Примерные игры для формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Редченко Ольга Николаевна

Этот материал может оказать помощь логопедам и воспитателям  в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи. Игры можно использовать при формировании у дошкольников с ОНР зрительно-пространственных представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Редченко Ольга Николаевна

учитель – логопед

ГБДОУ д/с № 4  компенсирующей направленности

 Пушкинского р-на С-Пб

Примерные игры для формирования предложно-падежных конструкций  

у дошкольников с ОНР

Работая не первый год с детьми с общим недоразвитием речи, я наблюдаю у подавляющего большинства из них низкий уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Это выражается в неумении употреблять в речи предложно-падежные конструкции.

Сформированность зрительно-пространственных представлений напрямую влияет на готовность детей к школьному обучению, показывает уровень интеллектуального развития ребёнка. Неумение употреблять в речи предложно-падежные конструкции ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Предлагаю ряд игр для коррекции данного недостатка.

Цель игр: сформировать у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста  зрительно-пространственные представления.

«Волшебный сад»

Задачи:

  1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
  2. Использовать в речи предлоги для составления предложений: над, под, на, в.

Оборудование: дерево – слива (на фланелеграфе); фигурки червячков, сливы на липучках.

Логопед предлагает послушать историю о волшебных червячках, которые живут на нашем дереве-сливе и очень любят прятаться. Дети называют местоположение слив, червячков, травки, птиц, используя пространственные предлоги и наречения.

Вопросы:

  • Сколько червячков с левой (правой) стороны от дерева-сливы?
  • Сколько червячков ползёт вверх (вниз)?
  • Где остальные предметы по отношению к дереву-сливе?
  • Усложняем задание. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.

 

«Кто в теремочке живет?»

Задачи:

  1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
  2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: теремок с жильцами в окошках.

Логопед предлагает рассмотреть наш теремок с жильцами. Сначала просто перечисляем всех жильцов. Затем выясняем местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем живет в теремке, называют соседа слева или справа.

Например: «Кто живёт под (над) жабой?»

 

«Новоселье»

Цели:

  1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

Оборудование: домики на магнитах с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.

Логопед предлагает принять участие в новоселье (заселить новых жильцов), выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окна домов, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше дома.

 

«Предлоги – маленькие слова и Незабудка»

Задачи:

  1. Учить понимать условные обозначения (карточки, обозначающие предлоги), использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Использовать в речи предлоги: над, под;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: карточки с предлогами; картинки: большой цветок- Незабудка, насекомые на магнитах.

Логопед предлагает поиграть в прятки. На волшебную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться Незабудкой. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться Незабудкой. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от Незабудки.

 

«Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать»

Задачи:

  1. Учить понимать условные обозначения (карточки, обозначающие предлоги), использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
  2. Учить использовать в речи предлоги: за, на, из-за;
  3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Оборудование: картинка с изображением лесных животных, которые спрятались на лесной поляне; схемы предлогов.

Логопед показывает картинку, на которой спрятались лесные звери. Начинаем играть в прятки. Дети описывают где спрятались лесные жители с помощью «маленьких слов». Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Учимся составлять предложения с этими предлогами.

Вопросы:

  • Кто спрятался выше (ниже) всех?
  • Кто ближе (дальше)?

 

    «Придумай предложение»

Задача: учить детей понимать графические схемы с предлогами, использовать предлоги в своей речи при составлении предложений.

Оборудование: предметные карточки на магнитах, карточки со схемами предлогов на магнитах.

Логопед выставляет на доске две предметные картинки и между ними карточку со схемой предлога. Дети должны придумать предложение. Например, используем карточки (медвежонок – схема предлога «НА» – полка); ребёнок составляет предложение: «Медвежонок сидит на полке».  Когда дети освоили игру, им предлагается самим подобрать карточки и составить по ним предложения.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Данный материал представляет собой проектную работу по теме: "Особенности формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР"...

Использование метода моделирования в системе коррекционно-педагогической работы по формированию предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данном материале раскрывается понятие моделирования, актуальность его использования. Условия, обеспечивающие эффективность метода моделирования, а также даны практические рекомендации использования ...

Консультация для воспитателей Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников.

Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выра...

Формирование предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения, в речи старших дошкольников с церебральным параличом

В задачу логопеда, работающего с детьми дошкольного возраста, входит формирование не только правильного звукопроизношения, но и грамматически правильной речи.Способность  ориентироваться в простр...

Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР

Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР...

Буклет "Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР"

Буклет "Игры по формирование предложно – падежных конструкций у дошкольников с ОНР"...