Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка"
консультация по коррекционной педагогике

Волошина Наталья Владимировна

Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так, как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.

  • Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.
  • Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.
  • Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_may_2021.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка»

учителя-логопеда Н.В. Волошиной.

Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так, как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.

Игра — основной род деятельности детей, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Для этого существует множество дидактических игр, направленных на разные стороны развития ребенка. Одним из таких видов являются дидактические игры для развития речи.

  • Задача таких игр обучить ребенка новым словам, их правильному произношению, научить склонять и использовать речь связно, с помощью словотворчества.
  • Дидактические игры помогают ребенку понять и услышать разницу между созвучными словами, узнать о разных форма слова, о применении предлогов и союзов.
  • Детки постарше учатся с помощью дидактических игр строить сложные предложения, развивать мышление и воображение, пополнять свой словарный запас.

Развитие речи детей посредством дидактических игр

Каждая игра оставляет свой след в развитие малыша, использование дидактических игр способствует:

  • Обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развития фонематического слуха;
  • Развитие речевого творчества;
  • Восприятию интонационной и звуковой культуры речи;
  • Постановке связной речи;
  • Постановке диалогической речи;
  • Умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.

Типы дидактических игр

Все игры можно условно подразделить на несколько типов. В идеале использовать каждый тип отдельно с разной игрой. Это поможет малышу не утомиться, но при этом разнообразные игры помогут тренировать память, слух, пополнять словарный запас.

Сами дидактические игры делятся на три типа:

  1. Настольно-печатные (книги, картинки, карточки);
  2. С игрушками и предметами;
  3. Словесные.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает проведение их верным путем. Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для того, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.

Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:

  • Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вы можете корректировать их по ходу игры.
  • Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если детки видят, что вы рассеяны и играете только потому что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.
  • Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок могу почувствовать, что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, похлопывание по плечу – морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.
  • Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе детки утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс, например, сейчас вы играете в первую игру ровно 5 минут, потом столько же во вторую.

Дидактические игры так же благотворно влияют на способность детей к самоорганизации, а значит и самообразованию. Правила игр для развития речи обычно довольно простые, легко запоминаются, а значит дети могут объяснять их другу или научить новым играм родителей. Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «сломанный телефон» нравиться детям не только дошкольного возраста, но и ученикам младших классов.

Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Например, игры на поиски синонимов, антонимов или слов на определенную букву (всем известная игра в «слова», где нужно назвать слово, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова). Вариаций по игре со словами множество, поэтому важнейшей задачей родителей служит постоянство и регулярность при проведении игр.

Еще одной из причин успеха дидактических игр как средства развития речи или других навыков у детей является элемент соревнования. Всегда интересно, быть первым, а значит назвать больше слов, быстрее подобрать рифму и дополнить фразу. Элемент соревнования один из важнейших толчков к игровой деятельности и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на развитие речи ребенка

Игры, способствующие развитию и исправлению речи, недостатков произношения тех или иных звуков....

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"

консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи ребенка"...

Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".

Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...

Статья для родителей "Дидактическая игра для развития речи ребенка"

В данной статье даны рекомендации родителям по использованию дидактической игры для развития речи ребенка....

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка "

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития речи   детей дошкольного возраста. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляе...

Дидактическая игра в развитии речи ребенка 6-7 лет

Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда ...