"Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью" во второй младшей группе
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Медына Ирина Александровна

Доклад на Тему "Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью.

Наверно все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. Как же добиться такого эффекта?

 

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные, неповторяющиеся для детей задания, возможность выбора и еще многие другие факторы  – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

 

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая.  В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая мнимая ситуация (ситуация «как-будто»). В игре ребенок придумывает, творит, фантазирует.

 

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагогов к этому виду деятельности. Эффективность игровых приемов и необходимость их использования в работе с младшими дошкольниками у воспитателей не вызывает сомнения.

 

На занятиях по изобразительной деятельности педагог  может применять следующие виды  игровых приемов:

 

- обыгрывание предметов, игрушек,  картин;

 

Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.)

 

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию  и способу исполнения:  узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Это прием применяется во всех возрастных группах, так как позволяет учесть постепенно изменяющиеся интересы детей к окружающему и   доступные им способы игрового действия. Педагог использует его перед  началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка.  Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать  его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.

 

 - обыгрывание выполненного изображения;

 

Этот прием применяется  в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет.   Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки.

 

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения:

 

Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также  разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?». Таким образом он ненавязчиво  подсказывает  возможность выполнения рисунка.

 

-  игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых.

 

В этом случае изобразительная деятельность соотносится  с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и тд. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют  иллюстрации к одной сказке. При выполнении     взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен.

 

 

 

В своей  работе с детьми 2 младшей группы мы постоянно используем игровые приемы во всех видах деятельности. На первый взгляд кажется, что создавать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений.

 

Мы ориентируемся на ведущие мотивы игры, способы выполнения игровых действий, которыми владеют дети, характер игрового материала, которые используют в играх (настоящие предметы, игрушки, предметы-заместители, нарисованные и воображаемые предметы). Все это дает огромную помощь в работе с детьми на занятиях по ИЗО деятельности.

 

Нередко все занятие целиком проводится в виде игры.

 

Пример: педагог говорит «Дети, к нам в гости пришла матрешка. Вот она, красивая, нарядная!" Матрешка здоровается с малышами, показывает свой фартучек, платок. В игровой форме воспитатель побуждает детей рассмотреть матрешку, определить, какого она цвета, формы. Обращаясь к кукле, воспитатель продолжает: "Почему ты, матрешка, такая скучная? Скажи нам. Может быть, мы тебе поможем?" - Наклоняется к матрешке, слушая ее ответ. Затем вновь обращается к детям: "Дети, оказывается, матрешке скучно одной. Давайте нарисуем ей подружек. И тогда матрешке станет веселее. Целый хоровод матрешек у нас получится!"

 

Получив задание, высказанное в такой занимательной форме, малыши охотно принимаются за работу. А для того чтобы дети рисовали аккуратно, проявляли старание, стремились добиться качественного результата, воспитатель предупреждает: "Матрешка обидится, если ее подружки будут некрасивыми. Вы постарайтесь, порадуйте матрешку. Посмотрите, как надо рисовать". Описанный прием приводит к положительному результату: дети внимательно слушают разъяснения педагога, а затем в самостоятельной деятельности проявляют настойчивость, аккуратность, старательность.

 

Можно привести еще целый ряд примеров, разнообразных заданий по изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста, которые позволяют малышам получить значимые результаты, несмотря на то, что они владеют лишь самыми элементарными умениями.

Так, например, задание вылепить столбики для забора, который защитит животных от злого волка. Указание педагога лепить столбики прямыми, ровными, чтобы заборчик не упал, охотно принимается детьми, легко входящими в игровую ситуацию. Так в завуалированной форме перед детьми одновременно выступают две задачи: качественно выполнить задание и научиться приему раскатывания глины.

 

В игровых приемах используем и предлагаем детям интересное содержание, доступные способы выполнения игровых действий и материал.

 

Зная, что дети младшего дошкольного возраста интересуются миром предметов и действия с ними, строим содержание занятия на событиях или фактах, центром которых являются различные предметы и действия с ними. Обязательно включаем их в занятия, даем возможность детям взаимодействовать с ним (предметом, героем). Это может быть мишка, петушок, посуда. Помимо этого включаем в занятие элементы фольклора (песенки, сказки, стишки, потешки) в которых говорится о данном предмете, герое, после чего малышам становится близким и понятным какой-либо образ.

 

Приведу пример. Сегодня на занятие к детям пришел петушок, для которого будут рисовать зернышки. Мы не только показываем как он летает, поворачивает головку, кукарекает, но и просим ребенка непосредственно пообщаться с ним, например, предлагаем: «Давай покормим птичку». Дети с удовольствием это делают. Предлагаем на тарелочку насыпать крупу (пшено) и покормить петушка, выполнить с ним «разные действия»: «петушок гуляет», «ищет» зернышки, «разгребает» землю и т. п.

 

Все это способствует не только развитию воображения, но и развитию крупной и мелкой моторики, произвольности поведения, невербальному (бессловесному) общению.

 

В конце занятия детям предлагаем обыграть выполненные ими изображения. Проводим разнообразные игровые действия. На прогулке это может быть: собираем травку, червячков для петушка, проводится подвижная игра «Курочки и петушок».

 

Очень важно в своей работе учитывать уровень изобразительной деятельности детей. Ребенок младшего дошкольного возраста стремится отразить в рисунке (лепке, аппликации) то, что произвело на него наибольшее впечатление, что его волнует. Чтобы помочь детям передать свои впечатления с помощью игровых приемов, учим их способам изображения предметов простых форм.

 

До начала занятия или в начале его создаем игровую ситуацию, которая делает понятным ребенку необходимость выполнения рисунка (лепки, аппликации). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи. Используем в своей работе такой игровой прием, как показ способа изображения от имени героя (петушок, который напоминает или объясняет детям требования к технике рисования (лепке, аппликации).

 

В результате своей работы мы пришли к выводу, что игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, позволяют представить  неинтересную учебную задачу для детей в занимательной форме, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения. А также играют важную роль мотива для качественного выполнения задания.

 

Занятия, на которых педагог использует игровые приемы, имеют более высокий результат, чем простые занятия, где ребенок осознает, что ему необходимо прилагать усилия, сосредотачиваться, в то время когда ему хочется играть. Поэтому в работе мы стараемся использовать игровые приемы в сочетании с другими, так как игра является основным видом деятельности ребенка младшего дошкольного возраста и является верным помощником в обучении детей.

 

Вывод: Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что использование игровых приемов в организованной и совместной деятельности с детьми, позволяет нам не только развивать игровой замысел и успешно решать изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делать обучение радостным и легким.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности. (вторая младшая группа)

ПУГОВИЦЫ.Цель занятия; учить детей рисовать круг, ориентируясь на детали, представляющие круг....

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы в период адаптации к дошкольному учреждению "Вас приветствует принцесса Роми"

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы в период адаптации к ДОУ.Задачи: развивать инициативу к активному участию в игровой деятельности;учить повторять движения в та...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (вторая младшая группа) Тема: «День рожденья Колобка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (вторая младшая группа)Тема:  «День рожденья Колобка»...

Конспект игрового занятия с детьми второй младшей группы, тема: «Гигиена человека»

Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки.Закрепить знания о цвете, величине (широкий-узкий), форме предмета, геометрических фигурах, расположении предмета в пространстве относительно ...

Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью в средней группе.

Значительное место в данной возрастной группе занимают сюжетно-ролевые игры и их разновидность – «режиссерские» (индивидуальная сюжетная игра с игрушками).Продумывая содержание игров...

Занятие по изобразительной деятельности (вторая младшая группа)

Тема: "Светлячок"  Цель: Познакомить с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой краской на бумаге темного (фиолетового, черного, темно-синего) цвета. Развивать воображени...