Развитие внимания у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Шадрина Анна Анатольевна

Как развивать внимание у детей с ЗПР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_vnimanie_u_detey_s_zpr.docx259.18 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать внимание у детей с ЗПР

В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.

внимание детей с зпр
Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки. Всю важность этого аспекта могут прочувствовать больные с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться.

Что такое внимание: теория и классификация

Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.

Внимание – это избирательное и управляемое восприятие.

Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.

Устойчивое внимание – это залог здоровой психики, что выражается в спокойствии.

Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них.
Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.

коррекция внимания зпр
Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Некоторые психологи считают, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов.
Особую важность данной способности отмечают учителя, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания.
Для этого выделяются разновидности и свойства:

Разновидности

Свойства

Произвольное – есть волевое усилие, напряжение

Концентрация

Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряжения

Объём

Последовательное

Сосредоточенность

Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человека

Распределение

сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мира

Переключаемость

Конституционального происхождения

 Рассеянность

Интеллектуальное (внутреннее) – самопознание

Устойчивость

Моторное – акцент на движения и действия

 

У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше. Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.

Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР

Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить  главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего.
Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться.
Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.

Диагностика внимания у детей с ЗПР

Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже при обследовании на ЗПР. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию.

диагностика внимания зпр

Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР

Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры. При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы  VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше.
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:

  • дозированность информации;
  • наглядность;
  • многократное повторение;
  • смена вида деятельности.

Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации.
Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.

Упражнения для развития внимания

Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.
Упражнение №1
Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок.  В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи.
Упражнение №2
Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
упражнения на внимание при зпр

Упражнение №3
Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О».
Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз.
Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.

Как заниматься дома

Можно работать над развитием внимания у детей с ЗПР не только со специалистами, но и дома с родителями. Акцент делается на регулярном повторении однотипных заданий, требующих повышенной концентрации.
Хорошее упражнение с текстом, в котором ребенок должен вычеркнуть указанную букву (например, все буквы «П»). Варьировать сложность можно с помощью размера шрифта, длины текста или времени работы. Начинать можно с 1 мин, постепенно увеличивая на 30 секунд и доходя до общей продолжительности занятия  в 10-15 минут.
Используется и рисование. Например, перерисовывание простых объектов, раскраски или штриховка геометрических фигур.
Можно предложить найти различия в картинках, для этого даже есть специальные приложения на компьютере или мобильных телефонах. Мнения по поводу того, можно ли использовать компьютер для развития или игр для детей с ЗПР расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...