Приемы стимулирования активности дошкольника к самостоятельному занятию изобразительной деятельностью
статья

Голубева Елена Александровна

Консультация для воспитателей всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Голубева Елена Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад № 3 Калининского района

Санкт-Петербург

Приемы стимулирования активности дошкольника к самостоятельному занятию изобразительной деятельностью

Продуктивные виды деятельности дошкольника – это виды деятельности, в которых ребенок, создавая предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения). К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная.

В работе с детьми традиционную форму работы можно наполнить новыми методами.

Важна исследовательская позиция ребенка и развитие у дошкольников умений внести самостоятельный поиск новых знаний. Исследовательская активность детей в изобразительной деятельности реализуется различно. Это могут быть наблюдения, обследование, ориентировочные действия, опыты, экспериментирования, разработка проектов.

На основе исследований можно выделить два основных этапа развития исследовательской деятельности у дошкольников.

На первом этапе необходимо создать условия, при которых активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность.

На втором этапе исследовательская деятельность должна быть организована педагогом, который обучает детей определенному алгоритму действий.

Структура поисковой деятельности может включать следующую последовательность:

- выдвижение детьми совместно с педагогом художественно- творческой проблемы;

- выдвижение предположений использования нетрадиционных техник рисования;

- отбор способов проверки возможных путей решения творческой задачи;

- практическую проверку выбранных способов экспериментирования с новыми изобразительными техниками и нетрадиционными материалами;

- анализ полученных результатов и формирование выводов.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?

Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

Таким образом, реализация инновационных средств активизации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста создают благоприятную почву для их художественно-эстетического и творческого развития.

Список использованных источников:

1.Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2005. -64с.

2. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте М- 1991

3. Косминская В.Б., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски...

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

О ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

          Воспитание детской самостоятельности является одной из важных задач дошкольных учреждений. В воспитании же аномальных детей эта задача приобретает особое знач...

Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Консультация "Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста" будет полезна как воспитателям так и родителям.  Как создать условия для са...

Развитие самостоятельности в изобразительной деятельности

Выступление на тему, как развивать самостоятельность у детей в изобразительной деятельности....

Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

   Ранний возраст и младший дошкольный возраст  - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи.  Этот период  обладает огромными возможностями...

"Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью" во второй младшей группе

Доклад на Тему "Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью.Наверно все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их ли...