Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка (средняя группа)

Опрышко Алина Константиновна

Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательнымипотребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

«Дело умных - предвидеть беду, пока она не пришла,

дело храбрых - управляться с бедой, когда она уже пришла»

Питтак

2 слайд. Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, которые представляют угрозу для его физического и психического здоровья. Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Все их предотвратить невозможно, поэтому важно научить детей распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью и, по возможности, научиться избегать их. Формирование основ безопасного поведения у детей — это повседневная, трудная, но крайне важная работа.

   3 слайд.  Наша задача состоит в том, чтобы:

- способствовать накоплению у детей знаний о правилах безопасного поведения на улицах города, в социуме, в быту;

-формировать умение адекватно, осознанно действовать в различных жизненных ситуациях;

- активизировать работу по пропаганде безопасного образа жизни среди родителей.

  В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса формирования готовности детей к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», и др. Все это можно объединить в понятие «компетенции безопасного поведения дошкольников».

Я работаю с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Помимо речевых проблем у этих детей недостаточная устойчивость и распределение внимания, недостаточная координация движений, снижена скорость и ловкость выполнения движений. Вследствие этого у детей наблюдается снижение познавательного развития, проблемы коммуникации в группе сверстников.

Поэтому, в моей работе безусловный приоритет имеют методы и формы, обеспечивающие познавательную и коммуникативную активность дошкольников.

4 слайд. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, позволяет вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме, помогают наглядно в доступной форме донести до детей серьезную и жизненно важную информацию. Показ сопровождается развернутыми комментариями, проговариванием вслух действий с уточнением возможных опасностей, которых следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом. 

5 слайд. Просмотр мультфильмов. Обучающие мультфильмы по безопасности очень хорошие помощники в воспитании и формировании привычек безопасного поведения. Они помогают ребенку понять какую-то ситуацию, посмотрев и оценив ее со стороны. А самое главное: герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со злом, и справляться со всеми трудностями.

6 слайд.  Экскурсии- очень действенный метод. Они позволяют максимально приблизить детей к объектам и получить колоссальный опыт.

Например, во время экскурсии на кухню дети усвоили, что некоторыми предметами могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам, брать режущие предметы.

     Прямые запреты обязательно дополняются объяснениями, примерами из литературных произведений, например, "Кошкин дом "С. Маршака.  

   Экскурсия в прачечную познакомила ребят с   электроприборами: стиральные машины, утюг. Дети закрепили, что многие предметы могут быть опасными, а могут быть и безопасными. Если используются по назначению и правильно.

   7 слайд.  Чтение художественной литературы весьма востребованный метод. Например, через знакомство с «Рассказом о неизвестном герое» С. Маршака дети закрепляют представления о причинах пожара, что нужно делать если случился пожар, о героях, спасателях. Из рассказа Носова «Автомобиль», дети понимают, что дорога не место для игр, и шалости на проезжей части могут легко довести до беды. Вообще, классическая детская художественная литература дает массу примеров, которые полезно обсуждать с детьми для усвоения ими правил безопасного поведения в природе и социуме.

8 слайд Игры- драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой (Лиса, козлята и др.) Надевая костюм или маску сказочного героя, ребенок глубже переживает ситуацию.  А сказки являются тем универсальным средством, которые позволяют без морального и эмоционального вреда рассказывать детям об отрицательных ситуациях в жизни и проводить параллели с действительностью.

 9 слайд. Ежедневно в режимные моменты включаем «минутки безопасности». они помогают добиваться осознанности поведения, позволяют конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме. Например, беседуя о значении режима в жизни человека, предлагаю детям ответить не следующие вопросы: «Нашел таблетку, что ты будешь делать?», «Позвал незнакомый человек, как ты поступишь?», «Как поступить, если разбились стеклянные елочные игрушки?». 

   Во время беседы «Что такое пожар», спрашиваю: «Кто из вас видел пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?»,

А затем предлагаю найти ответы на эти вопросы. В процессе объяснения дети получают знания о том, как следует себя вести в случае возникновения опасности; узнают о наиболее распространенных ошибках, совершаемых в чрезвычайных ситуациях, и путях их разрешения. Во время минуток безопасности у детей формируется определённая модель поведения:

- умение предвидеть опасность;

- умение обращаться за помощью к другим;

-умение действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

  Важно не допустить запугивания детей, а, наоборот, вселить уверенность в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

10 слайд. Игровые упражнения, игры с правилами являются действенным методом для уточнения и закрепления представлений дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.

Например, как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной.

Через игры «Три сигнала светофора», «Учим дорожные знаки», «На дороге не шалить», дети знакомятся с правилами дорожного движения. В сюжетно- ролевой игре «Поездка в автобусе» обыгрывают разные ситуации, закрепляют правила поведения в транспорте.

Из этих игр дети вынесли урок, который запомнится им, будет применятся в нужный момент, и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

11 слайд. Очень важно, чтобы полученные знания дети могли пропустить через продуктивную деятельность. Через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. дети отражают окружающую их действительность. «Починить сломанный светофор» (аппликация), «Подобрать нужные колеса машине» (конструирование), «Построить высотный дом», лепка «Светофор».

    12 слайд. Критерием успешного усвоения детьми правил является перенос опыта безопасного поведения в самостоятельную игру (дети объясняют куклам основные источники и виды опасностей, обучают правилам безопасного поведения.

13 слайд. Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, успех в работе по формированию компетенций безопасного поведения детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны непременно закрепляться в условиях семьи. Огромное значение имеет положительный пример в поведении взрослых.

В индивидуальных беседах и консультациях объясняю родителям, что личный пример – лучший способ научить ребенка вести себя на улице. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя». В вопросах, которые касаются обучения детей правилам дорожного движения, этот принцип важен как никогда. Поэтому, давая рекомендации родителям по закреплению ПДД, не устаю повторять: даже самые маленькие дети в первую очередь будут все делать так, как папа или мама.  

На информационном стенде постоянно размещены памятки, буклеты, папки-передвижки  по безопасности.

14 слайд. Результативность и эффективность использованных методов

  Работа по формированию компетенций безопасного поведения ведется непрерывно с первых дней пребывания ребенка в детском саду и до выпуска в школу. В результате систематической работы у детей формируются навыки безопасного поведения в различных ситуациях, увеличивается словарный запас. По словам родителей, дети становятся более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Родители стали больше задумываться о безопасном образе жизни своей семьи. В этом учебном году мы планируем запустить проект «Чтобы не было беды», который будет способствовать формированию у детей осознанного и ответственного выполнения правил безопасности. Поможет вооружить детей знаниями, умениями и навыками самосохранения и осознанного безопасного поведения!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...

Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов,  создания актуальной предметно-пространственно...

Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что  последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми  нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников.

Каждый взрослый знает: сколько бы он не водил ребенка за руку, как бы старательно ни оберегал его, но, рано или поздно, наступит то время, когда ребенку придётся самому возвращаться домой, одному оста...