Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников.
методическая разработка (средняя группа)

Опрышко Алина Константиновна

Каждый взрослый знает: сколько бы он не водил ребенка за руку, как бы старательно ни оберегал его, но, рано или поздно, наступит то время, когда ребенку придётся самому возвращаться домой, одному оставаться дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников.

Каждый взрослый знает: сколько бы он не водил ребенка за руку, как бы старательно ни оберегал его, но, рано или поздно, наступит то время, когда ребенку придётся самому возвращаться домой, одному оставаться дома. И, конечно, к тому времени у каждого ребёнка должны быть сформированы необходимые навыки безопасного поведения. Важно научить детей не только распознавать и предвидеть потенциальные угрозы жизни и здоровью, но и, по возможности, научиться избегать их.

Формирование основ безопасного поведения у детей — это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Чему бы мы ни обучали ребёнка - сказать (и даже сто раз повторить) - мало! Любые правила безопасности надо не только сообщать, но, что главное - закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов! Вот когда ребёнок не растеряется, только тогда, он, в настораживающей ситуации, сумеет вовремя сориентироваться и найти выход из сложившейся ситуации.

 В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса формирования готовности детей к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», и др. Все это можно объединить в понятие «компетенции безопасного поведения дошкольников».

Прежде чем начать работу по формированию компетенций безопасного поведения у детей, я провела небольшой эксперимент, задавая детям вопросы: «Что будешь делать, если в двери стучатся, а ты дома один... Если незнакомый тебе человек предлагает прокатить тебя на машине... Что ты будешь делать, если найдешь таблетку, ... А, если возник пожар...».

И дети бойко и четко, давали мне правильные ответы.

Но, увы, между словом и делом у ребёнка большой промежуток. Он может в теории прекрасно знать, что такое опасность и как следует поступать, а на практике — не использовать свои знания. Когда появляется что-либо интересное, новое, необычное, да и просто какой-либо соблазн, ребенок может легко повестись на него.

Поэтому, моделирую различные ситуации, предлагая детям самим найти ответы на эти вопросы.

В процессе самостоятельного поиска ответа, детям становятся очевидны распространенные ошибки, совершаемые в чрезвычайных ситуациях. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

У детей формируется определённая модель поведения:

- умение предвидеть опасность;

- умение обращаться за помощью к другим;

-умение действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Это помогает добиваться осознанности поведения, позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме. Ребёнок должен уметь сказать твёрдое «нет», должен уметь закричать, убежать, обратиться к кому-то за помощью.

  Важно, не допустить запугивания детей, а, наоборот, вселить уверенность в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Нам ведь необходимо настроить ребенка на то, чтобы он сам привыкал заботиться о собственной безопасности.

Работа по формированию компетенций безопасного поведения ведется непрерывно с первых дней пребывания ребенка в детском саду и до выпуска в школу. Начинать нужно как можно раньше.

Например, когда, в очередной раз, рассказываем ребенку сказку про шустрого Колобка - неназойливо комментируем его поведение: «Колобок, ты зачем один убежал из дома...». Такие короткие вставки концентрируют внимание ребенка на том, что может случиться, если... если ты остался один («Гуси – лебеди»), если нарушил строгий запрет («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), если, поддавшись на соблазн, высунулся в окошко («Кот, петух и лиса»), если играл со спичками («Кошкин дом» С. Маршака), если  играл на дороге ( «Автомобиль» Носова).

Таким незатейливым способом закладываются основы безопасного поведения. Но, при этом важно учитывать, что детям, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им нужно — обязательно нужно! — прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и.… немножечко страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Во время игры мы разыгрываем множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т.д. В ходе игры, мы придумываем маленькие сюжеты:

«Как Зайка неправильно дорогу переходил», «Как одна девочка села в чужую машину, и она увезла её неизвестно куда», «Как в кабинке лифта большой волк чуть Киску не съел», «По тротуару, у самого края, шла кукла Маша, а мимо, по шоссе, проезжало много машин, и вдруг одна машина остановилась — и «цап-царап» — Маша оказалась внутри, и её увезли...».

Играя, вовлекаю детей в активное действие: «Кто громче крикнет", «Как убежать от злодея». Главная цель таких игр- оттачивать нужные навыки, доводить их буквально до автоматизма.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, успех в работе по формированию компетенций безопасного поведения детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны непременно закрепляться в условиях семьи. Огромное значение имеет положительный пример в поведении взрослых.

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя».

Дети учатся путём подражания, они запоминают и повторяют то, что делают взрослые. Если родители, например, регулярно перебегают, вместе с ребёнком, дорогу в неположенном месте, можно считать, что они, на блюдечке подносят ему разрешение игнорировать дорожные правила. И даже самые маленькие дети, в первую очередь, будут все делать так, как папа или мама.

Поэтому, когда говорим с детьми о правилах безопасности, слово не должно расходится с делом — с нашими поступками.

Давайте подавать детям пример предусмотрительности, осторожности — и это тоже станет примером для подражания.

Список использованных источников

1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности учреждений жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-144с.

2.Белая К.Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных и родителей. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 64с.

3. Шалаева Г.П. Большая книга для воспитанных детей/ Г.П.Шалаева.-М.: филологическое общество Слово, Эксмо, 2007 – 495 с.

4. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Принципы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Памятка в помощь воспитателю по проблеме безопасного поведения детей в окружающей обстановке....

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе" " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

laquo;Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность» "Протокол родительского собрания в младшей группе""Экологическое в...

Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников.

Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предме...

Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»

Маршрутная игра «Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенции безопасного поведения»...

«Формирование компетенций безопасного поведения на дорогах у дошкольников через игровую деятельность»

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, уме...

Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...