Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Костина Ирина Васильевна

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние родителей на формирование положительной самооценки

у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) нарушает внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка является одной из характеристик личности, которая в значительной мере определяет успешность деятельности человека, в том числе и коммуникативной. Развитие самооценки - одно из центральных звеньев становления личности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают  оценивать свои возможности и недостатки, а так же достижения своих сверстников.

Рассмотрение самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной проблемой, так как у таких детей часто неадекватная самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка, на формирование адекватной самооценки. Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственна  робость, неуверенности в своих возможностях.

Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду. Для формирования у дошкольника с тяжелым нарушением речи положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть. В дошкольном учреждении для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения, постепенно давать главные роли в сценках и праздниках.

Недопустимо, чтобы в детском саду педагоги стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться.

Только при тесном взаимодействии  родителей и педагогов у дошкольника с тяжелым нарушением речи появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным.

Родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, следует придерживаться следующих правил:

  1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, тем, какой он был вчера или будет завтра.
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  3. Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Подсказывайте, направляйте, но не делайте. Старайтесь оказывать достаточную, но не избыточную поддержку.
  4. Поощряйте в ребенке инициативу.
  5. Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  6.  Не бойтесь искренне любить своего ребенка таким, какой он есть, и обязательно показывайте ему свою любовь!
  7. Верьте в себя и в собственного ребенка!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Формирование элементарных представлений о величине у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Материал содержит рекомендации для педагогов  по формированию представлений о параметрах величины у дошкольников с ТНР...