Из опыта работы "Эффективные формы взаимодействия с семьёй ребенка с задержкой психического развития в период самоизоляции"
методическая разработка

Сюлаева Людмила Николаевна

тезисы содержат практический материал работы с семьёй ребенка с ЗПР в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА  С  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ.

Макарова Ольга Владимировна

Сюлаева Людмила Николаевна

(Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

компенсирующего вида № 37 города Кузнецка)

Тезисы содержат практический материал из опыта работы учителей-дефектологов с детьми дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Особое внимание уделено роли родителей в процессе дистанционного обучения. Раскрыта специфика работы с детьми с учетом индивидуальных и типологических особенностей.

Указаны возможные формы дистанционного общения с родителями, разработанные практические задания и упражнения для обучения детей в период самоизоляции.

Ключевые слова: дистанционное образование, взаимодействие с семьей, самоизоляция, информационно-образовательные технологии, индивидуальные возможности семьи, коррекционно-развивающий процесс, личностно-ориентированный подход.

В силу сложившихся обстоятельств, в период пандемии, взаимодействие с семьей особого ребёнка стало осуществляться  в  другом формате. Перестроиться  пришлось не только системе дошкольного образования, но и всем членам семьи обучающегося.

Мы, как учителя-дефектологи,  также изменили основные формы работы с детьми и родителями, и перешли на дистанционное общение.

Нашей задачей (этого общения) является предоставление детям возможности с использованием дистанционных информационно-образовательных технологий получить необходимые знания на дому. Для обеспечения качественного образовательного процесса, необходимо включение родителей в образовательную деятельность.

Для воспитанников с задержкой психического развития, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям обучения в дистанционном режиме, родители выступают в роли тьютора.

Присутствие родителей помогает сформировать понимание проблем в развитии ребенка. Период самоизоляции – это возможность провести время в общении с семьей, научиться чему-то новому, узнать ближе своего ребенка.

При  выборе формы дистанционной работы с родителями учитывались индивидуальные возможности и запросы каждой семьи, готовность к взаимодействию.

Первоначальное изучение микросоциальных условий  семей воспитанников, позволило выявить различное отношение родителей  к обучению.

Мы выделили две группы родителей, исходя из желания членов семьи, уделять время своему ребёнку, помогать ему в преодолении трудностей:

- активно помогающие ребёнку, не дающие ему самостоятельности или возможности совершить ошибку, чтобы затем исправить её;

- безучастные к проблемам ребёнка, не обращающие на него никакого внимания.

Родителям первой группы мы предоставляли больше самостоятельности при выполнении  рекомендаций по работе с детьми. Родители второй группы чаще информировали нас о результатах выполненной работы.

Была разработана теоретическая и практическая база: календарно-тематический план, видеоматериалы, презентации,  консультации по лексическим темам, индивидуальные листы заданий.

Изучив и обобщив запросы родителей в результате анкетирования, создали электронный кейс материалов: подборка книг, конспектов ООД, игр и упражнений, интересных публикаций.

Для осуществления коррекционно-развивающего процесса в домашних условиях предлагается авторская рабочая тетрадь «Скоро в школу». Тетрадь представляет систему заданий и упражнений, которые позволяют обобщить и систематизировать знания детей по разделам: «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Подготовка к обучению грамоте», «Развитие фонематического (речевого) восприятия». Последовательно усложняющиеся упражнения распределены по лексическим темам в соответствии с перспективным планированием. Данная тетрадь опубликована на страницах «Педагогической газеты» (http://pedgazeta.ru).

Видеоматериалы и презентации включают в себя практический материал:  иллюстрации, стихотворения, загадки, упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи, познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия).

Индивидуальный лист заданий предполагает обобщение пройденного материала.

Для взаимосвязи с родителями и детьми мы использовали дистанционные платформы: мессенджеры WhatApp, Viber, ВКонтакте; электронную почту, где размещали образовательные материалы по лексическим темам, ссылки на познавательные ресурсы, игры.

Формами дистанционного общения с родителями являются:

• консультирование родителей в режиме индивидуальной переписки;

• консультирование в режиме группового обсуждения по видеоконференции в программе Skype;

• консультации онлайн для родителей по вопросам развития и обучения детей.

При организации дистанционного обучения мы использовали  личностно-ориентированный подход к детям. Родителям предлагали создать условия, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители – создать тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремиться избегать этого; замедлен в действиях – подстраиваться под его темп; дать дополнительное время, если не успевает выполнить работу.  

Одних детей легко усадить за уроки и включить в занятия. Другие, гиперактивные, не могут усидеть на месте.  Третьи, наоборот, медлительные,  им трудно привыкнуть к новым условиям обучения.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности воспитанников, взрослый может помочь им справиться с трудностями, активизировать  познавательную деятельность, скорректировать стиль общения.

В работе с гиперактивными детьми предлагались спокойные игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы.

Для развития усидчивости  использовались творческие задания и упражнения, требующие концентрации на мелких деталях (различные виды конструкторов, аппликация, шнуровки, нанизывание бус), релаксационные игры, этюды на регуляцию эмоций и движений («Раздумье», «Сосредоточенность», «Да и нет», «Море волнуется»).

Медлительные дети требуют тактичности и понимания, так как строгость и повышенные требования затормаживают и снижают работоспособность.

Для работы с ними используем игры под спокойную музыку, экспериментирование с водой и красками, игры «с секретом» (матрешки, звучащие игрушки, трансформеры).  Чтобы помочь ребёнку преодолеть замкнутость, тревожности и чувствовать себя раскованно, предлагаем, например, такие игры и упражнения: «Я в будущем», «Зеркало», «Закончи предложение», «Как это можно использовать?», этюды «Расскажи стихи руками», «Как поступить?». Не рекомендуется проводить игры с элементами соревнования.

Информационно – образовательные технологии не только не противоречат современным направлениям развития образования, но и являются эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в период самоизоляции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Диагностическое обследование позволяет учителю-дефектологу разработать индивидуальную коррекционную программу. Карта развития ребенка с ЗПР может быть использованна для заполнения при проведении монит...

Доклад из опыта работы. Тема: Взаимодействие с семьями воспитанников подготовительной к школе группы в период самоизоляции.

В докладе представлены различные формы взаимодействия с детьми подготовительной группы и родителями в период пандемии (самоизоляции)...

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с задержкой психического развития

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с ЗПР...