Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Нечаева Анастасия Юрьевна

Материал будет полезен для воспитателей работающих в общеобразовательных группах и специалистам работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрация Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Умка»

413800 Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 5а, т. 32 – 05 – 89

Мастер-класс                                     «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Нечаева Анастасия Юрьевна

учитель – дефектолог

МАДОУ детский сад № 5

 


Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи.

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии;

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, шарики и массажные кольца Су – Джок, музыка.

Этапы работы:

1.Презентация педагогического опыта.

Добрый день, уважаемые коллеги!  

С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей». Как вы видите, тема нашего мастер- класса, если можно так выразиться бесцветная, «пустая», поэтому мы сейчас постараемся наполнить ее не только цветом, но и содержанием, актуальностью.

Мне хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития мелкой моторики и речи, возрастает.

Весь практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.

Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дают ученые-нейрофизиологи, которые занимались проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда»

Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. Как правило, у ребёнка у которого нарушено формирование речи, обязательно нарушение сопровождается слабым развитием мелкой моторики.

Актуальность выбранной для мастер-класса темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений.  

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

И. Кант

Методы развития мелкой моторики условно делятся на традиционные и нетрадиционные.

Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);
  • Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;
  • Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;
  •  Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Все мы активно их используем. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:

  • все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;
  • теневой и пальчиковый театр;
  • иглотерапия;
  • пескотерапия;
  • Су-Джок терапия;
  • Криотерапия.

Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это Су-Джок терапия и криотерапия. Мы не только познакомимся с каждым из этих методов, попробуем на практике, как они используются, но и постараемся их объединить.

2.Представление продуктивных способов работы.

Послушай – и ты узнаешь,

посмотри – и ты поймешь,

сделай сам – и ты научишься.

Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

Су-Джок терапия

Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах располагаются биологически активные точки. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так  -же способствуют общему укреплению организма ребёнка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Приемами Су-Джок терапии являются, массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона КГМ и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

1.Игра со льдом и теплом.

 Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой или на солевых грелках. Снова опускают руки в лёд. Игру со льдом и теплом проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

Эту работу можно разнообразить, добавив в лед цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, сделать льдинки разной формы, рисовать цветными льдинками и т.д.

2. Пальчиковая гимнастика массажным колечком.

3. Развитие тактильной чувствительности: массаж руки с помощью Су-Джок шариков.

3. Проведение имитационной игры.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов выведены на экран. Работать мы будем вместе.

1 этап – Игра со льдом и теплом.

Участникам раздают льдинки, ароматизированные маслом апельсина (тех участников, у кого аллергия на цитрусовые просят воздержаться от выполнения задания).

У нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо, желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой.

В нашем случае, я могу акцентировать внимание на запахе и обыграть это:

Я вдыхаю апельсин,

Он дает мне много сил.

Буду лучше заниматься,

На занятиях стараться.

Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.

Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап - Пальчиковая гимнастика с массажным колечком

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Мы развесили игрушки,

Бусы,

Шарики,

Хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

3 этап – Работа с Су-Джок шариком (проводится под спокойную музыку).

Эта ручка правая!

Эта ручка левая!

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая!

Будет сильной левая!

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики и соответственно речи детей.

4. Рефлексия.

Я предлагаю вам по 5-бальной шкале оценить:

  • Организационные трудности при использовании данных методов в работе (где взять лёд, во что положить, с кем из детей использовать и т.д.) запомните эту цифру;
  • Теперь оцените положительный эффект, эмоции детей, вариативность использования методов в работе.  Сравните, пожалуйста, эти 2 цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Криотерапия – что это такое?»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы«Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.Криотерапия – что это такое?»...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материалл будет полезен воспитателям общеобразовательных групп и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как  метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....

Мастер-класс: «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»

Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.Цель: ознакомление  педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их и...

Мастер-класс для родителей:"Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у дошкольников".

Упражнения по формированию и развитию мелкой моторики рук оказывают положительное влияние на речевое развитие ребенка. Выполняя их в домашних условиях совместно, дети и взрослые получат массу положите...