Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике
Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так, как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.
- Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.
- Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.
- Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка»
учителя-логопеда Н.В. Волошиной.
Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так, как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.
- Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.
- Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.
- Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас.
Развитие речи детей посредством дидактических игр
Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:
- Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
- Пополнение словарного запаса;
- Развития фонематического слуха;
- Развитие речевого творчества;
- Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
- Постановке связной речи;
- Постановке диалогической речи;
- Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.
Типы дидактических игр
Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.
Сами дидактические игры делятся на три типа:
- Настольно-печатные (книги, картинки, карточки);
- С игрушками и предметами;
- Словесные.
Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.
Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:
- Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.
- Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы рассеяны и играете только потому что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
- Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок могу почувствовать, что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
- Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс, например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во вторую.
Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к самоорганизации, а значит и самообразованию. Правила игр для развития речи обычно довольно простые, легко запоминаются, а значит дети могут объяснять их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «сломанный телефон» нравиться детям не только дошкольного возраста, но и ученикам младших классов.
Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей служит постоянство и регулярность при проведении игр.
Еще одной из причин успеха дидактических игр как средства развития речи или других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно, быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и дополнить фразу. Элемент соревнования один из важнейших толчков к игровой деятельности и саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-419653-1395043960.jpg)
Картотека дидактических игр на развитие речи ребенка
Игры, способствующие развитию и исправлению речи, недостатков произношения тех или иных звуков....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824052-1475420781.jpg)
консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"
консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/06/picture-1035933-1525569740.jpg)
Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".
Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699100-1446272108.jpg)
Статья для родителей "Дидактическая игра для развития речи ребенка"
В данной статье даны рекомендации родителям по использованию дидактической игры для развития речи ребенка....
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка "
Неоценима роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/19/picture-1417474-1681907459.jpg)
Дидактическая игра в развитии речи ребенка 6-7 лет
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда ...