НОД " Космическое путешествие" подготовительная группа компенсирующей направленности
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Вахотина Оксана Владимировна
Дети отправляются на Марс, с миссией очистить планету от космического мусора. По пути преодолевают трудности, выполняя различные задания. В конце путешествия, детей ждёт приятный сюрприз от марсиан!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_vysshuyu_kategoriyu_kosmos.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: Подготовительная  группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (6-7 лет)

Место НОД в изучении темы: итоговое.

Цель: 

Задачи:

Обучающие:

  •  Обогащать активный словарь;
  • Развивать грамматически правильную  диалогическую и монологическую речь.
  • Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Космос», закрепить умение подбирать имена прилагательные к именам существительным по теме;
  • Развивать навыки словообразования.
  • Закрепление навыка чтения и звуко-буквенного анализа, развитие умения составлять из букв слова.
  • Развивать умение определять количество и последовательность слов в предложении, упражнять в составлении схемы предложения.
  • Упражнять в умении давать полный развёрнутый ответ на вопрос.
  • Способствовать развитию у детей межполушарного взаимодействия.

Воспитательные:

  •  Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Развивающие: 

  • Развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми 

Предварительная работа:  работа над обогащением словаря на тему «Космос», разучивание физической минутки, рассматривание материала на космическую тематику.

Планируемые результаты НОД:

ребёнок образует относительные прилагательные, использует слова – признаки, определяет количество слов в предложении и составляет схему предложения.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопрос, участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям, выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по словесной инструкции взрослого и заданному правилу.

Используемое оборудование для педагога:

  • Ноутбук - презентация в программе PowerPoint (сигнал, полученный от марсиан);
  • бортовой журнал с  изображениями: карта, тюбик с космическим питанием, ,трубочка с ракетой, иллюминатор, алфавит с кружками  красного и синего цветов, контейнеры с мусором, ключ.
  • Картинки космонавта, холодильник, для игры «Космическое питание»
  • Запись музыкальной композиции –«Невесомость»,
  • Нейро-алфавит- авторское пособие Канаевой О.Ф, вариант №7
  • Контейнеры к игре «Сортировка мусора», с условными – обозначениями (буквами) – символом (3 шт.): бумага, пакеты т т.п.
  • Коробка – сюрприз: картинки для разукрашивания на космическую тему, фото детей в костюме космонавта.
  • Контейнеры – 3 шт, кубики с буквами, мишура, различные предметы

Используемое оборудование для детей: тюбики с космическим питанием,

  • карточки-схемы к игре «Построй маршрут полёта», трубочки для запуска ракеты; перфокарты к игре «Что я вижу в иллюминаторе?», перчатки –6 пар, маркеры

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1 мотивация детей к образовательной деятельности

Цель этапа: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность

Цель этапа: принятие воспитанниками цели НОД.  

Логопед (Л):

1. Орг. момент

Раздаётся сигнал. На мониторе ноутбука появляется изображение инопланетян – они говорят на непонятном для человека языке, на экране появляется сигнал SOS, изображение планеты Марс, покрытой космическим мусором.

Л: Ребята, с какой планеты поступил сигнал? Как вы думаете, что хотели нам сказать марсиане?

Л:  Вы хотите помочь инопланетянам? Готовы преодолевать трудности?

Педагог поощряет в высказывании различных предположений, создает положительный эмоциональный настрой.

Дети играют свободно в группе.

Подходят к источнику звука(сигнала)

Проявляют заинтересованность содержимым послания.

Выражают готовность в оказании помощи.

Основная часть

Л: Молодцы! Нам надо спешить.   Но как мы попадём к марсианам? Чтобы полететь в космос, кем мы должны стать? На чём полетим в космос? Какое у нас будет путешествие?

Л: Давайте выберем капитана?

Каким способом мы это сделаем?

Кого вы считаете самым достойным звания капитана?

Л:

Капитана выбрали. У каждого капитана есть бортовой журнал. Что это такое, для чего он нужен?

Л:

Как найдем путь к нашим друзьям?

Педагог побуждает детей находить свои варианты решения проблемы.

Игра «Построй маршрут»

Л: Правильно, надо построить маршрут!

Л: Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт карточку с изображением маршрута)

Л: Полёт предстоит долгий, чем необходимо запастись космонавтам, чтобы сохранить энергию и здоровье?

Л: Давайте выберем, что может быть космическое питание для полёта.

Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку с

изображение тюбика с космическим питанием)

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Дети  выбирают капитана либо голосованием, либо с помощью считалки.

Дети предлагают свои варианты решения.

Дети «строят» маршрут – проводят линии 2 руками – разного уровня сложности ( совершают одинаковые направления правой и левой рукой или разные)

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Отвечают на вопрос логопеда.

Перед детьми изображения космонавта, холодильника, тюбики с питанием, каждый делает свой выбор, составляет предложение (объясняет его), вкладывает в кармашек холодильника.

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Дыхательное упражнение «Запуск ракеты»

Л: Капитан, отдайте приказ, о том, чтобы все члены команды заняли свои места и приготовиться к полёту!

Все готовы к полёту?

Приготовили ракеты к полёту? 

Л: Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку  с изображением трубочки с ракетой)

Пошёл обратный отсчёт: 10-9…Старт.

Капитан отдаёт команду всем занять места, приготовиться к полёту.

Дети отвечают на вопрос.

Берут в трубочку с изображением ракеты.

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Затем делают вдох через нос, выдох в трубочку И «запускают» свои ракеты в космос.

Релаксация «Невесомость»

Звучит музыкальная композиция «Невесомость»

Звучит музыка.

Дети закрывают глаза, имитируют

полёт в невесомости.

Д/И «Что я вижу в иллюминаторе»

Л: Ребята, что вы видите в иллюминаторе?

Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку  с изображением иллюминатора)

У каждого ребёнка перфокарта – на которой сверху написано предложение, с сюжетной картинкой, снизу цифры, посередине полоска для записи. Дети читают предложение, считают количество слов в предложении, соединяют с соответствующей цифрой,  рисуют схему предложения.

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Д/И «Дружеское приветствие» (установление дружеского  контакта)

Л: Вот мы и достигли цели нашего путешествия. Нас встречают жители планеты Марс. Кто они?

Л: Мы не знаем их языка, а они нашего, как мы поймём друг друга?

Л: Посмотрите, что у нас есть помощник? (выставляет картинку с алфавитом, на котором под каждой буквой …- синий цвет или красный).

Что это?

Л: Не просто алфавит – это универсальный язык общения, который понятен всем без исключения!!!!

Следуя за указкой, называйте буквы и показывайте соответствующую карточку. Таким образом, получится слово.

Логопед указывает буквы по порядку.

Как вы думаете, каким словом мы поприветствовали наших друзей?

Как вы думаете, получилось ли у нас установить с ними дружеский контакт?

Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку  с изображением – алфавита с кружками красного и синего цветов)

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей (алфавит)

Дети слушают инструкцию логопеда.

Дети, называя буквы по порядку и поднимают карточку нужного цвета.

Называют слово- приветствие.

Ответы детей

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Игра «Сортировка космического мусора»

Л: Назовите главную цель нашего визита?

Посмотрите, что вы видите вокруг?

Как мы сможем быстро собрать мусор?

Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку  с изображением ––  контейнеров)

Ответы детей.

Собирают мусор в корзинки – контейнеры с соответствующей картинкой – символом (например: контейнер с буквой П – пластик: пакеты, бутылки , Б – бумага, бумажные коробки, журналы, старые книги, С –пузырьки, очки, лампочки и т.п.

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

Л: Марсиане очень благодарны вам за помощь и хотят отблагодарить вас, приготовили сюрприз, но просили открыть только тогда, когда мы вернёмся обратно на нашу планету.

Л: Капитан отнесите подарок на корабль!

Дети слушают логопеда.

Капитан выполняет поручение логопеда.

Игра «Найди ключ» (собери слово - заведи двигатель; слово – ключ)

Л: Ребята пришла пора возвращаться. Но для того, чтобы завести двигатель космического корабля и вернутся на нашу родную планету, нам потребуется ключ.

 Л: Перед вами 3 контейнера, предлагаю разделиться на пары.

В этих  контейнерах  находятся кубики с буквами, с помощью которых вы сможете собрать слово, данное слово послужит ключом, для того чтобы завести двигатель

Л: Необходимо внести отметку о пройденном задании в журнал, капитан, назначьте ответственного!

 (выдаёт  карточку  с изображением – с изображением ключа.

Дети слушаю инструкцию логопеда, делятся на пары. Один ребёнок надевает перчатки, берёт кубик, крутит его, в том направлении, которое укажет его напарник. Находит кубик с буквой и вынимает его на поверхность. Когда все дети справятся с заданием, собирают слово – ключ, читают это слово.

Капитан назначает члена команды, который прикрепляет отметку в бортовой журнал.

 этап 3   Итоговый

Цель: оценка проделанной работы, выявления проблемных зон.

Цель этапа: Подведение итогов, рефлексия

Цель этапа: Анализ и самооценка собственной деятельности.

Л: Пора возвращаться в группу. Садимся на …………, прошу капитана  начать обратный отсчёт…..

Звучит музыка.

Дети закрывают глаза, имитируют полёт в невесомости, возвращаются в группу.

Педагог поддерживает у воспитанников чувство гордости и радости от успешных действий, инициирует положительную самооценку каждого ребенка, выражает признательность детям, привлекает к самоанализу.

Л: 

Показывает бортовой журнал и предлагает вспомнить, какие задания выполняли ?

С какими заданиями вы справились лучше всего?

Понравилось ли вам путешествие?

Л: Теперь мы можем открыть сюрприз, который для нас приготовили марсиане!!!

Л: Что вы будете делать (как поступите с подарками?)

Ответы детей

Дети рассматривают подарки, называют их, отвечают на вопросы логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи – заикание. «Космическое путешествие»

Данная викторина проводилась как итоговое мероприятие по лексической теме "Космос" в рамках проекта о здоровом образе жизни под названием "Быть здоровыми хотим - мы и в космос полетим"....

Конспект ОД в группе компенсирующей направленности детей 5 – 7 лет Тема. «Космическое путешествие»

Конспект открытого занятия по ФЭМП, проведенного в рамках "Недели открытых дверей" для родителей нашего ДОУ...

Конспект занятия по плаванию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Космическое плавание"

Место проведения: Бассейн ГБДОУ № 43 размером 3х7 мВремя проведения: 11:00 ч.Необходимое оборудование и инвентарь: Обруч, тонущие звезды, малые мячи, разделительная дорожкаТема урока: &laqu...

СЦЕНАРИЙ интегрированной ОД в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ технологий по теме «Космическое приключение»

СЦЕНАРИЙ интегрированной ОД в старшей группе компенсирующей направленности с использованием ИКТ технологий  по теме «Космическое приключение»В данном сценарии участвуют три ...

Методическая разработка "Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Космическое путешествие"

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по центрам активности (математический, творческий). Лексическая тема: "Космос"...