Формирование элементарных представлений о величине у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
консультация по математике на тему

Материал содержит рекомендации для педагогов  по формированию представлений о параметрах величины у дошкольников с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формирование элементарных представлений о величине у дошкольников         с тяжелыми нарушениями речи

       Формирование величинных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется высокой степенью наглядности и сложным речевым опосредованием. Несмотря на то, что дети умеют создавать  сериационный ряд по величине, различают длину,  ширину и высоту  предмета, им тяжело оперировать  имеющимися знаниями, включать их в более сложную  деятельность. Знания о величине предполагают  обозначение полученных результатов сравнения  по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов. Отдельные признаки предметов, на которые обращается внимание, должны быть значимы для детей, поэтому усвоение этих знаний должно происходить  в  процессе деятельности, действий с различными предметами: ведь источником знаний является непосредственное чувственное восприятие вещей.

Например, выбор самого длинного или самого широкого предмета является необходимым условием для какой-либо интересной деятельности (игровой или практической). Перед воспитателем стоит задача познакомить детей с длиной предметов и показать важность учёта длины в различных ситуациях: мишкам завязывают шарфы, куклам – банты. Один шарф (бант) завязался, а другой – нет. Почему? Приложив один шарф (ленту) к другому, воспитатель показывает, что один из них короче другого.  Можно так же проводить игровые упражнения типа «Чьи пальчики длиннее?», «Чей домик выше?», «Чей шарфик шире?» и др.

В среднем дошкольном возрасте интересно использовать сказки: «Три медведя», «Теремок», «Под грибом» В. Сутеева, хорошо применять строительный материал, различные конструкторы, из которых собирают дома разной высоты, башни, использовать различные игрушки, картинки. Педагог учит детей улавливать незначительные различия между предметами по длине, ширине, высоте, а также сравнивать между собой не только два, но и большее количество предметов разной величины. В начале дети выполняют задания путем прикладывания предметов друг к другу, а затем определяют размер на глаз. Воспитатель объясняет и показывает, что предметы разной длины нужно раскладывать друг над другом, подравнивая их края слева (справа), а у предметов разной ширины на одном уровне должны быть верхние или нижние края. При сравнении высоты предметы.

Постепенно количество предметов для сравнения увеличивается (по мере овладения знаниями о числах), а контрастность между ними снижается, что усложняет определение величины. В старшем возрасте детей знакомят с элементарным способом измерения – опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, условной мерки. При измерении длины протяженных величин, объема жидких и сыпучих тел, дети переводят количественные отношения в наглядно представленные множества. Но сначала нужно объяснить им цель измерения, подвести к самостоятельному выводу о необходимости что-либо измерить, например, выяснить, поместится ли шкаф в простенок между окнами, в каком пакете больше (меньше) крупы, в какой емкости больше (меньше) воды. Дети должны понять, что делают люди для того, чтобы выбрать предмет нужного размера: обувь, платье, брюки и др.

При  этом дети используют уже знакомые термины и фразы, что обеспечивает их повторение и закрепление, больше внимания уделяется обучению самостоятельному построения высказывания.

Приобретенные знания закрепляются в играх и игровых упражнениях. Хорошим упражнением является измерение отрезков, прямых линий. Детей учат рисовать равные и неравные отрезки, произвольно располагать их на листе, а затем измерять с помощью бумаги в клетку и сравнивать результаты. Наряду с этим воспитатель на конкретных примерах показывает детям неизменность величины в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания воды из одной посуды в другую, и, наоборот, ее изменения в результате увеличения или уменьшения количества. Дети убеждаются в этом, проверяя факты измерения. Наиболее удобна форма работы в парах, которая позволяет создать ситуацию, при которой необходимо межличностное общение, что способствует развитию диалогической речи  в процессе формирования математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены  периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...

Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи как профилактика дисграфии.

Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям компенсирующих групп ДОУ, а также учителям - логопедам школ....

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию представлений о форме у детей среднего и старшего дошкольного восраста с ТНР...