Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Ирина Александровна Чистякова


Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены трудности в усвоении глаголов детьми-логопатами, обзначены направления в работе по устронению проблем. Статья адресованна логопедам и воспитателям, работающим с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_formir.glag_.slov_u_doshk.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

            Автор Чистякова И.А.

Особенности формирования глагольного словаря

у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

   Успешное обучение ребенка в школе  зависит от качества  сформированных у него коммуникативных функций. Дети, свободно владеющие связной речью, не испытывают трудностей в изложении материала.

   Основой связной речи является грамотно выстроенное предложение. Овладение разными типами предложения начинается с усвоения простой фразы по модели: «предмет» – «действие».      Рассмотрим упрощенную схему формирования такой фразы.

Достигнув определенного возраста, малыш наблюдает за окружающими его предметами,  запоминая  их названия. Происходит накопление пассивного словаря, который постепенно, с  созреванием и подготовкой речевого аппарата, трансформируется в активный.  Изучая предметы, манипулируя ими,  ребенок получает представление о действии. В годовалом возрасте малыш может пользоваться фразой, состоящей из аморфных слов-корней: «Ав  ням-ням.»*  Такими словами  ребенок обозначает  действия.  Глагол спать заменяется «Бай – бай», есть – « ням- ням», падать - «бам» и т.д.

Очень рано  в словаре малыша появляются глаголы повелительного наклонения (дай, на).

Немного позднее  формируется инфинитив (глагол неопределенной формы)

Действие обозначается конкретным словом с неизменной формой: дать, спать, взять… Накопление в  словаре глаголов является важнейшей основой для начала формирования фразы.

С наступлением второго периода* формирования грамматического строя у детей с нормальным речевым развитием, речь малыша претерпевает значительные изменения. Фраза увеличивается до трех-четырех слов. Для того чтобы связывать слова в предложение, ребенок должен уметь изменять форму слова, устанавливать грамматические связи между словами. Так в речи появляется  согласование существительного с глаголом, формируется приглагольное подчинение. Качественно меняется и сам глагол. Именно в этот период происходит переход от инфинитива  к употреблению разных форм глагола (спать – спи, спит).  Количество глаголов в речи  возрастает  с 18 до 50. Ребенок начинает согласовывать глагол с существительным в числе, позже – в лице, и только после трех лет – в роде. Интенсивно усваиваются грамматические категории существительного и глагола. К концу второго периода у ребенка накапливается солидный объем языкового материала, он готов к усвоению морфологической системы языка.

Обследование речи  детей 4-5 лет  с тяжелыми нарушениями речи показывает, что отклонение от норм формирования грамматически правильной речи начинается именно во втором периоде.

 * * Три периода формирования грамматического строя речи у ребенка от года, 6 месяцев до 7 лет по    А. Н. Гвоздеву.

 

   Любое, даже незначительное отклонение от нормы в психомоторном развитии нарушает качество и последовательность усвоения материала, меняет временные границы периода и приводит к сбою своевременного формирования морфологической системы языка.

Дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден. Его составляют  глаголы, обозначающие самые распространенные действия:

Спит, ест, сидит, ходит, бегает, гуляет, играет, стоит (обиходные).  

Ребенок – логопат не владеет близкими по смыслу глаголами:  

(спит - дремлет; торопиться - спешит).

Он не знает названий различных действий, свойственных одному объекту. Например:

Кошка - крадется, охотится, нападает, ласкается;

Человек - грустит, расстраивается, радуется.

Значительные трудности возникают у детей с ТНР   при  употреблении  глаголов в переносном значении:  Человек идет. Дождь идет. Часы идут;

Человек спешит. Часы  спешат;  

Самолет летит.  Время   летит.

                                                                       -2-

Показательно простое тестирование  детей  старшего дошкольного возраста, проводимого мной с целью выяснения зависимости объема глагольного словаря от тяжести речевой патологии.  Детям 6 лет с нормальным речевым развитием, ФФНР и  ТНР предлагалось, назвать возможные действия, совершаемые  живым и неживым  предметом. Результаты обследования приводятся в таблице.

   Состояние речи.

 Неживой  предмет         (сущ. неодушевленное)

Живой предмет

(сущ. одушевленное)

Отсутствие патологии

 5 из 8 возможных

   8 из 12 возможных

ФФНР

 4 из 8 возможных

   6 из 12 возможных

ТНР (ОНР 3 уровень)

 2 из 8 возможных

   4 из 12 возможных

   Между тем, глаголы играют важную роль при формировании  фразовой речи.

Л.Н. Ефименкова, известный логопед - практик,  подчеркивает: «Глагол – основа предложения». Г.А. Волкова указывала, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой речевой патологией  должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи».

Система  работы по формированию предикативного словаря должна учитывать:

1.  Развитие речи ребенка в онтогенезе.

2.  Формирование и закрепление тех или иных грамматических категорий глагола легче и            

     естественней осуществляется во фразе.

3. Необходимо использовать  вариативность упражнений и игр, максимально разнообразить формы работы, что  позволит ребенку прочно закрепить сложный  речевой материал.

     Работу целесообразно начинать с ознакомления с  многообразием действий, совершаемых предметами (объектами).

Дети рассматривают игровое поле, а логопед предлагает им определить, откуда доносится звук тук-тук?

Угадавший ребенок снимает с игрового поля подходящую картинку, поясняя: «Девочка

 стучит в дверь: тук-тук».

Важно, чтобы ребенок понял, что все предметы, окружающие его, в данный момент совершают какое-то действие. Что делает книга? Книга лежит. Что делает шкаф?  Шкаф стоит.

   Очень удобно использовать символы действий, на которые ребенок, сможет опереться, подбирая возможные действия к предмету.

Такие символы значительно облегчают работу по накоплению и активизации глагольного словаря. Опираясь на символическое обозначение, ребенок быстро вспоминает глагол. Символ помогает закрепить структуру простого двусоставного предложения, которым пользуется ребенок на первом этапе работы.

В процессе работы ребенок подводится к пониманию, что «живой»  предмет совершает больше действий, чем «неживой». Этот важный вывод практически  закрепляется  в разнообразных играх и упражнениях.                                                                    

Подбирая возможные действия к предметам (и наоборот), ребенок упражняется в согласовании существительного с глаголом.                                                                  

На первом этапе закрепляется согласование в числе единственном  и множественном.        ( Мяч лежит.  –  Мячи лежат.  Мишка спит.  –  Мишки спят.

Гораздо сложнее формируется навык изменения личных окончаний глагола.

Эту  сложную для  ребенка – логопата  задачу помогает решить следующий текст:

Прошуршал цветок цветочкам:              

- я цвету, и вы ….   (цветете).                          Ну, а мы добавим тут:

Прошептала рыбка рыбкам:                            ОН….                    ОНИ….

- я плыву, и вы …(плывете).                            ОНА…                  ОНИ…

Прокричала птица птицам:                              ТЫ…                     ОНИ…

- я пою, и вы  …(поете),

Малышам малыш напомнил:

- я расту, и вы …(растете).

                                                                    -3-

Эта игра позволяет ребенку проявить творческую самостоятельность в подборе глагола и поупражняться в правильном употреблении их окончаний.

На этом этапе работа усложнятся.  Многие игры и упражнения подводят ребенка к необходимости самостоятельно образовывать глаголы, узнавать новые и включать их в активную речь. Игра « В зоопарке»  знакомит детей  с новыми глаголами:  

Зебра брыкается.  Обезьяна кривляется.  Тигр отдыхает.

 Игры «Кто как голос подает?», «Кто, как передвигается?», «Сочиним стихотворение» также предназначены для расширения предикативного словаря и закрепления навыка самостоятельного   образования глагола.

Игры «Собери друзей», «Едем, плаваем, летаем» подводят ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут быть объединены в группы  по способу передвижения или  иному действию.

Накопленный  в процессе упражнений опыт позволяет ребенку по набору действий угадать предмет, совершающий данные действия, а затем, и самостоятельно составить похожие загадки. («Кто в домике живет?», «Угадай, задуманное слово»)

     Постепенное накопление  предикативного словаря  позволяет ребенку  познакомиться с категорией времени, научиться пользоваться видом (совершенный, несовершенный) глагола. Игра «Хитрый Буратино»  наглядно демонстрирует ребенку, что действие может совершаться объектом в данную минуту, а может быть уже совершено ранее.

Игры «Необычные цветы», «Кто больше?», «Найди ошибки», «Угадай задуманное слово», «Назови правильно» закрепляют навык использования в речи названий действий, тренируют память, зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.

Более сложной формой работы является упражнение в подборе глаголов близких по значению (Игра «Скажи иначе»).  

Кошка    смотрит – глядит;                             Заяц    ест – лакомится;

               лежит – отдыхает;                                       прыгает – скачет;

               бежит – несется – мчится;                          смотрит – любуется;

               пьет – лакает;                                                 спит – дремлет;

А так же работа с приставочными глаголами:  считает – пересчитывает; бьет – отбивает; кидает – подкидывает; прыгает – подпрыгивает и т.д.

Накопление и уточнение глагольного словаря является основой для формирования грамотной фразы и позволяет ребенку овладеть связной речью.

                                                 Литература

  1. Гвоздев А.Н.  Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.  М.: Прсвещение,1990
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
  4. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2004.
  5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987.
  6. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб.: КАРО, 2005.
  7. Чистякова И.А. Формирование грамотной фразы у дошкольников. СПб.: КАРО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов,  создания актуальной предметно-пространственно...

Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...