Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Татьяна Сергеевна Желонкина

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа47.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21»

ПРИНЯТО:

на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 31.08.2020

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №21»

Сыщикова А.В.

Приказ № _____от_____

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

на 2019-2020 учебный год

Ф.И. ребенка: Монахов Владимир Валентинович

Дата рождения: 15.01.2017г.

Возраст на момент составления маршрута: 2 года 8 месяцев

Группа:1 младшая группа №6,адрес: м-он 3 дом 50

Основания:

заключение ТПМПК города Урай№ 1642  от12.09.19г.

Педагог ДОУ

Ф.И.О.

Воспитатели группы

СунагатуллинаГульсияИдрисовна,

Желонкина Татьяяна Сергеевна

Педагог-психолог

МолодницкаяАльфияЗакариевна

Учитель-дефектолог

Семенова Татьяна Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6часть 1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст. 2923;  № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

В ИОМ учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности;
  2. Сотрудничество организации с семьей;

Цель ИОМ:

  1. Обеспечение системы средств и условий для коррекции и развития детей с ОВЗ  и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания,  образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Срок реализации ИОМ – 1 год.

График посещения детского сада ребенком: ребенок посещает первую младшую группу №6

Понедельник – пятница – 7.00 – 19.00

В структуру  ИОМ (Индивидуальный  образовательный  маршрут ребенка с ОВЗ)  входит:

1. Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности (Приложение 1)

2. Психолого – педагогическая характеристика на ребенка (Приложение 2)

3. Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист) (Приложение 3)

4. Коррекционно-развивающая работа, проводимая  педагогом-психологом (Приложение 4)

6. Коррекционно-развивающая работа, проводимая  воспитателями (Приложение 5)

7. Коррекционно-развивающая работа, проводимая  учителем-дефектологом  (Приложение 6)

Приложение 1

Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности:

Распределение обязанностей педагогов и специалистов

 в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка

Педагоги

Направления, цели и задачи работы

Воспитатели групп

Направления работы:

  1. Диагностическое направление.
  • Изучение уровня познавательного, социально-личностного развития детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

2.  Коррекционно-развивающее направление.

  •  Работать над  артикуляцией, развитием  тонкой и общей моторики.
  • Закреплять  произношения поставленных логопедом звуков.
  • Работать над  обогащением, уточнением и активизацией отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление  в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Формировать  связную  речь.
  • Закреплять формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закреплять  навыки чтения и письма).
  1. Создание предметно-развивающей среды.
  • Обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание развивающей предметно-пространственной среды речевой поддержки детей.

4.Социально–педагогическое, консультативное направление (взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников), социальными партнерами).

  • Формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к логопедической и коррекционно-развивающей работе, оказывать им помощь в организации полноценной речевой среды.
  • Координировать усилия родителей за качеством проведения ими речевой работы с детьми;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по общему и речевому развитию детей в семье.

Педагог-психолог

Направления работы:

1. Диагностическое направление:

  • Изучение  интеллектуальной, эмоциональной сферы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе; изучение медико-педагогической документации.

2. Коррекционно-развивающее направление:

  • Формирование представления о частях человеческого тела, их внешних признаках и функциональном назначении
  • Развитие аналитического восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов, выделять параметры величины
  • Умение различать левую и правую стороны, правильно употреблять предлоги, ориентироваться в пространстве.
  • Умение выделять параметры величин
  • Умение определять форму и цвет. Умение определять свойства вещей
  • Развитие восприятия, мышления, памяти
  • Формирование коммуникативных навыков
  • Обучение правильному дыханию, соединения дыхания со звуком.
  • Ориентировка в пространстве собственного тела.
  • Ориентировка расположении объектов по отношении к собственному телу.
  • Ориентировка во взаимоотношениях внешних объектов между собой.
  • Умение классифицировать, обобщать, анализировать.

3. Консультативное направление:

  • Формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к коррекционно-развивающей работе, оказывать им помощь в организации полноценной комфортной психологической  среды.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по общему развитию детей в семье.

Учитель-дефектолог

Направления работы:

1. Диагностическое направление:

Изучение интеллектуальной, познавательной, коммуникативной деятельности ребенка, нуждающегося в коррекционно-развивающей работе; изучение медико-педагогической документации.

2. Коррекционно-развивающее направление:

  • ознакомление с окружающим миром (Человек; Окружающий природный мир; Окружающий социальный мир).
  • сенсорное развитие (Восприятие цвета; Восприятие формы; Восприятие величины;   Восприятие пространственных отношений).
  • формирование дочисловых количественных представлений (Формирование количественных представлений; Формирование представлений о величине).
  • формирование мышления(Формирование наглядно-действенных форм мышления;    Формирование наглядно-образных форм мышления;   Формирование элементов логического мышления).

3. Социально–педагогическое, консультативное направление (взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников), социальными партнерами).

  • формировать у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационную готовность к комплексной коррекционно-развивающей работе, оказывать им помощь в организации полноценной комфортной познавательной среды.
  • повышать педагогическую компетентность родителей по интеллектуальному развитию ребенка в семье.
  • координировать усилия родителей за качеством проведения ими познавательной речевой работы с ребенком;

4. Создание предметно-развивающей среды:

  • обеспечение ребенка с задержкой психического развития комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание развивающей предметно-пространственной среды для всестороннего развития ребенка.

Приложение 2

Психолого – педагогическая характеристика на ребенка

ПРИМЕР Х-КИ

Эмоционально-волевая сфера:

 на просьбы воспитателя Вова обычно реагирует отказом (мотает головой), иногда негативные беспричинные реакции на внимание взрослого (падает на пол), иногда демонстративные истерики, проявляет намеренную агрессию, может отобрать игрушку, которая лежащей на полке не вызывала интереса, т.е. сам инициирует ответную агрессию детей), однако преобладает устойчивое спокойное эмоциональное состояние, на занятиях заторможен  

У Вовы преобладает наглядная форма мышления.  Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение или многократное повторение. Работоспособность снижена, быстро утомляется, преобладает игровой мотив. 

Социально-коммуникативная сфера:

 Контакт со сверстниками и взрослыми затруднен из - за отсутствия речи, использует невербальные средства общения.   

Уровень развития игровой деятельности у мальчика не соответствует возрастной норме. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов». Понимает и принимает простую роль в игре, более сложные социальные роли плохо понимает и не принимает.

Познавательное развитие:

интерес к восприятию учебного материала низкий, задания выполняет только индивидуально с помощью воспитателя, не всегда понимает речевую инструкцию, в общую совместную деятельность не включается, внимание рассеянное, низкая заинтересованность в выполнении заданий, предпочитает занятия по художественному творчеству (рисование красками, аппликация)

Общий запас знаний, умений и навыков недостаточен, формируется медленными темпами. Мало поддерживает общение на личные темы, на темы, не представленные в непосредственной ситуации, обсуждает различные события; ответы односложны, путаные, не всегда по теме, в речи присутствует нечеткое звукопроизношение, речь невнятная, смазанная. Словарный запас беден, ограничен, фраза односложна. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. Общая и мелкая моторика на стадии формирования. Пространственная ориентация затруднена, не дифференцирует лево - право. Восприятие фрагментарное.Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления.

Речевое развитие:

Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. Словоизменительные навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец).

Синтаксические навыки и умения в стадии формирования (объяснения взрослого, показ, образец)..Фонематический слух значительно снижен.

Навыки звукового анализа  в стадии формирования .Слоговая структура слов  нарушена (пропуск и перестановка слогов);

Звукопроизношение: С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Л,Р, Рь.

Связная речь: Фраза простая, аграмматичная. Прослушанный текст понимает частично, пересказывает кратко, односложно.  Раскладывает картинки с помощью взрослого, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно – образное. Подвижность мышц артикуляционного аппарата – недостаточно развита. Объем движения губ и языка – все движения ограничен, темп и переключаемость несколько замедленны. Голос  - нормальный,   объем речевого дыхания  -  недостаточен.

Пассивный словарь ребенка развит больше чем активный. Ведущая рука – правая. У Евгения наблюдается  ОНР II-IIIур.

Монахов Вова  испытывает трудности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Из-за не посильности предъявляемых требований иногда проявляет негативизм, упрямство. При эмоциональной поддержке и положительном отношении взрослого проявляет доброжелательность.

 Общая и мелкая моторика не нарушена, Вова испытывает трудности в самообслуживании, нуждается в постоянном наблюдении и уходе со стороны взрослого. Ведущая рука - правая. Вова  не особо проявляется интерес к подвижным и дидактическим играм, но  проявляет интерес к рисованию и лепке. Однако он быстро угасает. Любит играть один.

У ребенка наблюдаются выраженные недостатки процессов восприятия. Преобладает кратковременная зрительная память.  Вова без интереса   включается в образовательный процесс. С трудом постигает смысл воспринимаемого материала. У Вовы наблюдается быстрая утомляемость. Внимание рассеянное, неустойчивое, объем внимания небольшой. Снижена активность мыслительных процессов.

Состояние речи ребенка: речь отсутствует. Вова малоразборчиво называет три цвета.  Нарушено строение артикуляционного аппарата: губы и язык малоподвижны, страдает объем и точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не удерживает положение органов артикуляции.  Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез не сформирован. Активный словарь отсутствует, не соответствует возрасту.

Связная речь не сформирована. Контакт со сверстниками и взрослыми затруднен, использует невербальные средства общения.   

Эмоционально-волевая сфера: эмоции переменчивы, настроение неустойчивое. Монахов Вова  не усваивает программу.  Уровень владения программным материалом по всем разделам обучения в детском саду низкий.

Заключение: нарушение высших психических функций, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития.

Приложение 3

Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист)

Направление работы педагогов

Используемые программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О.

педагога

Социально-коммуникативное,

познавательное направление (воспитатели группы)

Комплексная образовательная программа  «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Индивидуальная

Сунагатуллина Г.И.

Желонкина

Т.С.

Психологическая помощь (педагог – психолог)

С.Д. Забрамная О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», Е.А. Стребелева «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», В.Л.Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей группе», Л.И.Катаева «Корекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке», А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания», Т.В.Нестерюк  «Дыхательная и звуковая гимнастика»

Индивидуальная,

МолодницкаяАльфияЗакариевна

Коррекционно-развивающее направление

(учитель-дефектолог)

О.А. Романович, Е.П. Кольцова «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей»; С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения для детей с ЗПР», методических разработок Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной, Е.А. Екжановой; Парциальнаяобразовательная программа для работы с детьми 3-4 лет с ЗПР / П18 авт.-сост. А. Н. Засыпкина, В. Ф. Овсиенко. - Волгоград : Учитель, 2014. - 66 с. ISBN 978-5-7057-3817-5

Индивидуальная

Семенова Татьяна  Николаевна

Приложение 5

Коррекционно-развивающая работа, проводимая  воспитателями

ПРИМЕР

Направления работы

Содержание работы

Ожидаемые результаты к концу учебного года

1. Диагностическое направление.

Проведение педагогической диагностики, педагогического мониторинга:

- Выявление уровня знаний о предметах ближайшего окружения.

  • Д/И «Чудесный мешочек» 1)выбери любой предмет из мешочка. Назови, что это за предмет, для чего предназначен, где применяется.

2)Опиши его (какой предмет?)

- Выявление уровня знаний о количестве, умение считать в пределах 5.

  • Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики» (кубики по 6-7 шт. разной величины и цвета.

Что ты видишь на столе? Сколько кубиков на столе всего? Чем отличаются кубики друг от друга? Посчитай кубики по порядку. Который по счету желтый кубик? (красный и т. д.). Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (втором, третьем). Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. Что можно о них сказать?

Выявление динамики развития

Ребенок называет предметы, знает их назначение, называет признаки, доступные для восприятия и обследования. Проявляет интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

Ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

2. Коррекционно-развивающее направление.

  • Развитие мелкой моторики,
  • Выполнение пальчиковой гимнастики «За ягодами», «Моя семья»
  • Выполнение физкультминутки «Это я»
  • Выполнение подвижной игры «Береза»
  • Д/И «Что лишнее?»

  • Задание «Сосчитай до пяти»

Уметь раскрашивать, не выходя за контур.

Уметь согласовывать движения пальцев рук

Уметь ориентироваться в пространстве

Социализация ребенка, развитие его коммуникативных навыков. 

Расширение и активизация словаря (тематический словарь).

Становится активным пассивный словарь. Уметь классифицировать по заданным признакам.

Уметь согласовывать числительное и существительное

3. Создание предметно-развивающей среды.

Иллюстрации и макеты фруктов и овощей, наборы цифр, цветные карандаши, пластилин, ножницы, цветные кубики, раскраски, настольно-печатная игра «Геометрическое лото», «Геометрическая мозайка», различные цветные мозайки.

Самостоятельно и охотно будет использовать в работе ножницы, карандаши, пластилин. Легко будет оперировать счетным материалом, не будет затрудняться при счете.

4.Социально–педагогическое, консультативное направление (взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников), социальными партнерами).

Анкетирование родителей, родительские собрания.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Оформление информационного стенда «День знаний»

Индивидуальные беседы, консультации

«Если ваш ребенок левша»

Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

Привлечь  внимание родителей к событиям в детском саду.

Приобретут советы, как работать с ребенком левшой и практические задания для получения навыков в работе с леворукими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ТНР на 2016-2017 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы с ТНР...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с РАС на 2018-2019 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут разработан на ребенка средней группы с тежелым расстройством аутистического спектра....

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год

методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка на 2021 - 2022 учебный год

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута -это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития....