре зала ставился трансформер прямо угольной формы, а рядом корзина с 10 мячами желтого и синего цвета. Ребенок желтым мячом должен попасть в верхний край плоскости трансформера, а синим - в нижний.

Игра «Самый ловкий». (Вариант 2)

Цель. Формировать у детей представления о правом и левом крае плоскости.

Оборудование.   Трансформер размером 70x70 см. Корзина с мячами красного и зеленого цвета.

Ход игры.   Детям предлагается определить правую и левую сторону плоскости. Для этого используются мячи красного и зеленого цвета, как и в комплексе игр, которые мы предлагаем для обучения ориентации в схеме собственного тела. Красным  мячом необходимо попасть в левый  край плоскости трансформера, а зеленым - в правый.

Игра «Самый ловкий». (Вариант 3)

Цель. Формировать у детей представления о верхнем, нижнем и о правом, левом крае плоскости.

Оборудование. Трансформер размером 70x70 см. Корзина с мячами красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Ход игры. Детям предлагается 10 мячей четырех цветов. В зависимости от цвета мяча, ребенок должен попасть им в определенное место трансформера.

Таким образом, в этих играх для усвоения пространственных понятий верх-низ, левая - правая сторона плоскости было задействовано сразу несколько анализаторов: двигательный, слуховой, зрительный.

Игра «На лугу пасутся...»

Цель. Формировать умение ориентировать на плоскости.

Оборудование. Магнитное поле размером 70x50 см. животные с магнитом: коровы, козы, овцы.

Ход игры. Детям предлагается магнитное поле размером 70x50, которое обозначает «луг». Каждому ребенку раздаются животные (коровы, козы, овцы) и предлагается разместить их на «лугу» согласно инструкции педагога. Например, корову расположить вверху «луга», козу - в центре, овцу - внизу. После расположения животных на «лугу» дети дают словесный отчет о выполненном действии, при этом друг друга проверяя. Кто из детей ошибался, тот выбывал из игры.

Игра «Найди место»

Цель. Формировать умение ориентировать на плоскости.

Оборудование. Цветные ленты (2 ленты длиной по 2м и 2 ленты длиной по Зм). Игрушки.

Ход игры. На ковре при помощи цветных лент обознача ете, прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог в нем передвигаться. Детям предлагается задание расположить игрушки (мяч, машинку, мишку и т.п.) со гласно предложенным педагогом условиям. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку – в ближнем правом углу и т.п. Вce испытуемые в это время следили за правильностью выполнения задания. Выигрывал тот, кто ни разу не ошибался. На первых занятиях ведущим, который дает инструкции, является педа гог. В дальнейшем роль ведущего выполняет выбранный с помощью считалочки ребенок.

Игра «По местам»

Цель. Формировать умение ориентировать на плоскости.

Оборудование. Цветные ленты (2 ленты длиной по 2м и 2 ленты длиной по 3м).

Ход игры. Для этой игры также используется прямо угольник, обозначенный на ковре лентами. Детям предлага ется расположиться перед игровым полем и выслушать зада ние. Педагог каждому участнику игры шепотом на ухо рас сказывает, где он должен расположиться на поле (в дальнем левом углу, в нижнем правом, в центре и т.п.). После этого педагог дает  команду  « По местам!». Каждый ребенок должен,  занять свое место. В конце игры дети вслух объявляют, ка кое задание им дал педагог. Тот из участников, кто непра вильно занимает место, выбывает из игры. Таким образом, игра продолжается до последнего игрока-победителя.

Игра «Шашки»

Цель. Формировать умение ориентировать па плоскости.

Оборудование. Мелки.

Ход игры. Игра проводится на улице. На асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает передвигаться согласно инструкции

педагога:  «Две клетки  вверх, одна клетка влево, две вниз и т.д.». игра продолжается до первой ошибки. Затем игра начинается сначала с новым игроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

Буклет для родителей "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...