индивидуальный маршрут
рабочая программа по коррекционной педагогике

Пурбуева Ольга Борисовна

Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ДЦП в условиях логопедического пункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ДЦП в условиях логопедического пункта.

Пояснительная записка

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).

В настоящее время дошкольники с детским церебральным параличом широко интегрированы в дошкольные учреждения общеразвивающего вида. И они часто испытывают трудности в адаптации к условиям массового образовательного учреждения, так как нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития.

Отклонения в развитии у таких детей отличаются значительной полиморфностью   и распадом в степени выраженности различных нарушений. В таком случае основной акцент делается на коррекционную работу с ребенком по специально сконструированной для него коррекционно-развивающей программе, входящей в рамки предлагаемого содержания, в процессе усвоения которой восполняется имеющийся недостаток.

Индивидуальная программа развития составлена на базе программ «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб..; «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста» / Н.В. Симонова.

Программа рассчитана на 2 учебных года. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать 3 года (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ПМПК).

       Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.

Задачи логопедической работы:

1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата):

2. Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.

3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).

4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.

6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при умешанном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при Задержке речевого развития).

Методы логопедического воздействия

 При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, целесообразный пользовать следующие методы логопедического воздействия:

  • дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
  • зондовый массаж,
  • точечный массаж,
  • пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
  • дыхательные и голосовые упражнения,
  • искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипои гипертермии).

        Особенности развития воспитанника (по данным первичного логопедического обследования):

Воспитанник: 5 лет.

 Заключение ПМПК: МСЭ-2016, категория

«ребенок-инвалид» ДЦП с парапарезом нижних конечностей.

         Логопедическое заключение: ОНР I ур, дизартрия.

1. Слоговая структура слов и звукопроизношение грубо нарушены.

2. Обращённую речь частично понимает.

3. Фразовой речи нет (общается с помощью жестов, звукокомплексов, малопонятных слов)

4. Активный словарь ограничен, пассивный – бедный, не соответствует возрасту.

5. Фонематический слух нарушен.

6. Тонус мышц рук и ног.

7. Парез языка и мягкого неба.

8. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений.

9. Переключаемость и распределение внимания характеризуется незавершенностью, отвлекаемостью.

10. Познавательная активность снижена, истощаема. Преобладает игровой интерес.

Для развития речевого общения, улучшения разборчивости речевого высказывания необходимо:

  • Уменьшить степень проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
  • Развивать речевое дыхание и голос. Выработать синхронность голоса, дыхания и артикуляции.
  • Нормализовать просодическую систему речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
  • Развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук.
  • Нормализовать лексико-грамматические навыки экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи, или при задержке речевого развития).

По диагнозу невролога и на основании первичного логопедического обследования разрабатывается тактика коррекционно-логопедической работы, определяются основные направления и формы работы, прогнозируется конечный результат логопедического воздействия, определяются противопоказания и дозировка занятий. При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, рекомендовано использовать следующие методы логопедического воздействия:

  • дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
  • пассивную и активную артикуляционную гимнастику,
  • дыхательные и голосовые упражнения.

Коррекционно-логопедическую работу проводим преимущественно в индивидуальном плане, по следующим этапам:

Первый этап логопедической работы

Подготовительный

Направления

Методы логопедического воздействия

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

С этой целью учитель-логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. (Приложение 1)

Нормализация моторики артикуляционного аппарата.

С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий, на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества, как точность, ритмичность, переключаемость и другие. (Приложение 2)

Нормализация голоса.

С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса по высоте и силе. (Приложение 3)

Нормализация речевого дыхания.

С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино. Такой тренинг готовит артикуляционный, голосовой и дыхательный аппарат к формированию у детей новых произносительных умений и навыков. (Приложение 4)

Нормализация просодики.

Это направление на первом этапе является менее разработанным. Формирование просодической стороны речи и развитие голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова, фразы. В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и звучание слова, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как хлопки и притопывания: отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной руки по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу. Важным разделом работы является восприятие ритма стихотворений. Дети прослушивают текст стихотворения, улавливают ритм, отхлопывают его, затем проговаривают стихотворение, сначала отбив ритм, а потом соблюдая его только интонационно. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в данном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием). Упражнения на развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых, фронтальных логопедических занятиях (под музыку, счет и т.д.).

(Приложение 5)

Нормализация мелкой моторики рук.

С этой целью проводится пальчиковая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками. Все упражнения первого этапа постепенно усложняются. (Приложение 6)

Второй этап логопедической работы

Выработка новых произносительных умений и навыков

Выработка основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, небного).

Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и небных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Последовательность действий такова:

1 – «Смотри в зеркало, как делаю я»;

2 – «Смотри в зеркало на себя и выполняй упражнения (например, для дорсальной позиции: «Забор» - «Окно» - «Мост»,- это названия определенных движений, усвоенных на первом этапе)»;

3 – «Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении у тебя губы? Язык?»;

4 – «Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял последовательно эту серию упражнений»;

5 – «Выполни еще раз эти движения».

Такая последовательность выполнения направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии.

В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания нарушенных свистящих звуков. По аналогии формируют какуминальную позицию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений («Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» - «Фокус» - «Теплый ветер»). Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков. Для формирования альвеолярной позиции логопед предлагает другой набор упражнений и т.д.

Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения.

При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики артикуляционной области, от степени выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев не придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например, альвеолрные позиции - [р], [р'], а свистящие корригироваться будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).

Уточнение или развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. (Приложение 7)

Вызывание конкретного звука.

Эта работа при дизартрии проводится так же, как при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).

Закрепление вызванного звука, т.е. его автоматизация.

План автоматизации поставленного звука:

- в слогах разной структуры, где все звуки произносятся утрированно;

- в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, конце, середине слова);

- в предложении, насыщенном контрольным звуком (в лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены; весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку).

Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы).

Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.

Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например, 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т.п.).

Третий этап логопедической работы

Выработка коммуникативных умений и навыков

Формирование навыков самоконтроля.

Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли «психолога» и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка самоконтроля.

Введение звука в речь.

Заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т.п.

Включение в лексический материал просодических средств.

Различные интонации, модуляции голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

Четвертый этап логопедической работы

Предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии

Профилактика вторичных нарушений.

Обеспечение ранней диагностики дизартрии, организация ранней коррекционной работы. Устранение ОНР, ФФНР осуществляется на фронтальных и подгрупповых занятиях, организуемых в соответствии с нормативными документами – Программами коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР и ФФНР. Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

Пятый этап логопедической работы

Подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе

Формирование графомоторных навыков.

Необходимо проводить обучение штриховке и обводке. Комплекс коррекционных мероприятий должен включать также раскрашивание по трафарету ассиметричных фигур. Важно сопоставлять и анализировать правильно и неправильно нарисованные фигуры и буквы.

Приложение 1

Дифференцированный логопедический массаж

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, логопед стремится сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь, повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Этот вид массажа применяют в случае повышения тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись бы вовсе («рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

1. «Поза эмбриона» - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой

позе производят плавные покачивания до 10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы)

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышенного мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка, сзади другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения выполняются двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка поглаживающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры

1) Поглаживание от середины лба к вискам; от бровей – к волосистой части головы; от линии лба вокруг глаз; от переносицы в стороны до края волос,

продолжая линию бровей; от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам и крыльям носа.

2) Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

3) Надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры

1) Поглаживание верхней губы от углов рта к центру нижней губы; от углов рта к центру верхней губы (движение сверху вниз); нижней губы (движение снизу вверх); носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

2) Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

3) Легкое постукивание по губам пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с коррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж используется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры

1) Поглаживание лба от середины к вискам, от бровей к линии роста волос; поглаживание бровей; поглаживание век от внутренних уголков к внешним и в стороны; поглаживания щек от носа к ушам, от подбородка к ушам.

2) Сжимание подбородка ритмичными движениями.

3) Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

4) Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

5) Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры

1) Поглаживание от середины верхней губы к углам рта, от середины нижней губы к углам, от уголков губ по носогубным складкам к крыльям носа.

2) Пощипывание губ.

3) Покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с судорогами).

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий. В последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом. При спастичности языка (она отмечается значительно чаще, чем гипотония) для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (по 1 ч.л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л кипятка).

Цели массажа языка:

- нормализация мышечного тонуса;

- включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц;

- увеличение объема амплитуды артикуляционных движений;

- уменьшение слюнотечения;

- дифферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е.В. Новиковой или постановочные зонды Е.Ф. Рау);

2) пальцевый массаж (производится в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру); при массаже используются как щетина, так и палочка зубной щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения, во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

- поглаживание языка в различных направлениях: от корня к кончику (воздействие на продольные мышцы), от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы), - круговые и спиралевидные движения;

- похлопывание языка: начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

- легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель);

- покалывание языка (игольчатым зондом);

- массаж верхнего подъема языка, растягивание подъязычной связки (движения снизу вверх под языком);

- «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

- распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза клизма – во рту, кончик ее – снаружи).

Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало, конец и фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика языка

- выведение языка из ротовой полости вперед;

- втягивание языка назад;

- опускание языка вниз (к нижней губе);

- поднимание языка вверх (к верхней губе);

- боковые отведения языка (влево и вправо);

- придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

- приподнимание кончика языка к твердому небу;

- легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ

- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы рта, проводят движение к средней линии);

- собирание нижней губы (тем же приемом);

- собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);

- растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;

- поднимание верхней губы;

- опускание нижней губы;

- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Активная артикуляционная гимнастика

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения ипереключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица

- закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

- нахмуривание бровей;

- поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;

- надувание щек;

- проглатывание слюны;

- открывание и закрывание рта;

- жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры

- вытягивание губ вперед трубочкой;

- растягивание губ в улыбку;

- чередование движений «хоботок» - «оскал»;

- смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;

- размыкание губ при закрытом и открытом рте;

- мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);

- вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);

- целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);

- поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);

- перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);

- удерживание губами различных предметов (пробка, марля).

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры

- прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;

- выдвигание языка вперед;

- втягивание языка внутрь рта;

- опускание языка вниз;

- приподнимание языка вверх;

- боковые отведения (вправо и влево);

- приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

- суживание языка и заострение его;

- переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.

Упражнения для губ

- «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны.

- «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).

- «Улыбка» - «Трубочка» - попеременное выполнение.

- Втягивание нижней губы в ротовую полость.

Упражнения для языка

Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.

- «Болтушка» - движения языка вперед-назад.

- «Часики» - движения языком влево-вправо.

- «Качели» - движения языком вверх-вниз.

- Круговые движения языком: по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами.

- «Лошадка» - щелканье языком.

- «Лопатка» - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек.

- «Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек.

- «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.

- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

- «Парус» - рот широко открыть, узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

- «Грибок» - широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка гриба (подъязычная связка) натянулась.

- «Маляр» - сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности твердого неба вперед-назад.

- «Вкусное варенье» - рот приоткрыть, высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта.

- «Громкий барабан» - рот широко открыть, широкий язык поднять вверх, произносить громко, не опуская кончика языка: д-д-д-д-д.

Приложение 3

Развитие голоса и коррекция его нарушений

Формирование голоса проходит по ортофоническому методу, который предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, целью которых является развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.

Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации положения головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса (круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки – для расслабления шейно-гортанных мышц). Для включения в движение невидимых небно-глоточных и подъязычных мышц, участвующих в фонировании, а также повышения активности этих мышц проводятся следующие упражнения:

1. Гимнастика языка с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается максимально вытянуть язык. Если он не может сделать это самостоятельно, логопед помогает ему. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь ротовой полости, а логопед легкими рывками вытягивает его.

2. Открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).

3. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (рука логопеда на лбу ребенка).

Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед стимулирует поднятие нижней челюсти путемлегкого ритмичного постукивания по подбородку. Постепенно ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого ребенок учится опускать нижнюю челюсть сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно. При опускании нижней челюсти можно одновременно произносить различные звукосочетания.

Для укрепления мышц небной занавески и активизации движений мягкого неба используют следующие упражнения с чередованием расслабления и напряжения:

- произвольное глотание капель воды;

- стимуляция зевания и кашлеподобных движений;

- произнесение гласного «а» на твердой атаке (далее - слогов со звонкими согласными ба, да, га, ва);

- попеременное произнесение: м-па-м-па…, м-бай-м-бай… .

При логопедической работе для развития голоса полезно использовать совместное с логопедом пение, выразительную декламацию, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных, согласных, слогов. Одновременно необходимо тренировать увеличение длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по одной гласной (а, о, у, э), потом по две гласных (а-э, о-у, у-ы, э-и), затем по три (а-э-о, о-у-и), четыре и т.д. Потом произносятся слоги с удлинением их цепочек, затем слова и, наконец, стихотворные строки (на одном выдохе).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса.

Дети сидят на стульях полукругом. В руках у них куклы. Логопед говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке «а» мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук «а».

Перебежки

Цель: развитие силы голоса, активизация мышц губ.

Дети расходятся по своим «домикам» (очерченные мелом круги, стульчики или др.). По сигналу логопеда один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау-ау, Петя». Петя, в свою очередь, отвечает ему: «Ау-ау, Вова». И они быстро меняются местами. Петя выбирает другого ребенка и таким же образом меняется с ним местами.

Эхо

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит гласные звуки или звукосочетания (а, ау, иа, уа, ио и т.д.), другая тихо отзывается (повторяет те же звуки или сочетания звуков).

Вьюга

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Логопед показывает сюжетную картину «Вьюга». Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу логопеда «Вьюга начинается» дети тихо говорят «у-у-у…»; по сигналу «Сильная вьюга!» дети громко говорят «у-у-у…»; по сигналу «Вьюга кончилась» дети замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания заменить дерижировнием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Кто кого?

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ и нижней челюсти.

Логопед вызывает двух детей, ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки (а, о, у, и). Кто дольше тянет звук, тот ивыигрывает. Сначала победителя определяет сам педагог, затем можно поручить это детям. Логопед следит за тем, чтобы дети не понижали силу голоса и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Дети и логопед стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет траву, цветы». Логопед и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так (тихо и длительно произносит звук «в»)». Дети повторяют. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь логопеда: «Пришли в лес. Вокруг нас много ягод и цветов. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер «в-в-в…» (педагог громко и длительно произносит этот звук)». Дети останавливаются и повторяют звук за логопедом. Необходимо следить, чтобы дети, повторяя за логопедом, соблюдали ту же силу голоса.

Узнай по интонации

Цель: воспитание выразительности речи и мимики.

Каждый ребенок по очереди изображает то больного, то сердитого, то удивленного или грустного человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией междометия (Ай-ай-ай! Ой-о-й-ой! Ах-ах-ах! Ох-ох-ох!). Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, какого человека изображает ребенок. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение изображаемого человека (отчего он грустный, чему удивляется и т.д.). За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и ёлка

Цель: воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой – волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

- Ты куда идешь, медведь?

- В город – елку приглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

- Где поставишь ты ее?

- В лес возьму, в свое жилье.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.

Произнося диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает,- поощряется. Игру повторяют, но медведь может встречаться с другими зверями (лисой, зайцем, белкой и др.).

Волк и семеро козлят

Цель: развитие высоты голоса и совершенствование фразовой речи.

Дети предварительно должны быть познакомлены со сказкой «Волк и семеро козлят», хорошо знать слова волка, козы и козлят. Между детьми логопед распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-драматизация. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими голосами, а волк – сначала грубым голосом, а потом – более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Цель: развитие высоты голоса, совершенствование фразовой речи.

Предварительно педагог знакомит детей со сказкой «Три медведя». Предлагает детям инсценировать ее. Выбирают трех медведей. Расставляют мебель, посуду. Логопед предлагает детям вспомнить, что говорили медведи, обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили. Поощряются дети, которые удачно подражали голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими сказками: «Колобок», «Теремок» и др.

Приложение 4

Развитие дыхания и коррекция его нарушений

Дыхательная гимнастика

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений. Цель дыхательных упражнений – увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Логопед проводит с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно напевать тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. При тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении на спине – в рефлекс-запрещающих позициях. Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения:

1. Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания верхнего плечевого пояса и потряхивания конечностей ребенка достигают некоторого расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает вверх (вдох), опускает вперед, прижимая руки к туловищу, и легко надавливает на грудную клетку (выдох).

2. Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, логопед вытягивает их, разгибает (вдох), а сгибание ног в коленях и приведение их к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы упражнение можно проводить, положив руки ребенка под голову.

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает ее, а также голову, в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

4. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает их (выдох). Необходимо стремиться к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Малыш спрятался»).

5. В положении ребенка сидя или лежа логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому, быстрому вдоху.

6. Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движение воздуха, «ветерок», что усиливает глубину вдоха.

7. Ребенка просят, как можно дольше задержать вдох, добиваясь, таким образом, более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

Дыхательные и звуковые упражнения

Упражнения для развития артикуляции:

- «Трактор» - воспроизведение звука мотора трактора: энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).

- «Стрельба» - представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).

- «Фейерверк» - представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту: энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).

- Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).

- «Гудок парохода» - через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

- «Упрямый ослик» - выбираются «ослики» и «погонщики», ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше; погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а, й-а». «Что ты хочешь, милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» - обращается погонщик к ослику. Ослик, получив угощение, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани).

- «Плакса» - ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». Другой ребенок обращается к нему: «Что ты плачешь – «ы» да «ы»? Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать». После этого «плакса» перестает плакать, дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

- «Капитаны» - чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для звука «ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер: губы складываются, как для звука «п», или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стуле. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

- «Пузырь» - дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь; затем, повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой,оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу логопеда «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга, произнося «с-с-с» (или «ш-ш-ш»), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно). Эта игра - на развитие плавного выдоха, активизацию мышц губ, автоматизацию и дифференциацию звуков «с»-«ш».

- «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем» - выбирают водящего, он выходит за дверь; оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего, который говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были? Что вы видели?» Дети хором отвечают: «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог, снова водит. Игра проводится несколько раз. Логопед следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и в имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты: 1) дети могут делать утреннюю гимнастику (подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох; поднять руки над головой – вдох, опуская – выдох; развести руки в стороны – вдох, опустить по бокам – выдох; руки на поясе, отвести локти назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох); 2) лепить снежную бабу и греть «озябшие» руки (дышать на руки); 3) раздувать угасающий костёр (дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот); 4) готовиться к празднику (надувать шары, пилить дрова,- руки на себя – вдох, руки от себя – выдох); 5) рубить дрова (дети поднимают сцепленные руки над головой – вдох, наклоняются – выдох). Эта игра - на развитие дыхания, сообразительности, наблюдательности.

Приложение 5

Развитие просодики и коррекция ее нарушений

Формирование просодической стороны речи и развитие голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз. Поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы. Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния (радость, удивление, грусть и др.) Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение ребенок может сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями.

Скажи с различной интонацией

Цель: обучение ребенка произнесению чистоговорки с вопросительной и восклицательной интонацией; автоматизация звука в словах и фразе, развитие интонационной стороны речи.

1 вариант

Логопед произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее. «Сейчас надо сказать весело». Если ребенку трудно, взрослый дает образец. «Теперь надо сказать так, как будто ты спрашиваешь».

2 вариант

Взрослый показывает ребенку карточку с символами эмоций, а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.

Скажи как …

Цель: обучение ребенка произнесению чистоговорки голосом, разным по тембру; автоматизация звука в словах и фразе.

1 вариант

Игра проводится с использованием масок животных или кукол пальчикового театра. Логопед показывает маску или куклу, например лису, и говорит чистоговорку так, как ее сказала бы лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.

2 вариант

Логопед: «А сейчас попробуйте сами сказать чистоговорку, как лиса (заяц, волк, лягушка и т.д.). Если ребенок затрудняется, то логопед объясняет ему, какой голос может быть у этого животного и почему.

Скажи громко - тихо

Цель: обучение ребенка смене силы голоса; автоматизация звука в словах и фразах; развитие силы голоса.

1 вариант

Логопед проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры. Чем больше фишка, тем выше сила голоса.

2 вариант

Логопед показывает на выложенные фишки и просит повторить чистоговорку с соответствующей силой голоса. Ребенок сам, ориентируясь на размер фишек, произносит чистоговорку.

Приложение 6

Упражнения для пальчиковой гимнастики

- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

- Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками поочередно.

- Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе): правой руки; левой руки; обеих рук одновременно.

- Имитация игры на пианино.

- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

- «Бегающие человечки». Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, потом обеих рук «бегают» по столу.

- «Футбол». Забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.

- «Кулак-ладонь-ребро». Поочередная смена положения рук. Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.

- Поочередное надавливание подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, потом двумя руками одновременно.

- Поочередное постукивание подушечками пальцев по столу одной, другой, обеими руками одновременно.

- «В деревне» (пальчиковая сказка). Логопед рассказывает сказку. Дети показывают ее с помощью пальчикового театра. «Жили-были в одной деревушке да в маленькой избушке бабушка (просит надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушка (на указательный). Жили они, поживали, добра наживали. А еще жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец), Жучка (безымянный) и кошка (мизинец). Жили они дружно, всегда друг другу помогали. Вот как-то раз захотелось дедушке и бабушке каши вкусной. Пошли они в огород сорвать репку. Тянут-тянут бабка с дедкой (дети вытягиваютбольшие пальцы) из земли большую репку (указательные). К ним пришла тут внучка (средние), подбежала Жучка (безымянные), кошка тоже потянула (мизинцы). Хоть держалась крепко (берут пальчиками репку), вытянута репка (поднимают руки вместе с репой)! Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку.»

- «Котенок» (с прищепкой). При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного в прямом и обратном направлении со сменой рук. «Кусается сильно котенок – глупыш. Он думает – это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш. А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

- «Накорми цыпленка». На каждое слово ребенок берет из тарелочки зернышко и кладет в миску. «Зернышки все, что хозяйка давала, цыпочка клювом по штучке склевала».

- «Колодец». На каждую строку ребенок кладет деревянный брусок (строит колодец). «А из нашего колодца никогда вода не льется. Нет ни кранов и ни труб – мы кладем из бревен сруб! Очень-очень аккуратно мы кладем и, вероятно, - со стараньем возведен – в мире лучшим будет он!»

- «Овощи». «У девчушки Зиночки овощи в корзиночке (дети делают ладошки «корзиночкой»): вот пузатый кабачок положила на бочок, перец и морковку уложила ловко, помидор и огурец (загибают пальчики, начиная с большого). Наша Зина молодец! (Показывают большой палец)».

- «Фрукты». «Как у нашей Зины фрукты в корзине (дети делают ладошки «корзиночкой»): яблоки и груши, чтоб ребята кушали, персики и сливы – до чего красивы! Посмотрите на ранет! (Сгибают пальчики, начиная с мизинца). Вкуснее наших фруктов нет! (Гладят живот)».

- «Соберу грибы». «Я корзину в лес беру, там грибы я соберу! Удивляется мой друг,- сколько здесь грибов вокруг! (Показывают удивление, разводят руки встороны). Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок, боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. (Поочередно сгибают пальчики сначала на одной, затем на другой руке, начиная с мизинца правой руки). А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки оставляют, грозят ему)».

- «Ягоды». «Ягоды – это крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке). Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (Приподнимают плечи – удивляются). Я - молодец! (Показывают большой палец)».

- «Новый дом». «Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! (Поочередно ударяют один кулачок о другой). Мы построим новый дом (ставят ладошки – «стены»), есть окошко в доме том, есть еще одно – повыше (складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей»), есть труба вверху на крыше (мизинец отставляют в сторону – «труба»). Дом готов, зовем друзей! Приходите поскорей! (жест приглашения)»

Приложение 7

Развитие фонематического слуха

- «Красный – белый». Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Логопед предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный круг, если данного звука нет – белый.

- «Где звук?». Нахождение места звука в слове. Логопед называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале, в конце или в середине, фишка (флажок или круг) ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски (из цветного картона, разделенную на 3 части яркими линиями). Сначала дети определяют место звука в начале, затем в конце слова. И лишь когда они это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с данным звуком в ударной позиции.

- «Кто больше?». Нахождение звука в названиях предметов по картине. Логопед показывает детям картину, на которой изображены предметы с определенным звуком. После рассматривания предлагает рассказать, что изображено на картине. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов находится звук (например, «р»). За каждое правильное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

- «Поймай рыбку». Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков. Дети по очереди вылавливают удочкой с магнитом различные предметы (небольшие предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками), называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука, его позицию в слове. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

- «Кто внимательнее?» Активизация словаря, автоматизация звуков. Дети сидят за столами. Логопед говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах». Логопед показывает и называет картинки, которые начинаются на определенный звук. Дети называют этот звук. Логопед просит припомнить слова, которые были названы, а затем придумать самим слова на данный звук.

- «Кто больше слов придумает?» Активизация словаря, автоматизация звуков. Логопед называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч, должен сказать слово с установленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

- «Найди место для своей картинки». Активизация словаря, дифференциация звуков. Дети сидят за столами. Логопед показывает им картинку, где изображен шар и говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно - «ш-ш-ш…». Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем логопед показывает детям картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: «ж-ж-ж..». «Эту картинку я кладу с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, какой звук в названии – «ш» или «ж». Если услышите звук «ш», то картинку надо положить слева, а если услышите звук «ж», то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнять задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют картинки и кладут их с левой или с правой стороны стола. Картинки следует подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук «ж» оглушается. Аналогично игра проводится с другими звуками.

- «Будь внимательным». Активизация словаря, автоматизация звуков. Обращаясь к детям, логопед говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть звук «с», вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук «с» встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком «с». В процессе игры логопед меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов. Аналогично игра проводится с другими звуками.

- «Звенит – жужжит». Дифференциация звуков «з»-«ж». Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову со звуками «з» или «ж». Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук «з», то он говорит: «Звенит». А если он слышит звук «ж», то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

- «Отстукивание слогов». Слоговой анализ слов. Дети садятся вряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать (или отхлопать). Произносит отчетливо и громко слово. Вызванный ребенок должен стукнуть (хлопнуть) столько раз, сколько слогов в данном слове. Логопед дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

- «Телеграф». Слоговой анализ слов. Логопед говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности. Затем, постепенно, вводят трехсложные и односложные слова. Только после такой предварительной работы можно датьдетям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

- «Слова – перевертыши». Активизация словаря, слоговой анализ слов. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадываю короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например: «Лок» (кол), «мод» (дом) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Логопед следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускались ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида

В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....

Индивидуальный маршрут

Вариант  индивидуального маршрута для детей логопедических групп...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

Индивидуальный маршрут педагога Сафроновой Елены Геннадьевны по теме саморазвития "Инновационный подход к развивающей предметноо - пространственной среде группы". Отчёт по индивидуальному маршруту воспитателя по данной теме.

       Я разработала индивидуальный маршрут по теме саморазвития «Инновационный подход к развивающей предметно – пространственной среде группы». Начала раб...