Мастер-класс: «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
методическая разработка

Наталья Сергеевна Худокормова

Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

Цель: ознакомление  педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Оборудование: модули аппликатора Кузнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»

Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

Цель: ознакомление  педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Оборудование: модули аппликатора Кузнецова.

Этапы работы:

  1. Подготовительно-организационный.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

  1. Презентация педагогического опыта.

С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики». Как вы видите, тема нашего мастер- класса, если можно так выразиться бесцветная, «пустая», поэтому мы сейчас постараемся наполнить ее не только цветом, но и содержанием, актуальностью.

Мне, как практикующему  логопеду, хотелось бы начать с констатации факта, по ряду объективных причин медицинского и социального характера с каждым годом число детей, имеющих недостатки развития речи, возрастает.

Весь практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка, можно условно разделить на две группы. Во-первых, помогающий непосредственно развивать и корректировать речь ребенка (в основном область работы логопеда) и, во-вторых, опосредованный материал, к которому и относится развитие мелкой моторики.

Почему же эти два понятия – речь и мелкая моторика так тесно связаны? Ответ на этот вопрос нам дадут исследования ученых-нейрофизиологов, которые занимались  проблемами нарушения речи. Они установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны  расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции.

Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда»

Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. У которого нарушение формирования речи обязательно сопровождается слабым развитием мелкой моторики, а именно двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики не только узким специалистам, но и воспитателям дошкольных учреждений, учителям.

“Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традиционные и нетрадиционные.

Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики:

  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т.д.);
  • Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);
  • Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;
  • Художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём и т.д.;
  •  Предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;
  • Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся:

  • все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;
  • теневой и пальчиковый театр;
  • Су-Джок терапия;
  • пескотерапия;
  • криотерапия;
  • иглотерапия.

Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это иглотерапия и криотерапия.

  1. Представление продуктивных способов работы.

Иглотерапия.

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Естественно о «прокалывании детей» речь не идет. Иглотерапия проводится с помощью Аппликатора Кузнецова - игольчатый лечебно-профилактический массажер (иппликатор).

Игольчатый массажёр разработан в виде сборной конструкции, простейшим элементом которой является модуль, представляющий собой пластмассовую пластину с рабочей игольчатой поверхностью. Модульная конструкция аппликатора позволяет легко перестраивать их в зависимости от анатомических особенностей и областей, выбранных для воздействия. Аппликатор является очень хорошим стимулятором развития мелкой моторики, который с помощью большого количества иголочек создает мощный поток нервных импульсов, идущих в головной мозг.

Противопоказания. Кожа, подвергаемая воздействию игольчатого пластмассового аппликатора, не должна иметь папиллом, бородавок и других образований.

Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажем. Начинаю это знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои, а затем его ладони на аппликатор. Ребенок сам регулирует силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать приятное легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы он испытывал болезненные ощущения. Как правило, детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятия на аппликаторах как веселую игру. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.

Использование не требует специальной подготовки, сам процесс перебирания модулей уже оказывает положительный массажный эффект. Педагог может разнообразить эту деятельность:

-предложить прошагать по дорожке;

-на рабочем поле поиграть в кладоискателей (2 шага направо, 3 шага вниз)

-сочетать с работой в песочнице, емкости с водой,

-искать отдельные модули в сухом бассейне,

- использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях,

-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть  в шашки.

Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя модули аппликатора. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите.                                                          (Обсуждение заданий)

Криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.

От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.

Противопоказания.

Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;

Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.

Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. Как вы понимаете, с детьми мы не можем отсчитывать нужное время, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо желательно стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т.д.

Если использовать ароматизированные льдинки, можно акцентировать внимание на запахе и обыграть это:

Я вдыхаю апельсин,

Он дает мне много сил.

Буду лучше заниматься,

На занятиях стараться.

Также работу можно разнообразить, добавив в лед цвет, поместить внутрь мелкую игрушку, записку, модули аппликатора.

Методы развития мелкой моторики -  криотерапия и иглотерапия используются мной в практике логопедической работы  и, на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов:

  • Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
  • У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
  • Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
  • Повышается    интерес   детей    к    занятиям    с    логопедом,    положительный эмоциональный настрой;

Кроме того, оба эти методы изначально имеют медицинскую направленность. А это значит, что положительный эффект от их использования подтвержден не только в процессе педагогического наблюдения, но и в процессе различных медицинских исследований.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики и соответственно  речи детей.

  1. Рефлексия.

Я предлагаю вам по 10-бальной шкале оценить:

  • Организационные трудности при использовании данных методов в работе (где взять  лед, во что положить, с кем из детей использовать и т.д.) (запомните эту цифру);
  • Теперь оцените положительный эффект, эмоции детей, вариативность использования методов в работе.  Сравните, пожалуйста, эти 2 цифры. Поднимите руку, у кого первая цифра оказалась больше.

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материалл будет полезен воспитателям общеобразовательных групп и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материал будет полезен для воспитателей работающих в общеобразовательных группах и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс "Использование игрушек из фетра для развития мелкой моторики рук детей"

Цель мастер-класса: научить использовать фетровые пособия для организации различных видов образовательной деятельности;Познакомить воспитателей с техникой изготовления игрушек из фетра....

Проект "Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики" 2021-2022уч. г.

Долгосрочный проект разработан воспитателями и логопедом  для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.  В проекте прописанаы: цель, задачи, актуальность,  новизна, игры использ...

Проект «Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики»

Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное  развитие мелкой моторики кистей рук....

отчёт проекта "Развитие речи у старших дошкольников через через нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук"

Проект был разработан  воспитателями группы в сооавторстве  с учителем  - логопедом. В отчёте представлены используемые методы в работе с детьми....