Игры
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Игры на развитие эмоциональной сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx61.65 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие эмоциональной сферы

Попугай

(для детей с 4 лет)

Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики

     Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду гулять» с определенным чувством, а дети по очереди должны повторить его и угадать, с каким чувством сказано это предложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испугано, со злостью, спокойно)

Стулья для животных

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы

     В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками животных в разных настроениях: веселое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети поочередно садятся на стульчики и показывают заданное настроение зверей.

На что похоже настроение?

(для детей с 5 лет)

     Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу.  Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

     Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Раз, два, три ... Настроение, замри!

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики

     Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.

Школа актеров

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики

     В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки. Вам нужно:

  • Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек;
  • Загрустить, как царевна Несмеяна; заболевший ребенок; ослик Иа
  • Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребенок, у которого отняли мяч;
  • Испугаться, как заяц, увидевший волка; птенец, который выпал из гнезда; котенок, на которого лает злая собака;
  • Улыбнуться, как кот на солнышке; хитрая лиса; мама; будто ты увидел чудо.

Эмоции

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.

     Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях.

     Детям предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их.

     Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти?

     Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ.

     Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка с шести лет - чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии

Рисуем эмоции

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы

     На столах лежат листочки, разделенные пополам. На левой стороне листка нарисовано изображение какой-нибудь эмоции.

     Задача: на правой стороне листка нарисовать точно такой же рисунок, какой изображен на левой стороне.

Цветок радости

рисование

     Каждому ребенку дается бумажный лепесток (или два, если детей мало), карандаши и фломастеры. Детей просят раскрасить лепестки «радостными» цветами.

     Затем берется бумажный круг – серединка цветка – и степлером присоединяются к нему раскрашенные лепестки.

     Аналогично можно выполнять задание и с другими положительными эмоциями или качествами. Например, цветок интереса, цветок знаний, цветок дружбы и т.п.

Злой, грустный, недовольный

(для детей с 6 лет)

Цель: учить различать эмоциональные состояния друг друга

     Дети сидят в кругу, водящий за кругом спиной к ним или выходит за дверь. Взрослый говорит детям, какую отрицательную эмоцию каждый из них будет изображать. Когда входит водящий, взрослый говорит ему: «У нас все дети в хорошем настроении, только двое злых (грустных, недовольных). Кто они?»

     Водящий подходит к детям и угадывает. Если он правильно называет эмоцию, все кричат «Ура!» или хлопают в ладоши. А ребенок, изображавший отрицательную эмоцию, улыбается. Если водящий ошибся, все говорят «Ой – ой –ой!»

     После выбирают нового водящего.

Радости и огорчения 

(для детей с 6 лет)

    Цель: выявление характера и содержания переживаний, их осознание.

     Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».

     Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.      

     После предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»

    При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью группы.

Закончи предложение

Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей

     Детям предлагается закончить предложение:

Когда ребенок плачет, мама чувствует…

Когда дети играют, они чувствуют…

Когда человек говорит неправду, он чувствует…

Когда ребенок болеет, мама чувствует…

Когда человек остается один, он чувствует…

Когда человек сделал доброе дело, он чувствует

Когда у человека есть друг, он чувствует…

Когда человек видит что-то необычное, он…

Волшебные шары

Цель: развитие воображения, закрепление знаний об эмоциях

     Детям предлагают изображения воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически рисует на нем эмоцию, которая подходит к форме этого шара. Затем шар раскрашивают подходящим цветом.

Эмоции в цветных пятнах

Цель: развитие воображения, фантазии, кооперации

     Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается нарисовать цветными пятнами определенную эмоцию. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – грусть, третья удивление и т.д.

     После выполнения задания дети рассматривают «листы эмоций» и обсуждают цветовые гаммы.

Снежинки – эмоции

 Цель: развитие воображения, фантазии, осознание своего эмоционального состояния.

     Детям предлагаются снежинки с изображением какой-либо эмоции, которые они должны дорисовать или раскрасить.

     Затем снежинки надо перевернуть и на оборотной стороне нарисовать свое настроение

     По окончанию рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

     Вместо снежинок можно детям предложить сердечки, звездочки, шарики, цветочки и т.п.

Игры на коррекцию поведения и личности

Злые – добрые кошки

(для детей с 3 лет)

Цель: снятие общей агрессии

     Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения.

     Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.

     Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

     Игра повторяется со следующим ребенком.

     После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.

Детский футбол

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

Качели

(для детей с 4 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

     Участвуют ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.

Жмурки 

(для детей с 4 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

     Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку. Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

Мешок с капризками 

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

     Дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:

-        Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.

     По окончании упражнения психолог выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».

Капризуля

(для детей с 4 лет)

Цель: коррекция упрямства, капризности

     Выбирается Капризуля, он встает в центр круга. Его просят хныкать громче, а остальные должны его успокаивать. Детям можно подсказывать, как лучше ее успокоить. Затем выбирается другой ребенок на роль Капризули.

     По окончании игры выясняют у каждого ребенка, что понравилось больше - капризничать или успокаивать, и почему.

     Упражнение можно проводить в парах. Тогда один участник – Капризуля, а другой его успокаивает.

Злые мыльные пузыри

(для детей с 4 лет)

Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник

     Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого – нибудь.

     «Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока но исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза».

     Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».

Уходи, злость, уходи! 

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Выбиваем пыль

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

     Подушка может быть одна и перекидываться по кругу. Кому досталась подушка, тот и колотит, затем кидает ее другому.

Взаимоотношения

Чтение и обсуждение

Стоит небольшой старинный дом

Над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь,

То поверь, что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок!
                           На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет Баба-яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога!

Вопросы детям:

  • Почему во второй части стихотворения к ребенку из того же дома вышла не добрая старушка, а Баба-яга?
  • А почему же тогда старушка поила ребенка чаем с пирогами и читала добрую сказку?

Данное стихотворение можно инсценировать детьми.

Поступки 

Беседа по картинкам

Цель: осознание социально приемлемого поведения, расширение поведенческого репертуара, нравственное развитие личности.

     Детям показывают сюжетные картинки с изображением различных поступков и предлагают:

  • одному из детей - водящему - найти картинку с изображением плохого поступка и объяснить свой выбор.
  • найти картинку с изображением хорошего поступка и объяснить.
  • обсудить, как следует поступать в данной ситуации,
  • придумать рассказ-продолжение.

Расскажи свой страх 

(для детей с 5 лет)

Цель:  коррекция страхов

     Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.  Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

Нарисуй свой страх, победи его 

(для детей с 5 лет)

Цель:  коррекция страхов, отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

     Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

     Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).

Закрытая дверь

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

     Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

     - Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладошки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

     Через минуту дети меняются ролями.

     По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.

Плоды одного дерева

(для детей с 5 лет)

Цель: коррекция страхов, повышение уверенности в себе

     Детям показывают бутафорское дерево, на котором созрели черные и желтые плоды. Плоды черного цвета - наши страхи, а желтые плоды - наши смелые поступки.

     Каждому ребенку предлагается сорвать один черный плод и рассказать, чего он боится или боялся раньше, или чего когда-то испугался.

     Затем сорвать желтый плод и рассказать о своем смелом поступке или о том, чего он не боится.

     Психолог первым срывает «плоды»: «Однажды я испугалась ... Зато я не боюсь ...

Теплый круг

(для детей с 5 лет)

     Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

     «На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

     Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т.п.)»

     По окончанию детям задают вопросы:

     «Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему?

     Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

     Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.

Несмеянки

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, упрямства, развитие произвольности

     Детям рассказывают историю о государстве Несмиянок и о Клоуне, который решил их рассмешить.

     Выбирается Клоун, ему надевают колпак и нос – он должен постараться рассмешить Несмиянок. Остальные дети – Несмиянки – должны постараться не улыбнуться и не засмеяться.

     Через некоторое время водящий меняется, игра возобновляется.

     По окончании игры выясняют у детей, что было труднее - рассмешить или же самим не рассмеяться.

Злые собаки 

(для детей с 5 лет)

Цель: коррекция агрессивности, застенчивости, формирование уверенности, смелости

     Дети делятся на две группы: одни будут изображать злых собак, другие – испуганных детей. Посередине определяют границу «забора» стульями.

     Детям объясняют, что за забором - злые собаки. Они громко лают, бросаются на забор, хотят напугать детей... Детям очень страшно!

     Дети выполняют задание, затем меняются ролями.

     По окончании игры выясняют, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки».

 Маленькое привидение

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, научить выплескивать гнев в приемлемой форме

     Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот так (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У-У-У»

     Если я тихо хлопаю, то вы тихо говорите «У», а если я громко хлопаю – вы громко пугаете.

     Но помните, вы добрые привидения и хотите только слегка пошутить»

     В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили – и хватит. Давайте снова станем детьми»

Штурм крепости 

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Из любых небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т.д. – все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч – «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

Король и слуги

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния

     Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

     По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

      В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей.

     Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

Два барана

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся - проиграл. Можно издавать звуки «Бе». Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Ругаемся овощами 

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций

     Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

По кочкам 

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

Подушечные бои 

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за...». Игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

Необычное сражение 

(для детей с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     Количество участников – не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленький мячей. Представив, что в «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

     Замечание: Объясните, что попадание мячом это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

Страшные маски 

(для детей с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов

     Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка о страхе

    Цель: коррекция страхов.

     Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?

    Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.

Рыбаки и рыбка 

(для детей с 6 лет)

     Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6. Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

     Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.

Жужа 

(для детей с 6 лет)

Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

     «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

"Разговор с руками" 

(Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии. 

     Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

     После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

     Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

     Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Беседа об уверенности и неуверенности

  • Что значит быть уверенным в себе? Какой он - уверенный человек? (твердый, не колеблющийся, не сомневающийся в своих силах, преодолевающий препятствия).
  • Неуверенный человек – он какой?
  • Как стать уверенным в себе человеком? (Для этого нужно учиться и становиться умнее, сильнее, смелее, учиться защищать себя и слабого, учиться общаться, учиться понимать самого себя и других).

     Если кто-то не уверен в себе, он должен и может стать решительнее, поверить в себя, в свои силы и возможности. И еще, каждому человеку нужно научиться ценить и уважать собственное достоинство. Все в ваших руках.

  • Какие сказочные герои смогли стать умнее, сильнее, добрее, смелее, трудолюбивее. (Ребята приводят примеры из сказок.)

     Ассоциации. С чем ассоциируется смелость и трусость, уверенность и неуверенность:

  • С каким цветом (выбрать из фломастеров)
  • Какие на ощупь (вата, мех, бумага, дерево, пластмасса, металл)
  • С каким животным

Игры на развитие коммуникативных навыков

Магнит

(для детей с 3 лет)

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

     Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется.

     Магнитом должен побывать каждый ребенок.

Мои руки хороши, а у соседа лучше

(для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

     Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами:

     «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше»

     Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Испорченный телефон

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, умения точно передавать и воспринимать информацию.

     Дети встают в ряд. Первый ребенок говорит тихо на ухо какое-либо слово или фразу рядом стоящему, тот передает следующему и т.д. У последнего спрашивают, какое слово (фразу) он услышал. Если слово (фраза) правильное, то телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает у всех по очереди (начиная с последнего), какое они слышали слово. Так узнают, кто напутал – испортил телефон. 

Иголочка и ниточка

Цель: развитие межличностного доверия, ответственности за других.

     Выбирается водящий - он будет «иголочкой», а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с закрытыми глазами - «ниточки». «Иголочка» бегает по комнате, «петляет». «Ниточка» - за ней, стараясь не «порваться» и «не запутаться». Игра проводится 2-3 раза, Хорошо, если роль иголочки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

Где мы были, мы не скажем!

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, находчивости, выразительности движений.

     Дети делятся на две группы. Одна группа сначала договариваются, какую деятельность они будут изображать. А затем, со словами:

       «Где мы были, мы не скажем,

        А что делали – покажем!»,

показывают ее движениями. Вторая группа отгадывает. Затем группы меняются ролями.

Мои друзья 

(для детей с 4 лет)

Цель: сплочение группы, повышение уверенности в себе и чувства защищенности

     Дети встают в круг и, поочередно ударяя мячом об пол, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Оля - раз, Ваня — два» и т.д., а затем передают мяч другому участнику.

     По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей.

Я хочу с тобой дружить

(для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми

     Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.

Карандаш

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности.

     Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.

Гляделки

(для детей с 5 лет)

Цель: создание дружеских связей, сплочение группы, развитие умения понимать другого человека без слов

     Для того, чтобы понять другого человека, необязательно использовать слова, например, можно понять его по взгляду. Для этого нужно встретиться взглядом (посмотреть друг другу в глаза).

     Сейчас вы будете встречаться с кем-нибудь из ребят взглядами, внимательно смотреть друг на друга, а затем меняться местами

     По окончании упражнения детей спрашивают, трудно ли было встречаться взглядами и почему.

Тропинка к другу 

(для детей с 5 лет)

Цель: сплочение группы, развитие эмоциональной сферы.

     Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.

Найди друга 

(для детей с 5 лет)

Цель:  сплочение группы, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

     Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи детей и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я – Ваня».

     После того, как водящему завязали глаза, дети могут поменяться местами.

     Вариант с родителями. Упражнение выполняется между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего ребенка (или родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем игроки меняются ролями.

Рукавички

(для детей с 5 лет)

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

     Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.  

     Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Сочиним историю

(для детей с 5 лет)

Цель:  научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков,.

     Ведущий берет какую – нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»

Дракон 

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы

    Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

     Игру рекомендуется проводить в конце занятия.

Тень 

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого.

     Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

     Игру можно проводить в парах: один ребенок – человек, другой – его тень.

Зеркало 

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы.

     Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.

     Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Ручеек 

(для детей с 5 лет)

     Цель: сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку

     На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

     Вариант: игру можно проводить в парах. Тогда один из пары стоит на одном береге, а второй ребенок – на другом. Дети упираются друг в друга ладошками.

Пять островов

(для детей с 5 лет)

Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.

     На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.

     Игру можно проводить как в начале, так и в конце занятий.

Обмен

(для детей с 5 лет)

Цель: учить договариваться, преодоление барьеров в общении, коррекция жадности.

     Каждый ребенок получает набор из нескольких предметов (4 ребенка, по 4 предмета у каждого – по количеству играющих). Набор предметов у всех одинаковый (шишка, орех, камушек, мячик)

     «Каждый из вас должен обменяться с другими детьми и собрать в свою коробочку только одинаковые предметы, например, только 4 орешка или 4 камушка. Но говорить о том, что вы хотите собрать – нельзя. Во время обмена не забывайте говорить «Спасибо». Игра закончится, когда первый из вас соберет все одинаковые предметы».

     После игры происходит обсуждение:

   Получилось ли договариваться с другими?

   Почему нет?

   Какие были трудности?

Групповой массаж

(для детей с 5 лет)

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.

     Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове.

     Упражнение лучше применять в конце занятия.

Сиамские близнецы 

(для детей с 6 лет)

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

     Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Слепой и Поводырь 

(для детей с 6 лет)

     Цель:  развитие межличностного доверия,  умения чувствовать других.

     Дети разбиваются на пары. Один  - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся.

     Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Неваляшка 

(для детей с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других

     Количество участников трое: родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.    

     Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Соломинка на ветру 

(для детей с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других

     Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.        

     Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Выключенный звук

(для детей с 6 лет)

Цель: развитие невербальной коммуникации, выразительности движений

     Для игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся на стульчик «в телевизор». Затем  ребенка просят рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Рассказчик может жестикулировать, изображать действия и т.п. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз. Затем можно сменить рассказчика.

Замок героя

Цель: коррекция агрессивности, развитие навыков конструктивного взаимодействия. 

 Необходимы: скотч, ножницы, клей, картон, коробки разного размера, ватман.

     «Недавно в стране Фантазия прошел сильный ураган, который наслала на нее колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на группы по четыре человека. Затем, используя предложенные материалы, вы должны за 15 минут создать свой волшебный замок. В процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой». Через 15 минут группы представляют свои замки.

   Обсуждение. Хватило ли материала? Как вы понимали друг друга? Довольны ли вы результатом? Сердился ли кто-то на кого-то?

От чего зависит успех при такой работе?

Групповой коллаж 

(основное задание)

     Необходимые материалы: ватман; различные изобразительные материалы, фольга, обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; ножницы; коробочки из-под чая, мыла, конфет.

     Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом в соответствии с его целями, но более интересной для детей будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно.

     Ватман помещается в центр комнаты. Участники рассаживаются вокруг него.

     «Сейчас из предложенных материалов вы создадите групповую композицию на тему... Участвовать в этой работе должен каждый».

     Время на работу — 30-35 минут. С самого начала работы включается фоновая музыка.

     Обсуждение. В течение 5-7 минут необходимо придумать к композиции историю, сказку. После этого необходимо обсудить групповую работу, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт.

Ожерелье пожеланий 

(для детей с 6 лет)

Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.  

     На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10см разного цвета.

     «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого».

     В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Покажи пальцем 

(для детей с 6 лет)

  Цель: реализация обратной связи в группе.

      Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.

Секрет 

(для детей с 6 лет)

Цель:  развитие коммуникативных навыков, снижение застенчивости.

     Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

     Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Правила дружбы

Беседа

     С детьми обсуждаются правила бесконфликтного общения. Например:

  • Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду - помоги, чем сможешь или позови на помощь взрослых.
  • Делись всем с другом и он поделится с тобой
  • Останови друга, если он делает что-то плохое
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Уступи, и он уступит тебе. Если ты поступил плохо, не бойся признать это и попросить прощения.
  • Соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не обижайся, если проиграл. обидно проигрывать, но не стоит падать духом.
  • Не радуйся проигрышу друга, не смейся над ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Исправь ошибку». • Обсуждение пословицы

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика). • Дид.игры: «Кто что делает?», «Кому что нужно для работы?», «Наз...