Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Ларина Татьяна Юрьевна

Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ по образовательной области «Музыкально-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционная рабочая программа 24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Коррекционная рабочая программа для детей с ОВЗ

по образовательной области

 «Музыкально-эстетическое развитие»

«Музыкальная деятельность»

                                                    Разработала: Музыкальный руководитель:

                                                Ларина Т. Ю

Пыть-Ях

Пояснительная записка

В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья».У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических мероприятий.

В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности  системы образования.  В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает  не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников  в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.

Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики  является раннее выявление детей с ОВЗ.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого учителю- логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:

•        психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  воспитанников (обучающихся);

•        адаптации ребенка к новым условиям обучения;

•        профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

•        коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

•        изучение документов, личных дел;

•        знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

•        изучение социума ( соц.окружения) ребенка;

•        диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

1.        Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

2.        Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

3.        Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер.

4.        Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в МБДОУ, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Стратегия  построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:

1.        Выявление актуальных проблем ребенка.

2.        Разработка путей поддержки и коррекции.

3.        Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

4.        Реализация намеченной программы.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-логопедом, инструктором по физической культуре);

- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

- ведение соответствующей документации.

Основой для разработки коррекционной рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, явились программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васмильевой и программы «Ладушки»  И.М. Каплуновой, и И.А. Новоскольцевой.   «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Е. Н. Котышевой. После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

 В программе определены:

-задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;

- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;

- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

-рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.

Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.

      Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.

Программа «Ладушки» соответствует федеральным государственным стандартам  по развитию детей в музыкальной деятельности.

Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира .

Музыкальный фольклор народов мира: потешки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).

           Задачи  программы:

1.Способствовать развитию и коррекции психических процессов;

2.Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;

3.Формировать произвольную регуляцию поведения;

4.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5.Выработать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6.Формировать представления об окружающем мире;

7.Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Эти задачи решаются в процессе разнообразных видов детской творческой деятельности, где реализуются методические принципы:

1. Создание непринужденной обстановки – один из главных принципов в работе с детьми. Не принуждать детей к действию, а дать возможность освоится, захотеть принять участие в занятии.

2. Целостный подход в решении педагогических задач:

- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

- приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем

разделам музыкального воспитания. На каждой возрастной ступени они  

    видоизменяются и усложняются.

4. Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично

историческим календарем.

5. Принцип партнерства – принятие посильного для детей участия в музыкальной

деятельности (пении, пляске,  игре и т. д.).

6. Принцип положительной оценки - способствует еще более высокой активности,

эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Принцип построения занятий традиционный и имеет четкое построение:

1) музыкально - ритмические движения;

2) развитие чувства ритма и музицирование;

3) пальчиковая гимнастика;

4) дыхательная гимнатика;

5) слушание музыки;

6) распевание, пение;

7) пляски, игры, хороводы.

Программа  предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

1. иллюстрации и репродукции,

2. дидактический материал,

3. игровые атрибуты,

4. музыкальные инструменты,

5. аудио-и видео материалы.

Решение обозначенных в Программе задач способствуют всестороннему развитию ребенка, формированию духовных и общечеловеческих  ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

В конце учебного года музыкальный руководитель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

 

Мониторинг образовательного процесса по коррекционной рабочей программе  образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

 "Музыкальная деятельность"

           Мониторинг образовательной программы "Музыкальная деятельность" проводится на основании, анализа уровня овладения необходимыми  навыками и умениями. С помощью средств мониторинга можно оценить степень продвижения детей с ОВЗ  в образовательной программе.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

            Мониторинг освоения образовательной программы проводится на основе наблюдения и анализа видов деятельности используемых на занятиях.

Уровневая оценка музыкального развития детей с ОВЗ

Фамилия, имя

Ребенка

Виды музыкальной деятельности

Восприятие

музыки

Пение

Музыка и движение

Элементарное музицирование

Детское музыкальное творчество

Итоговый

результат

песенное

танцевальное

игровое

I

II

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ  УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА для детей с задержкой психического развития (3-4 лет)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Индивидуальная адаптированная коррекционная рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)

Индивидуальная  адаптированная коррекционная  рабочая программа для ребенка с ТНР (ООП)...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...