Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

dmitrieva_galina

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

 

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_tryapichnoy_kukly.docx125.26 КБ

Предварительный просмотр:

Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных методов развития мелкой моторики рук

у детей с ОНР.

Мастер – класс воспитателя Дмитриевой Г. Э.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования, повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа, работа по схеме и по пооперационным картам;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с приемами: сматывания, скручивания, сворачивания.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: Пооперационная карта, схема; набор тканей, красные и коричневые шерстяные нити, бечевка; тесьма ярких цветов; кружева, бусы, резиночки, прищепки; компьютерная презентация, аудиозапись песни-заклички «Весна-красна…»

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Разрешите представиться, меня зовут Галина Эдуардовна, я работаю воспитателем в МДОУ «Детский сад №175«Улыбка» в подготовительной группе с детьми с ОНР. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой зале. Тема моего мастер – класса «Изготовление тряпичной куклы, как один из нетрадиционных метод развития мелкой моторики руку детей с ОНР».

  1. Теоретическая часть.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает:

  • Хорошую тренировку пальцев
  • Способствует выработке движений кисти
  • Развивает точность
  • Скоординированность мелких движений пальцев;
  • Стимулирует развитие речи у детей
  • Развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
  • Совершенствуются лексико-грамматических категорий
  • Совершенствуются навыки употребления предлогов(на столе ткань, завяжи ленту на голове, обмотай нить вокруг пояса и т. д.)
  • Развивается сенсорика, так как при изготовлении кукол используются различные материалы (разнообразные ткани, лыко, ленты, нити, зерно, сухие травы и т.д.)
  • Знакомятся со старинными мерами длины: «Ладонь», «Локоть», «Пядь». Закрепляются понятия «Уже - шире», «Длиннее – короче» и т.д.
  • Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

В течении двух лет, как я стала работать в группе с детьми с ОНР, в своей работе практикую  изготовление тряпичных кукол. Опираясь на лексические темы, мною был составлен перспективный план.

Например:

«Перелетные птицы» - Птички счастья.

«Новый год. Рождество»-Рождественский ангел. Коза Маланья.

«Домашние птицы»- Петушок.

«Домашние животные» - Лошадка.

«Дикие животные» - Зайчик на пальчик и т. д.

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыка употребления предлогов,  развития психических процессов.

Как говорит Н. В. Шайдурова: «Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.»

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они готовятся занять своё место в мини-музее «Сокровища бабушкиного сундука». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, осуществляют театральную деятельность, испытывая чувство радости от общения друг с другом.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.

  1. Практическая часть.

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральным государственным требованиям.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы, которые представлены в презентации.

Как вы видите, методы и приемы достаточно разнообразны.

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.

Я предлагаю изготовить куклу, используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий попооперационным картам или схемам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Я буду педагогом, а вы будете выполнять роль детей.

Демонстрация приема.

- Сегодня мы сделаем куклу "Веснянка". Эта кукла –помощница, с ней можно делиться горестями и радостями. Её делали молодые девушки с приходом весны, она оберег молодости и красоты.

- Берем белый лоскут ткани шириной в две ладони и длиной в три ладони, плотно скручиваем в трубочку по длинной стороне.

-Какой формы лоскут вы взяли?

-Что вы сделали?

- Какая фигура у вас получилась?

- Три раза наматываем на руку коричневые нити, снимаем, складываем пополам- это будут волосы.

- Свёрнутую трубочкой ткань складываем пополам, внутрь кладем пучок нитей. Что получилось?

- Что вы для что сделали?

- Перевяжите ниткой по линии шеи и завяжите на узел.Что получилось?

- Ещё один белый лоскуток шириной и длиной в две ладони, сворачиваем в трубочку и перевязываем края красной нитью, это будут ручки.

- Какой формы лоскут вы взяли?

- Что вы сделали?

- Руки вкладываем в основу и перевязываем красными нитями косым крестом, а потом по талии.

- Куда вложили руки?

- Как перевязали?

- Какие нити для этого использовали?

- Что получилось?

- Как вы думаете, что сейчас будем делать?

- Берём яркий лоскут, присобираем и приматываем к талии, спереди приматываем передничек.

- Какого цвета ленточки лучше выбрать?

- Чем ещё можно украсить нашу куклу?

- Молодцы! У вас получилась красивая кукла.

- Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационную картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Теперь я предлагаю практически закрепить прием «выполнение действий по пооперационным картам или схемам».

Первая группа будет опираться на схему, а вторая группа работать по пооперационной карте.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

  1. Рефлексия.
  1. Подарить кукле ленточку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

  1. Я прошу всех расставить руки в стороны ладошками вверх. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Спасибо всем за внимание!

Литература:

Агаева И., Агапова О. Куклы из бабушкина сундука // Народное творчество. 2002. №4. С. 36-37.

Агаева И. «Ангелочек» // Народное творчество. 2002. №4. С. 36-37.

Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»: Учебно- методическое пособие. // СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2015.

http://podelki-doma.ru/moya-kollektsiya-narodnyih-kukol

http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/trjapichnaja-kukla-vesnjanka-po-motivam-tradicionoi-narodnoi-kukly.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

Веснянки (обрядовые песни)

Веснянки — старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» — украинского происхождения). К веснянкам. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов. Веснянки-заклички, для которых характерны многократные повторения мелодических фраз небольшого диапазона, составляют основной вид весенних обрядовых песен восточных славян: у русского народа они распространены не повсеместно. Утратив прежнее магическое значение, веснянки-заклички сохранились в качестве детских песен. В ряде местностей веснянки бытуют как лирические песни пробуждения природы. Напевы веснянок многократно использовались в сочинениях русских композиторов (оперы «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, 1-й концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром и др.).(И. И. Земцовский)

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички…

Веснянка (обрядовая песня)

Веснянка
Украинская народная песня

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

 

Веснянки (песенки, заклички, приговорки весне)

***
Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

Мороз, мороз,
Не бей наш овёс, нашу рожь,
Бей дуб да клён да бабий лён,
Да конопи как хочешь, колоти!

***
Чу, виль-виль

Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!

***
Весна-красна, на чём пришла?

На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.

***
Вот пришла весна,

Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.

Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.

Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.

***
Ой, весна моя,

Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Упражнения:

«Скажи ласково Чей? Чья? Чьи?», «Скажи наоборот», «Что сначала? Что потом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг - нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Знакомить детей с квиллингом лучше со старшего дошкольного возраста. Чтобы знакомство и освоение техники квиллинг проходило интересно и эффективно необходимо соблюдать два принципа: поэтапность и сист...

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Консультация на тему "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО."

В статье дается полное описание о развитии мелкой моторики рук нетрадиционными методами и предлагаются интересные игры и занятия по данной теме в соответствии с ФГОС ДО....

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материалл будет полезен воспитателям общеобразовательных групп и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материал будет полезен для воспитателей работающих в общеобразовательных группах и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ТНР.«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».У многих детей в последнее время наблюдаются проблемы с ...