Буклет для родителей "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"
консультация

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_prostranstvennye_otnosheniya.docx344.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школы.

Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением;  нарушение счета и трудности с вычислительными операциями; нарушения письма и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.

Трудности в освоении письма могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек.

Трудности в освоении чтения  могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения, понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций, встречаются в тексте, и, как следствие, ребенок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не может пересказать текст.

Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 12-7=5). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе формирует у ребенка устойчивый трах перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность.

Ребенку с недостаточно сформированными пространственными  представлениями сложно будет усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать правую части листа; отступать две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Такой ребенок может начать писать справа налево, с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и запоминать части своего тела; не сможет рассказать и показать, где у него правая рука, а где левая; не сможет назвать слова, обозначающие части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.). В речи такого ребенка часто отсутствуют предлоги, например, вместо «едет в машине» он говорить «едет машину». Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из частей целого.

Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о пространстве у ребенка начинается с познания схемы собственного тела и ориентировки в пространстве своего тела. С различения верхней и нижней, задней и передней части собственного тела, левой и правой его сторон.

Первоначально дети различают направления, соотнеся их, прежде всего, с определенными частями собственного тела: вверху – внизу (вверху – голова, внизу - ноги); спереди – сзади (спереди – лицо, сзади - спина); право – лево (право – правая рука, лево – левая).

Далее у ребенка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: «я нахожусь впереди Маши, позади Маши, справа или слева от неё»; «я на стуле, я под стулом, я перед стулом, я за стулом», «стол слева от меня, шкаф позади меня, окно передо мной, диван справа от меня».

Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под  книжкой», «чашка стоит на столе». Понимание пространственных взаимоотношений любых объектов, окружающих ребенка (предметы, люди), становится возможным, если усвоена ориентировка в пространстве собственного тела.

Далее формируется словесное обозначение пространственных взаимоотношений в речи ребёнка, или квазипространственные представления. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «ручка короче карандаша, но длиннее ластика».

Таким образом, для успешного усвоения школьных дисциплин ребенок должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться на плоскости: лист, страница, бумага в клетку, в линейку; пользоваться пространственным словарём: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно пространственном окружении.

УПРАЖНЕНИЯ:

Ребенку на левую руку (!) надевается красная ленточка (это может быть резиночка для волос или браслет), которую ребенок не снимает на протяжении курса занятий. Красная ленточка служит маркером, с помощью которого ребенок определяет, где у него правая рука, а где левая.

Сзади – спереди

Взрослый и ребенок встают перед зеркалом и вместе находят и показывают части тела, которые находятся спереди (живот, колени, лицо и т.д.). Аналогично ребенок вместе с взрослым находит и называет части тела, которые находятся сзади.

Встань рядом, повтори движение

        Взрослый встает рядом с ребенком и просит выполнять те движения, которые называет (сам взрослый движения не выполняет).

  • правой рукой коснуться своей левой руки;
  • левой рукой коснуться своей правой руки;
  • правую руку положить на правое плечо;
  • левую руку положить на левое плечо;
  • правую руку положить на левое плечо;
  • левую руку положить на правое плечо;
  • правую руку положить на правое колено;
  • левую руку положить на левое колено;
  • правую руку положить на левое колено;
  • левую руку положить на правое колено;
  • левой рукой коснуться левого уха;
  • правой рукой коснуться правого уха;
  • правой рукой коснуться левого уха;
  • левой рукой коснуться правого уха; и т.д.

Разрезные картинки

Дайте ребенку два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное по горизонтали или вертикали: на 2, 4, 5, 9 частей; на части в виде полос, квадратов или частей любой неправильной формы. Ребенок должен сложить разрезанное изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а элементы усложняться по конфигурации.

Капризный фотограф

Взрослый играет роль фотографа, который ищет кадр для снимка. Помощнику фотографа, ребенку, надо разместить игрушки: корову справа от зайца, мышку слева от слона, собачку за мышкой, кошку под стулом и т.д. Фотограф всё время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать игрушки.

Графические диктанты по клеточкам

На листочке в клеточку  ребёнок рисует узор под диктовку взрослого, а затем самостоятельно продолжает рисовать до конца строки.

  • 3 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо – дальше рисуй сам.

Источник: Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч.Ч.2. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.

МАДОУ «Детский сад №8»

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ 5-7ЛЕТ»

Рекомендации педагога-психолога

Плотниковой И.А.

г. Корсаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Пространственные представления детей с ДЦП

Пространственные представления детей с ДЦП...

Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...