Конспект совместной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми в подготовительной группе «Безопасность на дороге»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сигарева Светлана Владимировна

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогах.

Образовательные задачи:

1.  Закрепить знания правил дорожного движения.

2.Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними.

3.Уточнить и систематизировать представления детей  о дорожных знаках.

4.Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

5. Сформировать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

6. Закрепить знания детей о правилах перехода через проезжую часть, и закрепить знания о сигналах светофора.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развитие мышления:

  • формирование внутреннего плана действий (описание действия, выраженного схематически, выполнение действия в заданной последовательности, уметь дать отчет о выполненных действиях);
  • развитие умения создавать целое из частей.  

2.  Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

3. Развитие пространственных представлений и умения ориентироваться в таблице; закрепление понятия «строчка», «столбик».

4. Развитие познавательной активности.

5. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в подгруппе.

6. Узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в конце занятия (с помощью рисунков).

Оборудование:

1.Карточки с изображением транспорта (яхта, катамаран, паром, лодка, подводная лодка, пассажирский самолёт, вертолёт, военный самолёт, дирижабль, автомобиль, велосипед, гуживой транспорт, электропоезд, трамвай, троллейбус, автобус, подземный электропоезд (метро).

2.Макет светофора, свисток.

3.Разрезные картинки – дорожные знаки:

 «Запрещающие» :Движение пешеходов запрещено, Движение на велосипедах запрещено, Въезд запрещён;

«Предписывающие»:Велосипедная дорожка, Пешеходная дорожка, Движение прямо или направо, Движение прямо;

«Информационно-указательные»:Пешеходный переход, Место остановки автобуса и/или троллейбуса, Место остановки трамвая, Пункт первой помощи;

«Предупреждающие»: Дети, Железнодорожный переезд без шлагбаума, Дорожные работы)

4.Листы с заданием №1 для каждого ребёнка (см. Приложение №1)

5. Карточки-схемы для игры «На какие виды делится транспорт» (Приложение №2)

6. Картонные наборы жетонов разных цветов для каждого ребёнка и соответственно маркированные стулья (для распределения подгрупп).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_sigareva_2020.docx681.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 45 компенсирующего вида Красносельского района
Санкт-Петербурга

Конспект  совместной  образовательной  деятельности  учителя-дефектолога с детьми в подготовительной  группе «Безопасность на дороге»

Выполнил:   Учитель-дефектолог

                      Сигарева С.В.

Санкт-Петербург

2020

Введение

     Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна.  Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Во многом безопасность пешехода  зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам  безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры,  сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД в том числе.
 Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому  одной из важных проблем  в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.  Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет совместная образовательная деятельность педагогов с детьми, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Основная часть

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дорогах.

Образовательные задачи:

1.  Закрепить знания правил дорожного движения.

2.Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними.

3.Уточнить и систематизировать представления детей  о дорожных знаках.

4.Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

5. Сформировать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

6. Закрепить знания детей о правилах перехода через проезжую часть, и закрепить знания о сигналах светофора.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. Развитие мышления:

  • формирование внутреннего плана действий (описание действия, выраженного схематически, выполнение действия в заданной последовательности, уметь дать отчет о выполненных действиях);
  • развитие умения создавать целое из частей.  

2.  Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

3. Развитие пространственных представлений и умения ориентироваться в таблице; закрепление понятия «строчка», «столбик».

4. Развитие познавательной активности.

5. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в подгруппе.

6. Узнать эмоциональное состояние каждого ребенка в конце занятия (с помощью рисунков).

Оборудование:

1.Карточки с изображением транспорта (яхта, катамаран, паром, лодка, подводная лодка, пассажирский самолёт, вертолёт, военный самолёт, дирижабль, автомобиль, велосипед, гуживой транспорт, электропоезд, трамвай, троллейбус, автобус, подземный электропоезд (метро).

2.Макет светофора, свисток.

3.Разрезные картинки – дорожные знаки:

 «Запрещающие» :Движение пешеходов запрещено, Движение на велосипедах запрещено, Въезд запрещён;

«Предписывающие»:Велосипедная дорожка, Пешеходная дорожка, Движение прямо или направо, Движение прямо;

«Информационно-указательные»:Пешеходный переход, Место остановки автобуса и/или троллейбуса, Место остановки трамвая, Пункт первой помощи;

«Предупреждающие»: Дети, Железнодорожный переезд без шлагбаума, Дорожные работы)

4.Листы с заданием №1 для каждого ребёнка (см. Приложение №1)

5. Карточки-схемы для игры «На какие виды делится транспорт» (Приложение №2)

6. Картонные наборы жетонов разных цветов для каждого ребёнка и соответственно маркированные стулья (для распределения подгрупп).

Предварительная работа:

-беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход»,  «В городском транспорте»;

-дидактические игры: «Что такое улица»,  «Я — водитель», «Дорожные знаки»;

-чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»;

-изготовление макета светофора.

Ход занятия

Дети проходят в группу, здороваются с педагогом и гостями, рассаживаются за столы.

Педагог: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. (Педагог обнаруживает, что письмо не подписано и предполагает, что нужно отгадать от кого письмо с помощью первого задания)

П.: «Дети, хотите узнать от кого письмо? Готовы для этого выполнить задание?»

Д.: «Да!»

Задание №1 «Найди букву по адресу»  

Педагог раздаёт каждому ребёнку лист с буквенной схемой (см. Приложение табл.№1).

Инструкция:

«Найди букву по адресу, запиши её справа от адреса в пустой клеточке и составьте из букв имя»

Дети выполняют задание и узнают имя автора письма - Незнайка.

Оказывается письмо от Незнайки!

П. читает письмо:

Письмо

Здравствуйте, дорогие ребята. Я попал в беду. Никогда не учил правила дорожного движения, думал, что они мне не понадобятся. Собрался к вам в гости. Но Волшебник дорожных наук отправил меня в страну Неразбериха. Помогите выбраться мне отсюда. Я обещаю, что все правила дорожного движения обязательно выучу.

Незнайка.

Педагог: «Дети, согласны помочь Незнайке вернуться? Как вы думаете, что происходит в стране Неразбериха, где нет ни одного дорожного знака?

(ответы детей)

Педагог: «Итак, чтобы помочь Незнайке вернуться, мы должны с вами выполнить задания волшебника дорожных наук»

Задание №2

«На какие виды делится транспорт?»

 (водный, подводный, воздушный, наземный, подземный)

Детям предлагаются (раздаются) карточки, с изображением транспорта: яхта, катамаран, паром, лодка, подводная лодка, пассажирский самолёт, вертолёт, военный самолёт, дирижабль, автомобиль, велосипед, гуживой транспорт, электропоезд, трамвай, троллейбус, автобус, подземный электропоезд (метро).

Дети размещают изображения транспорта на магнитной доске по видам транспорта (5 столбиков), под схематичными обозначениями видов транспорта (Приложение №2), карточки-схемы в распечатанном виде, уделяя внимание пояснению и проговариванию схемы (Приложение) Вывешивают картинки дети по очереди. Очерёдность проговаривает педагог.

Педагог:

-что относится к водному транспорту?

-что относится к подводному транспорту?

-что мы отнесем к воздушному?

-что относится к подземному транспорту?

-что относится к  наземному транспорту?

Когда задание выполнено, педагог хвалит детей и объявляет следующую игру под названием «Разрешается - запрещается». Перед тем, как приступить к игре, проводится короткий подготавливающий опрос.

Задание №3

Педагог: Ребята, как только вы выходите на улицу, Кем вы становитесь?

Дети: Пешеходами.

Педагог: Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы?

Дети: Тротуар.

Педагог: А как называется часть улицы, по которой ездят машины?

Дети: Проезжая часть.

Педагог: По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?

Дети: Надо придерживаться правой стороны.

Педагог: Ребята, сейчас вам нужно быть внимательными и правильно отвечать разрешается или запрещается. Для этой игры волшебник дорожных наук оставил мне свисток, если вы ответите неправильно, я смогу вас оповестить сигналом свистка. Готовы?

Дети: Да.

Игра «Разрешается - запрещается».

- Бегать по тротуару…

- Ходить по тротуару группой и загораживать весь тротуар…

- Играть и прыгать на остановке…

- Громко разговаривать в автобусе.

- Уступать место старшим…

- Высовываться из окна…

-В автобусе вести себя спокойно…

-Толкаться…

-Отвлекать водителя…

-Оплатить проезд…

-Сорить…

-Пропускать вперед…

-Облокачиваться на двери…

-Держаться, чтобы не получить ушибы…

-Заранее приготовиться к выходу…

Педагог: Молодцы!

Педагог объявляет следующее задание.

Задание№4

Педагог: Ребята, нам нужно отгадать загадки.

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица)

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Машины)

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Что за лошадь, вся в полоску,

На дороге загорает?

Люди едут и идут,

А она не убегает. (Зебра)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают. (Светофор)

Педагог: Ребята, для чего нужен светофор?

Дети: Светофор нужен для того чтобы регулировать дорожное движение.

Педагог: Так что обозначает красный сигнал светофора?

Дети: Красный сигнал запрещает движение.

Педагог: Что обозначает желтый длительно горящий и постоянно мигающий сигнал?

Дети: Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене красного сигнала на зеленый и наоборот.

Педагог: Что обозначает зеленый сигнал светофора?

Дети: Движение разрешено.

Физкультминутка «Постовой»


Постовой стоит упрямый 
(шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! 
(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся 
(руки на пояс)
Приглашает нас идти 
(шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите 
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
 (прыжки на месте)

Задание №5

Педагог: Ребята, что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и водителям?

Дети: Дорожные знаки.

Педагог:

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - …. (Дорожный знак)

Педагог предлагает детям выбрать жетоны, цвет жетона помогает детям распределиться по группам. Далее раздаются разрезные картинки - дорожные знаки.

1 подгруппе –«Запрещающие» (Движение пешеходов запрещено, Движение на велосипедах запрещено, Въезд запрещён)

2 подгруппе «Предписывающие»(Велосипедная дорожка, Пешеходная дорожка, Движение прямо или направо, Движение прямо)

3 подгруппе «Информационно-указательные»(Пешеходный переход, Место остановки автобуса и/или троллейбуса, Место остановки трамвая, Пункт первой помощи)

4 подгруппе «Предупреждающие» » (Дети, Железнодорожный переезд без шлагбаума, Дорожные работы)

Оценивается время

и результат.

Педагог: Ребята, как называются эти знаки?

(Ответы детей, совместное рассматривание знаков, выявление закономерностей и отличий видов знаков)

Педагог: Молодцы, ребята, выполнили правильно все задания Волшебника Дорожных наук, и он должен отпустить Незнайку.

А я предлагаю вам сфотографироваться с нашими работами. Мы напишем Незнайке письмо и вложим наши фотографии. Думаю, они помогут Незнайке выучить правила дорожного движения!

Педагог: Ребята, скажите, вам понравилось занятие?

А теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка, если понравилось – улыбку, если не понравилось – грусть.

Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось?

Что больше всего понравилось на занятии?

(Ответы детей)

Прощание.

Заключение

         Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений и навыков. На этапе коррекционно-образовательной работы в подготовительной к школе группе наиважнейшим для предупреждения дорожно-транспортного травматизма является развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:

  1. Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.
  2. Организацию игр и специальных практических занятий.
  3. Специальную подготовку со стороны педагога.  

Список литературы:

  1. О.А. Скоролупова . Правила и безопасность дорожного движения, Москва. Изд. «Скрипторий 2003», 2017
  2. Т.И. Данилова. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД, Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2016.
  3. Дорожные знаки в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. «Издательство Гном»,2018
  4. Демонстрационный материал для педагогов и родителей. Дорожная безопасность, «Страна фантазий», 2009

Приложение 1

Таблица №1

А

И

К

Ю

Ж

А

М

Е

У

А

Й

Л

Н

Й

Р

Н

М

Х

Ц

Т

Л

П

З

О

О

Ч

З

Э

Р

Д

А

Ы

Щ

Ц

Я

К

3строчка  1столбик      

2строчка  2столбик

5строчка  3столбик

3строчка  4столбик

6строчка  1столбик

2строчка  5столбик

6строчка  6столбик

1строчка  6столбик

Приложение 2

https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/02/raskraska_more19.jpg

Водный транспорт

C:\Users\yuriy\Documents\Окружающий мир\raskraska-nebo19.jpg

Воздушный транспорт

https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/400/529.jpg

Подводный транспорт

https://raskraskibesplatnyye.com/drawing/nature/coloring-mountain-156483.jpg

Наземный транспорт

https://xn--80aaexmvmj.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-47.jpg

Подземный транспорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию здорового образа жизни "Безопасность на дороге"

Работа с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию здорового образа жизни "Безопасность на дороге"...

Методическая разработка образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми младшего возраста «Безопасность на дороге».

закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать у детей умение реагировать на зрительный сигнал....

Педагогический проект с детьми старшей группы: "Безопасная железная дорога - детям"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста, а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у де...

НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ. <<Безопасный пешеход>>

занятие с детьми проводится в специально оборудованной комнате целью является формирование у детей безопасного поведения на улицах города...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Родничок» по образовательной области «Безопасность» «Безопасность на дороге»

Задачи:Образовательные-Обобщить представления  детей об особенностях улицы, сигналах светофора.-Развивать умения определять по сигналам светофора, в каком направлении разрешено движение транспорт...

Конспект НОД с детьми старшего возраста "Безопасность на дорогах"

Конспект НОД с детьми старшего возраста "Безопасность на дорогах"...

Отчёт о работе с детьми подготовительной группы - " Безопасность на дорогах".

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дороге. Увеличивается количество аварий, несчастных случаев с л...