Игровые упражнения на развитие моторной сферы детей 5-6 лет с ОНР
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Палажникова Елена Владимировна

Упражнения:

1 – Развитие общей моторики, координация речи с движением;

2 – Развитие мелкой моторики, координация речи с движением;

3 – Развитие мелкой моторики, воображения;

4 – Развитие зрительно-моторной координации, игры с предметами (прищепки, палочки, пуговицы и др.);

5 – Развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков;

6 – Подвижные игры для проведения на улице;

7 – Развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;

8 – Развитие мимической моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_na_razvitie_motoriki.docx103.02 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на развитие

моторной сферы детей 5-6 лет с ОНР

Игровые упражнения подобраны с учетом планирования лексических тем, изучаемых в группах для детей 5-6 лет с ОНР. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников.

Игровые упражнения проводятся по показу взрослого.

Дети повторяют текст и выполняют соответствующие движения.

Упражнения:

1 – Развитие общей моторики, координация речи с движением;

2 – Развитие мелкой моторики, координация речи с движением;

3 – Развитие мелкой моторики, воображения;

4 – Развитие зрительно-моторной координации, игры с предметами (прищепки, палочки, пуговицы и др.);

5 – Развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков;

6 – Подвижные игры для проведения на улице;

7 – Развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса;

8 – Развитие мимической моторики.

Литература:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 232с.
  2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2009. – 174с.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 544с.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560с.
  5. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006. – 92с.

Подготовила: учитель-логопед Палажникова Е.В.

К теме «Осень»

  1. Осенью.

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Встать на носочки, поднять вверх перекрещенные руки.

Руки на поясе, прыгать на носочках

Присесть, руки на поясе.

Идти по кругу, высоко поднимая колени.

  1. Дождик.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

- Ох!

И ушел. Газон засох.

Удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинцев.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Грозить пальчиком.

Один хлопок.

«Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

  1. Изображение дерева, куста пальцами, руками.
  2. Выкладывание из палочек листа.
  3. Обведение по точкам «Туча», «Листья», закрашивание цветными карандашами, графомоторные дорожки «Листья падают».

  1. Ветер дует.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише, тише,

Деревцо растет все выше,

Ветер сильный набежал

 И все листья оборвал.

Дети обмахивают руками лицо.

Наклоны туловища влево-вправо.

Обмахивают руками лицо медленно.

Тянуться на носочках, руки вверх.

Водящий дует, дети разбегаются.

  1. «Лист упал» (рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Ветер дует на лист» (улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, подуть на язычок, как бы произнося Ф-ф-ф, щеки не надуваются, 3-4 раза), «Вдыхает аромат леса» (вдох носом, пауза, под счет 1,2,3 выдох ртом).
  2. «Хмурая тучка» (нахмурить брови, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Деревья»

  1. Березка.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

 С зелеными сережками.

Водить хоровод.

Поднять руки вверх.

Присесть, опустить руки вниз.

Пальцы на обеих руках перекрестить.

Взяться за мочки ушей.

  1. Собираем листья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Березовый, дубовый,

Рябиновый, кленовый, липовый.

Мы листья соберем,

Своей маме отнесем.

Одинаковые пальцы обеих рук соприкасаются, начиная с больших.

Сжимать и разжимать пальцы в кулачки.

Загибать пальцы по одному на обеих руках, начиная с больших.

Сжимать и разжимать пальцы в кулачки.

Протянуть ладошки вперед.

  1. Изображение дерева, куста пальцами, руками.
  2. Выкладывание из палочек дуба, ели.
  3. Обведение по точкам «Лист», «Листья падают», штриховка «Пилим дерево», рисование по клеткам «Ель».

  1. Листочки осенние.

Мы, листочки осенние,

На веточках висели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, летели

 И на землю тихо сели.

Ветер сильный набежал,

Листики с земли поднял,

Завертел их, закружил

 И на землю опустил.

Дети разводят руки в стороны, покачивают кистями рук.

Водящий дует, дети бегают врассыпную.

Приседают на корточки.

Водящий дует,

Дети встают, кружатся,

Садятся на корточки.

  1. «Лист упал» (рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Ветер дует на лист» (улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, подуть на язычок, как бы произнося Ф-ф-ф, щеки не надуваются, 3-4 раза), «Вдыхает аромат леса» (вдох носом, пауза, под счет 1,2,3 выдох ртом).
  2. «Хмурая тучка» (нахмурить брови, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Огород. Овощи

  1. -
  2. Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!

И суп овощной оказался неплох!

«Шагать» пальчиками по столу

Загибать по 1 пальцу на обеих руках

на каждый овощ. Хлопок.

Попеременные удары кулачками и ладонями

Загибать по 1 пальцу на обеих руках

на каждый овощ. Хлопок.

Стучать ребром каждой ладони по столу

Загибать по 1 пальцу на обеих руках

на каждый овощ. Хлопок.

Складывать ладони крест-накрест на столе

Загибать по 1 пальцу на обеих руках

на каждый овощ. Хлопок.

Показать, как едят суп.

  1. Изображение помидора, моркови пальцами.
  2. Выкладывание из палочек грядки, свёклы.
  3. Обведение по точкам «Горох», штриховка «Порежь морковь и картошку», рисование по клеткам «Огурец, Морковь, Помидор».
  4. Овощи.

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше,

Ну а ты иди считать.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами.

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются, приседают, водящий ищет.

  1. «Забор» (губы растянуть в улыбке, зубы видны, 3-4 раза), «Морковка» (рот открыт, вытянуть вперед узкий напряженный язык, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Грядка» (рот открыть, широкий кончик языка упирается за нижние зубы, спинка языка выгибается вверх), «Рыхлим грядку» (верхними зубами покусать нижнюю губу и наоборот, 3-4 раза).
  2. «Толстячки-худышки» (помидор, капуста, тыква – надуть обе щеки; морковь, горох, огурец – втянуть щеки), «Горький лук» (зажмурить оба глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Фрукты»

  1. Яблочки.

Веточки на яблоньке поникли от печали,

Яблочки на веточках висели и скучали.

Девочки и мальчики ветки раскачали,

Яблочки о землю громко застучали.

Наклониться вперед, руки спокойно висят.

Пальцы сжимать в кулаки и разжимать.

Поднять руки вверх, движения из стороны в сторону.

Присесть, стучать кулачками о пол.

  1. Компот.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать».

Загибать пальчики по одному, начиная с большого.

Опять «варить» и «мешать».

Руки протянуть вперед, ладонями вверх

  1. Изображение яблока, слив пальцами.
  2. Выкладывание из палочек фруктового дерева.
  3. Обведение по точкам «Яблоко», «Груша», штриховка «Порежь фрукты», рисование по клеточкам «Яблоко, Груша».

  1. Ежик и барабан.

С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум!

Целый день играет ежик, бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Ежик в сад забрел случайно,

Очень яблоки любил он,

Барабан в саду забыл он.

Ночью яблоки срывались,

И удары раздавались, бум-бум-бум.

Зайцы грохот услыхали,

В лес далеко ускакали.

Дети маршируют по кругу, в центре 1 ребенок играет в барабан.

Остановиться, встать лицом к центру.

Подносить ко рту то один, то другой кулачок.

Развести руки в стороны.

Прыжки на месте.

Хлопки.

Сделать «ушки» из ладошек, прыгать хаотично по участку.

  1. «Собираем яблоки» (рот открыт, кончик языка упереть за верхние зубы, повторить 3-4 раза), «Вкусное варенье» (рот открыть, широким кончиком языка облизать верхнюю губу по направлению сверху вниз), «Подуй на горячее варенье».
  2. «Сладкое яблоко» (улыбаемся), «Червяк в яблоке» (нахмурить брови, сморщить губы).

К теме «Грибы и ягоды»

  1. По ягоды.

Мы шли-шли-шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Маршировать, руки на поясе

Наклониться, правой рукой коснуться носка левой ноги, не сгибая колен.

Прыжки

Наклонить, левой рукой коснуться носка правой ноги

  1. Посчитай-ка.

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Локти вместе - ствол, пальцы растопырить – крона.

На левой руке загибать пальцы по тексту.

Дети отвечают.

Запястья вместе, пальцы растопырить – куст.

На правой руке загибать пальцы по тексту.

Дети отвечают.

  1. Изображение ягод (соединить большой и указательный пальцы), гриба (соединить кулак «ножку» и ладонь «шляпку»)
  2. Выкладывание из палочек гриба.
  3. Обведение по точкам «Малина», «Муравей ползет к ягоде», штриховка «Порежь гриб», рисование по клеточкам «Гриб», «Ягода».

  1. У медведя во бору

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидим

И на нас рычит.

Дети ходят по участку, наклоняясь, изображая, что собирают ягоды и грибы.

Дети убегают на скамейку, медведь пытается их догнать.

  1. «Грибок» (широкий передний края языка прижать к твердому небу, чтобы стала видна подъязычная уздечка); «Корзинка» (положить широкий язык на нижнюю губу, поднять вверх кончик и боковые края языка); «Ножик» (рот широко открыт, показать узкий напряженный язык).
  2. «Наше настроение» (нашли гриб – радость; гриб червивый – печаль)

К теме «Одежда»

  1. Помощники.

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре,

Потянулись,

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Наклониться, руками двигать влево, вправо

Прыжки

Тянуться, «вытирать пот со лба»

Наклониться, руками двигать влево, вправо

Вытирать рука о руку

  1. Аленка.

Аленка-маленка

Шустра, быстра:

Ниток накупила.

Сарафан дошила,

Шерсти насбирала,

Носок довязала,

Песню допела.

Везде поспела.

В охотку ей дело.

Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза.

Разгибать пальцы по одному, начиная с большого.

Хлопок ладонями, удары кулачками.

3.  Изображение пальцами варежек, перчаток.

4. Выкладывание из палочек юбки, майки, штанов.

5. Обведение по точкам «Карманы», штриховка «Юбка, Штаны», рисование по клеточкам «Варежки, Шапка».

6. Ниточка с иголочкой (материал: большие геометрические фигуры)

Ниточку тяну, тяну,

За собой ребят веду.

Ты мой друг, и я твой друг,

Вышиваем вместе круг.

Ниточку тяну, тяну,

За собой ребят веду.

Здесь работать каждый рад,

Вышиваем мы квадрат.

Ниточку тяну, тяну,

За собой ребят веду.

Вышиваем мы цветы

Небывалой красоты.

Впереди ведущий – «иголочка», дети берут друг друга за руки, идут по контуру круга.

Идти по контуру квадрата.

Произвольная ходьба.

7. «Расстегнули/застегнули молнию» (улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать под счет до 5, разомкнуть губы, 3-4 раза), «Пуговицы» (вытянуть сомкнутые губы, вытянуть округлые губы, 3-4 раза), «Иголка» (вытянуть вперед узкий напряженный язык), «Укололи пальчик» (вдох носом, дуть через вытянутые губы на палец).

8. «Новый наряд» (рот открыть, губы округлены,  глаза широко раскрыть), «Грязный костюм» (брови нахмурить)

К теме «Обувь»

  1. Сапожник.

Ты, сапожник, помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди,

Мы идем сегодня в гости.

Поклониться.

Дотронуться до правой, левой пятки.

Кулачок одной руки ударять о ладонь другой.

Ходьба на месте.

  1. Новые кроссовки.

Как у нашей кошки

На лапах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

Загибать на обеих руках пальцы по одному, начиная с больших

На столе ладони поворачивать вверх, вниз

«Шагать» по столу указательным и средним пальцами обеих рук

  1. Изображение пальцами, руками тапок.
  2. Выкладывание из палочек сапога.
  3. Обведение по точкам «Сапог», рисование по клеточкам «Сапог».

  1. Пляска.

Левая

И правая

Босоножки парою.

Посмотри на ножки,

Попляши немножко.

Ставить на пятку левую ногу.

Ставить на пятку правую ногу.

Топать ногами.

Плясать под бубен.

  1. "Подошва" (рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе под счет до 5, 3-4 раза), "Каблук" (рот открыть, тянуть вперед узкий напряженный язык, 3-4 раза), «Расстегнули/застегнули молнию» (улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать под счет до 5, разомкнуть губы, 3-4 раза).

  1. «Новые ботинки» (рот открыть, губы округлены,  глаза широко раскрыть), «Грязные туфли» (брови нахмурить).

К теме «Игрушки»

  1. Мячик мой.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мячом играть.

Руки на поясе, 4 прыжка на носочках

По 2 взмаха левой и правой рукой, как бы удары по мячу

Руки на поясе, 5 прыжков на носочках

По 2 взмаха левой и правой рукой «удара»

  1. Мои игрушки.

Там, в углу, лежат игрушки,

Отдыхают в тишине…

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз – ушастый серый зайка,

Два – есть дудка у меня,

Три – сейчас я покажу вам

Белогривого коня.

Бурый мишка мой – четыре,

Белка рыженькая – пять…

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

Пальцы по очереди соприкасаются с большим на обеих руках.

Пальцы сжимать в кулачки и разжимать.

Разгибать пальцы, начиная с большого, на обеих руках.

Развести руки в стороны, пожать плечами.

  1. Изображение игрушек пальцами (мяч, кубик, пирамидка).
  2. Выкладывание игрушек из палочек кораблика, самолетика.
  3. Обведение по точкам «Пирамидка», «Зайчик», штриховка «Юла», рисование по клеточкам «Барабан, Мишка».
  4. Лошадка.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Улыбаться, изображать поглаживание ладонью лошадки.

Бег по кругу с высоким поднимаем колена, руки держат воображаемые поводья.

  1. «Бегемот разинул рот» (широко открыть рот, удерживать 4-5 сек., закрыть, повторить 3-4 раза), «Лягушка» (губы растянуть в улыбке, зубы не видны, удерживать под счет до 5), «Дудочка» (вытянуть губы вперед, зубы не видны, удерживать под счет до 5), «Лопатка» (рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5), «Вертушка» (вдох носом, на выдохе дуть на вертушку через вытянутые вперед губы), дудочки, свистки.
  2. «Кукла спит» (оба глаза закрыть, удерживать под счет до 5, открыть, повторить 3-4 раза), «Мяч» (надуть обе щеки, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).

К теме «Посуда»

  1. Чайник.

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

Одну руку изогнуть, как носик чайника, вторую поставить на пояс, как ручка, живот надут

Топать

Делать призывные движения руками

  1. Машина каша.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки мешать в левой ладошке

Загибать по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды

Разжать кулачки

Сдуть «крошки» с ладоней

  1. Изображение ладошками ковшика.
  2. Выкладывание из палочек кастрюли, сковороды, вилки, чайника, чашки.
  3. Штриховка «Полосатая посуда», рисование по клеточкам «Кружка, Тарелка, Стакан».
  4. Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Одну руку поставить на пояс, другую изогнуть, изображая носик.

Присесть, одну руку поставить на пояс.

Кружиться, расставив руки.

Потянуться, сомкнуть руки над головой.

Протянуть руки вперед.

  1. «Блюдце» (рот открыт, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Чашечка» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза), «Ножик» (рот открыт, тянуть вперед узкий напряженный язык), «Подуй на горячий чай».
  2. «Самовар» (надуть обе щеки одновременно, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Горячая кастрюля» (опустить брови вниз, губы сморщить, изобразить мимикой боль).

К теме «Зима. Зимующие птицы.»

  1. Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

На солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Идти по кругу, изображая, что катят перед собой снежок

«Нарисовать» двумя руками круг

Ритмичные прыжки

Ритмичные хлопки

Показать глаза, прикрыть голову ладошкой, показать нос, встать прямо, как будто держат метлу

Медленно приседать

Присесть, пожать плечами, развести руки в сторону.

  1. Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Поставить кулак на кулак, менять положение.

Показать ладошки обеих рук.

На каждый день недели разгибать 1 палец, начиная с большого.

Показать «пирог».

Показать 7 пальцев.

  1. Изображение пальцами снежинки.
  2. Выкладывание из палочек снежинки, кормушки.
  3. Обведение по точкам «Снежинка», штриховка «Кормушка», рисование по клеточкам «Сова», «Снеговик», «Ель».
  4. Воробей.

Среди серых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

Идти по кругу, заложив руки за спину.

В центре скачет на корточках один ребенок.

Встать лицом в круг, взяться за руки, идти приставным шагом.

«Воробей» пытается вылететь, «голуби» его не пускают.

  1. "Сосулька" (рот открыть, высунуть узкий напряженный язык как можно дальше изо рта, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Сугроб" (кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть вверх, под счет до 5, 3-4 раза), "Подуй на снежинку" (вдох носом, на выдохе дуть продолжительно на снежинку через вытянутые губы), "Вьюга" (вдох носом, на выдохе тянуть УУУ тихо, громко), "Кормушка" " (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза),  "Дятел" (рот открыт, язык поднять за верхние зубы и длительно произносить ДДД), "Ворона кричит" (губы вытянуть вперед, открывать/закрывать рот),
  2. "Холодный снег" (уголки губ опустить вниз), "Снег слепит" (прищурить оба глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Сова" (широко открыть глаза, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Клюв" (медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед).

К теме «Домашние животные»

  1. Кролики.

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики,

То ложились,

То кружились

В проволочном домике.

Лапками стучали,

Весело пищали.

Мы зверькам не травки жесткой –

Клевера достанем…

Вырастайте с нежной шерсткой,

С круглыми хвостами.

Идти по кругу, держась за руки.

Показать «ушки», прыгать по кругу

Присесть

1 раз покружиться

Хлопать в ладоши

Топать ногами

Идти по кругу, держась за руки

Прыгать по кругу, сделав «ушки»

  1. Буренушка.

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Милые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Выставить на обеих руках указательный палец и мизинец – «рожки»

Загибать по одному пальцу на обеих руках

Показать, как доить корову

  1. Изображение пальцами козы, собаки.
  2. Выкладывание из палочек свинарника.
  3. Штриховка «Построй будку», «Полосатый кот», рисование по клеткам «Козленок, Поросенок, Кот».
  4. Теленок.

Дети стоят в кругу, в центре 1 ребенок изображает теленка.

Бу-бу, ты рогатый.

Бу-бу, ты хвостатый.

Бу-бу, ты ушастый.

Бу-бу, очень страшный.

Бу-бу, испугаю,

Бу-бу, забодаю.

Дети делают «рожки» из пальчиков.

«Хвостик» из руки за спиной.

«Ушки» из ладошек.

Изображают испуганный вид.

Дети разбегаются, «теленок» догоняет.

  1. "Загон" (губы астянуть в улыбке, зубы видны, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Корова жует жвачку" (имитировать жевание, губы сомкнуты), "Лошадка" (улыбнуться, от открыть, широкий кончик языка присосать к небу и резко отпустить, как бы щелкая, 5-6 раз), "Конь фыркает" (вдох носом, на выдохе резко подуть на неплотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию), "Кошка" (кончик языка упереть за нижние зубы, выгибая спинку языка вверх, удерживать под счет до 5).
  2. "Кошка спит" (глаза закрыты, открыть один глаз/закрыть), "Кошка разбила блюдце" (брови приподняты вверх, сомкнутые губы немного вытянуть вперед).

К теме «Дикие животные»

  1. На водопой.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамой-бельчихой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Чередовать  хлопок в ладоши и хлопок по ногам.

Идти по кругу, громко топая.

Идти тихо на носочках

Присесть, медленно двигаться вперед

Идти вперевалку

Прыгать вприсядку

Прыгать на носочках

Изобразить оскал

Ладони «ковшиком», движения языком «лакают».

  1. Есть у каждого свой дом.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Перед собой показать на 1 руке ладошку, на 2 руке кулачок, менять положение рук

Перед собой поворачивать ритмично ладони к себе, от себя

Ударять кулачками сверху, снизу

Перед собой показать на 1 руке ладошку, на 2 руке кулачок, менять положение рук

Сделать «крышу» над головой

  1. Изображение пальцами зайчика, ежика.
  2. Выкладывание из палочек иголок у ежа.
  3. Обведение по точкам «Белка», «Заяц, штриховка «Клетка», рисование по клеточкам «Лиса, Заяц».
  4. Лесной переполох.

В ясный, теплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх –

Страшный коршун в небесах.

- Убегайте все быстрей,

Берегитесь злых когтей.

Дети ходят врассыпную, рассказывают стихотворение.

Дети изображают испуг.

1 ребенок изображает злость.

Дети разбегаются, «коршун ловит».

  1. "Зайчик" (поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, 3-4 раза), "Белка скачет" (кончик языка попеременно упирать за верхние, за нижние зубы), "Мишка слизывает мед" (кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу), "Волк воет" (вдох носом, на выдохе произносить УУУУУ тихо и громко).
  2. "Лиса высматривает мышку" (прищуривать глаза по очереди, 3-4 раза).

К теме «Новый год»

  1. Хоровод.

В Новый год, в Новый год возле елки хоровод.

Шаг налево, шаг направо и, конечно, поворот.

Наша елка высока, достает до потолка,

А на ней игрушки: фонарики, хлопушки.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Выполнить соответствующие действия.

Тянуться вверх.

Вращать кистями рук; хлопок в ладоши.

  1. На елке.

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши

Ритмичные удары кулачками

«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук

«Нарисовать» большой круг

Перед собой показать на 1 руке ладошку, на 2 руке кулачок, менять положение рук

Загибать пальцы, начиная с мизинцев

  1. Изобразить пальцами, кистями рук колпак, маску.
  2. Выкладывание из палочек елки.
  3. -
  4. Елочка.

- Елочка, елка, колка иголка,

Где ты выросла?

- В лесу.

- Что ты видела?

- Лису.

- Что в лесу?

- Морозы, голые березы,

Волки да медведи –

Вот и все соседи.

- А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

1 ребенок изображает елку, остальные дети водят вокруг него хоровод. Дети хором спрашивают, «елочка отвечает».

Спеть новогоднюю песню.

  1. "Танцы" (движения языка по команде вверх, вниз, в стороны, вперед, назад), "Подуй на снежинку" (вдох носом, на выдохе дуть продолжительно на снежинку через вытянутые губы), надувание воздушных шаров.
  2. "Новогодние шары" (надуть щеки, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), "Гирлянда" (открывать/закрывать глаза; поочередно подмигивать правым/левым глазом), "Праздник" (изобразить радость, удивление).

К теме «Мебель»

  1. Рано утром по порядку.

Рано утром по порядку

Дружно делаем зарядку:

Раз, два, три, четыре – пошагаем по квартире,

Раз-два, раз-два – достаем до потолка,

А потом мы наклонялись,

Пола пальцами касались.

Раз, два, три, четыре – стены сделаем пошире,

А потом, а потом

В ванную под душ пойдем.

Ритмично хлопать.

Шагать по кругу.

Встать на носочки, тянуться руками вверх.

Наклоны вниз.

Руки в стороны.

Шагать на месте

  1. Мебельный магазин.

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Это стул, на нем сидят.

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук.

Загибать/разгибать пальцы на руках, перечисляя мебель.

Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук.

  1. Изображение руками стола, стула.
  2. Выкладывание из палочек стола, стула, шкафа.
  3. Штриховка «Поставь книги на полку», рисование по клеточкам «Стол, стул».
  4. Запилила пила.

Запилила пила, завизжала пила,

Пилим понемножку

То спинку, то ножку.

В руки молоток возьмем,

Мебель крепкую собьем.

Все в машины загружаем,

В магазины отправляем.

Имитировать работу пилы.

Ударять кулачком по кулачку.

Идти по кругу, крутить воображаемый руль.

  1. «Дверцы шкафа» (губы растянуты в улыбке, открывать и закрывать

рот, 4-5 раз), «Ручка» (упереть узкий кончик языка за нижние зубы, спинку выгибать вверх, порд счет до 5, 3-4 раза), «Стол» (рот открыт, присосать широкую переднюю часть языка к небу, под счет до 5, 3-4 раза), «Протираем мебель» (рот открыт, тянем кончик языка вверх/вниз).

  1. «Разноцветный стул» (выразить мимикой удивление), «Сломанный стул» (выразить мимикой огорчение).

К теме «Грузовой и пассажирский транспорт»

  1. Теплоход.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два – он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед –

Раз, два – и поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Шаг вперед, руки опущены вниз.

Присесть.

Два шага назад.

Два шага вперед.

Руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода, движение по кругу мелкими шажками.

  1. Шоферы.

На такси и самосвале,

На пожарной и на скорой –

Вы, конечно, их узнали –

Трудятся весь день … шоферы

На каждое название транспорта соединять с большим пальцем остальные по очереди.

Крутить воображаемый руль.

  1. Изображать руками самолет, паровоз.
  2. Выкладывание из палочек самолета, поезда, корабля.
  3. Обведение по точкам "Машина", штриховка "Доски кузова", графические дорожки "Грузовик едет, корабль плывет".

  1. Самолет.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Поворот через правое плечо.

Поворот через левое плечо.

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

  1. «Паровоз пыхтит» (вдох носом, на выдохе несколько раз беззвучно произносим согласный звук ППП, темп замедлять/убыстрять), «Лодочка» (рот открыт, язык лежит на нижней губе, боковые края загнуты вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Самосвал» (рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами, 4-5 раз), «Пароход гудит» (рот открыт, губы в улыбке, кончик язык упереть за верхние зубы, длительно произносить звук ЫЫЫ, 3-4 раза).
  2. «Лодка качается на волнах» (медленно поднимать и опускать уголки губ сначала при помощи пальцев, затем без их помощи), «Сломанная машина» (выразить мимикой огорчение).

К теме «Профессии на транспорте»

  1. Летчик.

Быть шофером хорошо,

А летчиком – лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Идти по кругу, крутить воображаемый руль.

Бежать на носочках, расставив руки, как крылья

Остановиться, наклонить воображаемый сосуд

Круговые движения правой рукой

Бежать на носочках, расставив руки

  1. Профессии на транспорте.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Летчик нужен самолету,

Вертолетчик – вертолету,

Капитаны – кораблям,

Машинисты – поездам.

Космонавт летит в ракете.

Транспорт нужен всем на свете!

Соединять ладони вместе одной и другой стороной.

Соединять пальцы рук – большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.

Ритмично хлопать.

  1. Изображать руками самолет, паровоз.
  2. Выкладывание из палочек самолета.
  3. Штриховка "Пешеходный переход", рисование по клеточкам "Дом, машина".
  4. П/и «Мчится поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! – гудит. –

Тороплюсь! Тороплюсь!

Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка.

Первый ребенок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза. Первый ребенок меняется.

  1. «Паровоз пыхтит» (вдох носом, на выдохе несколько раз беззвучно произносим согласный звук ППП, темп замедлять/убыстрять), «Лодочка» (рот открыт, язык лежит на нижней губе, боковые края загнуты вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Самосвал» (рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами, 4-5 раз), «Пароход гудит» (рот открыт, губы в улыбке, кончик язык упереть за верхние зубы, длительно произносить звук ЫЫЫ, 3-4 раза).
  2. «Лодка качается на волнах» (медленно поднимать и опускать уголки губ сначала при помощи пальцев, затем без их помощи), «Сломанная машина» (выразить мимикой огорчение).

К теме «Детский сад. Профессии»

  1. Повариха

Пахнет вкусно кашей, супом и котлетой.

На обед нам в садике принесут все это.

Славная кудесница наша повариха!

За столом орудуем ложками мы лихо!

Мы за обе щеки уплетаем кашу,

Говорим спасибо поварихе Даше!

Понюхать ладошки, ритмично показывать указательным пальцем правой руки

Ходьба на месте, руки перед собой ладонями кверху

Ритмично хлопать

Имитация движений

Ритмично прыгать

Ритмично поднимать руки вверх-опускать

  1. Прачка.

Белизною так сверкает
Полотенце и халат.
Чистотою поражает
Наш любимый детский сад.
Разузнать секрет скорей
Ты у прачки поспеши,

Потому что простыней
Чище просто не найти.

Перед собой ладони с сомкнутыми пальцами ритмично поворачивать к себе-от себя

Ритмично соединять большой палец с остальными на обеих руках

Ритмично хлопать в ладоши-ударять кулачками

Гладить правой ладонью по левой руке

Гладить левой ладонью по правой руке

  1. Изображать, как повар готовит еду, портной шьет, доктор делает прививку.
  2. Выложить из шнурка очки, выложить из палочек посуду, шприц.
  3.  Штриховка «Порежь пирог, колбасу», рисование по клеточкам «Яблоко, Груша».

  1. Дворник.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

Имитация движений.

  1. «Повар мнет тесто» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, пошлепать язык губами Пя-пя-пя), «Иголка» (рот открыт, вытянуть узкий, напряженный язык, под счет до 5, 3-4 раза), «Лопата» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Воспитатель» (рот открыт, губы растянуть в улыбке, тянуть кончик языка к левой, правой щеке, 4-5 раз).
  2. «Хорошая работа» (изобразить мимикой гордость), «Трудная работа» (изобразить мимикой усталость).

К теме «Профессии в ателье»

  1. Портной.

Вот портной наш шить устал,                Имитация движений.

Он со стула быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

  1. Умелый портной.

Жил портной один умелый,
Знал прекрасно своё дело:
Ткани выбирал для нас -


Хлопок, ситец и атлас.
А потом снимал он мерку,
Делал выкройку, примерку,
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке всё сшивал.
И на праздник у ребят


Новый был всегда наряд.
 

Ритмично хлопать в ладоши - тыльной стороной ладони.

Правой ладонью поглаживать по левой.

Аналогично, руки поменять.

Ритмично соединять с большим остальные пальцы на обеих руках.

Имитация шитья правой рукой.

Ритмично соединять пальцы в замок.

Руки поднять с силой выпрямлять пальцы из кулака.

Хлопать.

  1. Изобразить иголку (выставить указательный палец), катушки ниток (кулачки).
  2. Выкладывание из палочек брюк, юбки, майки; шнуровка пластмассовой иглой.
  3. Обведение по точкам "Иголка", штриховка "Порежь ткань".
  4. «Иголка» (рот открыт, вытянуть узкий, напряженный язык, под счет до 5, 3-4 раза); «Катушка» (рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать по счет до 5, 3-4 раза); «Шитье» (рот открыт, кончиком языка тянуться вверх-вниз, «делать стежки»);
  5. «Укололись» (выразить эмоции боли, огорчения); «Получилось красивое платье» (изобразить мимикой радость).

К теме «Наша армия»

  1. Землю родную…

Землю родную, поля, города

Не отдадим мы врагу никогда.

Армия наша крепка и сильная,

Зорко страну охраняет она.

Дети идут по кругу, маршируя.

Остановиться, взяться за руки, поднять руки вверх.

Поставить ладонь правой руки «козырьком».

  1. Армия.

Летает на вертолете – вертолетчик.

Ездит на танке – танкист.

Пускает ракеты – ракетчик.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Пограничник охраняет страну.

- Всем спасибо! – я говорю.

Загибать поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Чередовать хлопки и удары кулачками.

  1. Изобразить танк (сжать кулак на одной руке, выставить указательный палец на другой), самолет (расставить руки).
  2. Выкладывание из палочек танка, самолета.
  3. Обведение по точкам "Нарисуй мишень", штриховка «Лестница», рисование по клеточкам "Танк".

  1. Командир и солдаты.

Шагом марш!

Левой, правой…

Ребенок – «командир» отдает приказ, остальные маршируют на месте или по кругу.

  1. «Пограничник высматривает нарушителей» (рот открыт, кончиком языка тянуться влево-вправо); «Парашют» (рот открыт, широкую переднюю часть языка присосать к твердому небу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Самолет взлетает-приземляется» (рот открыт, кончиком языка тянуться вверх-вниз).
  2. «Победа» (выразить мимикой радость); «Тренировка» (выразить мимикой усталость)

К теме «Профессии на стройке»

  1. Кровельщик.

То не град, то не гром –

Кровельщик на крыше.

Бьет он громко молотком –

Вся округа слышит.

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нем.

Топать ногами попеременно.

Встать на носочки, подняв руки вверх

Стучать кулачками сверху-снизу

Закрыть уши руками

Изобразить работу молотком

Наклон, достать носки руками

  1. Строители.

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

Много крыш и потолков,

Много окон, стен, полов,

Много комнат и дверей,

Лифтов, лестниц, этажей.

Будет у жильцов веселье –

В новом доме новоселье!

Соединять попеременно с большим пальцем остальные на обеих руках.

Загибать по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Разгибать по очереди пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Ритмично хлопать.

Поднять руки ладонями вверх.

  1. Изобразить кисть маляра, подъемный кран.
  2. Выкладывание из палочек двух-, трехэтажного дома.
  3. Штриховка «Кроем крышу», рисование по клеточкам «Мастерок, Молоток, Топор».
  4. В одном лесу дремучем.

В одном лесу дремучем

Живет семья могучая.

У них был дом огромный

И крыша с трубой темной.

Из трубы колечком дым

Плим-плим, плим-плим.

Дети стоят в кругу, лицом к центру, поднять руки вверх с растопыренными пальцами.

Соединить пальцы в «замок».

«Нарисовать» руками большой круг.

Соединить ладони над головой.

Вытянуть руки вверх, соединить над головой.

Взяться за руки с соседом справа/слева.

  1. «Подъемный кран» (рот открыт, кончик языка поднять за верхние зубы, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Мастерок» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Маляр» (рот открыт, кончик языка тянется вверх-вниз; влево-вправо); «Пила» (рот открыт, кончик языка попеременно вытягивается вперед и «прячется» в рот); «Молоток» (рот открыт, на выдохе быстро ударять кончиком языка за верхними зубами и произносить Д-Д-Д).
  2. «Новый дом» (выразить мимикой радость, удивление, восхищение, усталость).

К теме «Весна. Мамин праздник.»

  1. Клен.

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвет в клочки.

Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Руки вверх, наклоны туловища влево-вправо 2 раза

Руки перед грудью, локти опущены, медленно разжимать кулачки

4 прыжка

Наклоны туловища

Повернуться лицом друг к другу, протянуть друг другу правые руки – рукопожатие.

  1. Весна-красна.

К нам весна-красна идет.

Что с собой она несет?

Таянье снегов,

Капели,

Звон ручьев

И птичьи трели,

Сонных почек набуханье

И цветочков распусканье.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу.

Загибать пальчики поочередно, начиная с больших.

Одновременно разгибать все пальцы на рука

  1. Изобразить подснежник, сосульку, почку.
  2. Выкладывание из палочек кораблика, цветка.
  3. Графомоторные дорожки «Кораблик плывет», «Льдинки плывут», рисование по клеточкам «Подснежник».
  4. Весна, весна красная!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Идут в противоположную сторону по кругу

Остановиться, поднять руки вверх, встать на носочки, вдох

Присесть, опустить руки, выдох

Взявшись за руки, бегут по круг

  1. «Медведь проснулся» (имитация зевания, 3-4 раза), «Лужа» (рот открыт, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу, под счет до 5, 3-4 раза), «Почки лопаются» (подвести широкий язык под верхнюю губу и пощелкать 4-5 раз), «Цветок» (рот открыт, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза).
  2. «Худые звери» (втянуть щеки между зубами, под счет до 5, 3-4 раза), «Солнце светит» (прищурить глаза, под счет до 5, 3-4 раза, прищурить левый/правый глаз).

К теме «Пресноводные и аквариумные рыбы»

  1. Пруд.

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуей на миг блеснуть, -

Рыбкам выпрыгнуть на воздух –

Все равно что нам нырнуть.

Присесть, сложить ладони под щеку.

Медленно поднимать, рисуя руками круг.

Руки на поясе, ритмично прыгать на носочках

Присесть, встряхнуть руками

Выпрыгнуть вверх.

  1. Рыбка.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями изображать, как плывет рыбка

Грозить пальчиком

Медленно сближать ладони, хлопок

Изображать, как плывет рыбка

Ритмично соединять большие и указательные пальцы

Изображать, как плывет рыбка

  1. Изобразить пальцами рыбку, аквариум.
  2. Выложить из палочек рыбку, аквариум.
  3. Обведение по точкам «Удочка, Рыбка», рисование по клеточкам «Рыбка».

  1. Щука.

Щука в озере живет,

В камышах таится.

Там добычу она ждет,

Будто бы волчица.

Щука щелкает зубами:

«Поохочусь за мальками».

1 ребенок в центре сидит на корточках, остальные дети прыгают или танцуют.

«Ведущий» говорит слова и догоняет остальных ребят.

  1. «Аквариум» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять вверх кончик и боковые края языка, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Рыбка плывет» (рот открыт, кончиком языка тянуться влево-вправо).
  2. «Щука и мальки» (выразить мимикой злость и испуг).

К теме «Прилет птиц»

  1. Гуси возвращаются.

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега,

Понемногу –

В путь-дорогу!

Ох, дорога далека!

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака.

Выше! Ниже!

Вижу! Вижу!

Вон знакомая река!

Над просторами долин

Развернись, гусиный клин! –

Мы вернулись! Мы вернулись!

Мы родной земли коснулись!

Ритмично топать.

Идти по кругу вприсядку

Ритмично хлопать.

Имитация полета, движения по тексту

Ритмично хлопать по бокам

Присесть на корточки

  1. Перелетные птицы.

Птицы перелетные

В стаи собираются,

И домой они летят,

С югом прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

Домой они летят,

Птенцов вывести хотят.

Пришла весна –

Здесь найдется им еда.

Ритмично сжимать/разжимать кулаки.

Двигать кистями перекрещенных рук вниз-вверх.

Загибать поочередно пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Имитация «крылья»

Двигать перекрещенными указательными пальцами вверх-вниз («птенцы»)

Развести руки в стороны.

Имитация «птицы клюют, ловят насеком.

  1. Изобразить птицу, клюв, гнездо.
  2. Выкладывание из палочек «Гнездо», «Дерево»
  3. Штриховка «Скворечник», «Кукушка», рисование по клеточкам «Аист».
  4. Ласточки.

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Бежать по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Присесть, сложив руки за спиной.

  1. «Птенцы просят кушать» (широко открывать/закрывать рот, 3-4 раза), «Гнездо» (рот открыт, положить широкий кончик языка губу, загнуть широкий кончик и боковые края языка к верхней губе, под счет до 5, 3-4 раза), «Аист» (рот открыть, вытянуть узкий язык как можно дальше, под счет до 5, 3-4 раза), «Птица защищает птенцов» (всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте, чмокая).
  2. "Клюв" (медленно всасывать щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед).

К теме «Весенние работы на селе»

  1. Грядка.

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Посажу на ней морковку

И редиску.  А с боков

Будут кустики бобов.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идти в противоположную сторону.

Остановиться, изобразить, как копают

Изобразить, как рыхлят грядку граблями.

Идти по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

  1. Снег растает в поле чистом.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И  черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Положить на стол 1 руку ладонью вниз, 2 руки – вверх, попеременно менять

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Сложить пальцы щепотью, изображать сев

Скрестить кисти рук – «птица»

  1. Изобразить лопатку, грабли.
  2. Выложить из палочек грядку.
  3. Обведение по точкам , штриховка.
  4. Приходи, весна!

Что ты ждешь?

Не жди весна!

Приходи! Ты нам нужна!

Дружно мы возьмем бадью,

Понесем ее к ручью.

Зачерпнем бадьею воду

И подарим огороду.

Нам в подарок за уход

Даст морковку огород.

Один ребенок стоит в центре, остальные дети ведут хоровод.

Медленно подходят к «огороду»

Изображают, как поливают огород.

«Ведущий» обходит и хлопает по ладошкам детей

  1. «Лопата» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Трактор» (рот открыт, на выдохе длительно ударять кончиком языка за верхними зубами и произносить Д-Д-Д).
  2. «Хорошая работа» (изобразить мимикой усталость, радость).

К теме «Космос»

  1. Космонавт.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря,

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Руки поднять вверх, пальцы растопырить.

Присесть, руки соединить над головой, подниматься на носочки.

Легкий бег по кругу.

Ладонь правой руки приставить к бровям.

Ритмично хлопать по коленям/ в ладоши.

«Нарисовать» руками шар.

Приложить руки к «сердцу»

  1. Звездочет.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел учет:

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восемь - Нептун,

Планеты очень далеко,

Космонавтам нелегко.

Ритмично хлопать в ладоши/ стучать кулачками

Загибать поочередно пальцы.

Ритмично сгибать/ разгибать пальцы на обеих руках.

Сложить руки в «замок».

  1. Изобразить Земной шар, спутник, ракету.
  2. Выложить из палочек ракету, спутник.
  3. Обведение по точкам "Ракета", рисование по клеточкам  "Ракета, спутник".
  4. Ракета.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

Маршировать.

Встать на носочки, подняв руки над головой

Опустить руки

Потянуться вверх

Бежать по кругу.

  1. «Космонавт делает зарядку» (движения языка по указанию педагога).
  2. «Полет в космос» (изобразить мимикой удивление, страх…)

К теме «Откуда хлеб пришел»

  1. Золотая рожь.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят!

Бежать по кругу на носочках, руки на поясе

Остановиться, руки вверх, наклоны в стороны

Протянуть руки вперед.

  1. Из чего печется хлеб.

Из чего печется хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки,

Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века

Щедро кормит человека.

Показать перед собой кулак на одной руке и ладонь на другой, ритмично менять положение рук

Складывать ладони, как будто «лепят»

Поставить локти на стол – «колоски»

Попеременно хлопать в ладоши и кулачками.

  1. Изобразить колосок, зернышко.
  2. Выложить из палочек колосок.
  3. Обведение по точкам "Каравай, колосок", штриховка "Нарежь батон".

  1. «Бублик» (тянуть губы вперед, округлив их, удерживать под счет до 5, 3-4 раза); «Багет» (открыть рот, тянуть вперед узкий язык, удерживать под счет до 5, 3-4 раза), «Ватрушка» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять вверх кончик и боковые края языка, удерживать под счет до 5, 3-4 раза).
  2. «Вкусный хлеб» (выразить мимикой удовольствие), «Хлеб подгорел» (выразить мимикой огорчение).

К теме "Правила дорожного движения. Регулировщик"

  1. Машины.

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые.

Торопятся, мчатся, как будто живые.

Эй, машины, полный ход,

Я – примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Идти по кругу, держа в руках воображаемый руль.

Перед собой движения руками – «мотор»

Ходьба на месте.

Ритмично приседать.

Правой рукой – жест «уступаю дорогу»

  1. Три цвета есть у светофора.

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет - дороги нет,

Желтый цвет - подожди,

А зеленый цвет - иди!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки на уровне плеч.

Ритмично соединять с большим пальцем остальные на обеих руках.

  1. Изобразить круглые сигналы светофора.
  2. Выложить из палочек улицу, перекресток.
  3. Штриховка "Зебра"

  1. Светофор.

Светофор – большой помощник,
Лучший друг для всех в пути.
Он всегда предупреждает цветом
Можно ли идти.
Красный свет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
Желтый – светит к переменам,
Говорит: «Постой. Сейчас,
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз».
Перейти дорогу можно
Лишь когда зеленый цвет
Загорится, объясняя:
«Все, иди! Машин тут нет!»

Дети водят хоровод, рассказывая стихотворение.

В центре круга стоит 1 ребенок (в руках три круга – красный, желтый, зеленый).

Ведущий в центре показывает соответствующие круги по тексту, остальные выполняют движения.

Хаотично шагать.

  1. «Регулировщик» (выполнять движения языка по заданию педагога).
  2. «Авария» (изобразить мимикой огорчение).

К теме «Лето, насекомые, цветы»

  1. Кузнечик.

Скачет маленький кузнечик:

Через мостик перешел,

Через лужи перепрыгнул,

В гости к бабочке пришел:

«Эй, хозяйка, хватит спать!

Выходи скорей гулять!

Будем вместе веселиться –

Ты летать,

А я скакать!»

Поскоки.

Ходьба.

Прыжки с ноги на ногу.

Ходьба.

Ритмично «стучать в дверь».

Махать рукой в направлении к себе.

Хлопать в ладоши.

Махать руками.

Поскоки на месте.

  1. Замечательный букет.

По тропинке, по дорожке

К вам цветы – был путь далек.

Мак, ромашка, колокольчик,

Незабудка, василек.

Соберем большой букет,

Лучше вас цветочков нет.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу.

Загибать пальцы, начиная с большого, на обеих руках.

Подушечки пальцев одной и другой руки ритмично соприкасаются.

  1. Изображение цветка, бабочки, осы.
  2. Выкладывание из палочек бабочки, паука, цветка.
  3. Обведение по точкам «Цветок», «Паутина», штриховка «Оса», рисование по клеточкам «Цветок», «Бабочка».

  1. Стрекоза.

Стрекоза вокруг летает,

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

1 ребенок изображает стрекозу, сидит на корточках, остальные дети бегают врассыпную, после произнесения текста «стрекоза» старается догнать остальных детей.

  1. «Кузнечик прыгает» (рот открыт, положить широкий язык на нижнюю губу, пошлепать язык губами пя-пя-пя, 4-5 раз), «Червяк» (рот открыт, вытянуть узкий язык под счет до 5, 3-4 раза), «Паук плетет паутину» (рот открыт, кончиком языка тянуться вверх, вниз, влево, вправо по команде), «Комарик» (вдох носом, на выдохе длительно произносить ЗЗЗ), «Сдуй бабочку с цветка», «Клумба» (рот открыт, упереть широкий кончик за нижние зубы, спинку языка выгнуть вверх, под счет до 5, 3-4 раза), «Ах, как пахнет» (вдох носом, на выдохе несколько раз произносить АХ!).
  2. «Оса» (изобразить мимикой испуг), «Таракан» (изобразить мимикой брезгливость). «Цветы завяли» (выразить мимикой грусть).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения

Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...

Игровые упражнения на развитие моторной сферы детей 4-5 лет с ОНР

Игровые упражнения подобраны с учетом планирования лексических тем, изучаемых в группах для детей 4-5 лет с ОНР. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможност...

Методические рекомендации: комплекс упражнений для развития моторной сферы у детей с ОНР

В данном пособии описана роль взаимосвязи состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка. Раскрывается понятие "Общее недоразвитие речи". Автором подобраны основные упражнения, которые способс...

Комплекс упражнений для развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР

комплекс упражнений для детей дошкольного возраста с ОНР...

Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.

   Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...

Игровые упражнения на развитие моторной сферы детей 6-7 лет с ОНР

Картотека включает игровые упражнения, подобранные согласно тематическому планированию (программа Н.В.Нищевой):1. Координация речи с общими движениями.2. Координация речи с мелкими движениями.3. Разви...