Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС
методическая разработка по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

В настоящее время внимание коррекционных педагогов и специалистов привлечено к детям с расстройством аутистического спектра, так как их количество неуклонно растет. В связи с особой значимостью для этих детей сенсорного компонента бльшая роль в коррекционной работе принадлежит сенсорным играм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sesnsornyh_igr.pptx2.92 МБ
Файл ispolzovanie_sensornyh_igr.docx60.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУ « Урайский специализированный Дом ребенка» Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком , имеющим РАС д Подготовила учитель-дефектолог Харитонова С.В. .

Слайд 2

РАС (аутизм) – нарушение психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями. При поступлении детей с РАС в группу в ходе наблюдения за ними выявляются следующие особенности развития: отсутствие зрительного контакта и потребности в общении с окружающими, стремление к одиночеству, трудности установления эмоционального контакта; стереотипное поведение: выполнение одних и тех же механических движений, бесцельное перемещение по группе, сменяющееся психомоторным возбуждением; игра сводится к манипуляциям с предметами; задержка и нарушение развития речи; пугливость по отношению к незнакомым предметам, повышенная тревожность, могут наблюдаться неадекватные реакции на сенсорные стимулы.

Слайд 3

Закономерности отношения ребенка с РАС к окружающему миру: особая значимость сенсорного компонента; отсутствие дифференциации предметов по возможностям их использования, выполнение действий с предметами без учета их свойств; отсутствие в деятельности аутичного ребенка интереса к социальному миру. Основной мотив манипуляций детей с РАС с предметами и игрушками – их привлекательные сенсорные свойства: яркий цвет, блестящая поверхность, звучание игрушки, поэтому сенсорные игры помогают завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт. При помощи педагога ребенок может связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, и таким образом он успешно сенсорно интегрируется.

Слайд 4

Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком: создание эмоционально-положительного настроя и социального взаимодействия. Задачи: — переживание приятных эмоций; — возникновение эмоционального контакта со взрослым; — получение ребенком новой сенсорной информации; — внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов. Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения: - Зрительные (яркие цвета, их смешивание); Слуховые (разнообразные звуки, их различение); Тактильные (ощущение посредством прикосновения, ощупывания); Двигательные (ощущения от движений тела и ритма движений); Обонятельные (вдыхание и различение запахов окружающего мира); Вкусовые (проба и различение на вкус разных продуктов питания). Особенности установления социального взаимодействия с ребенком-аутистом . Этапы работы: 1 этап. Наблюдение за игрой ребенка. 2 этап. Организация взаимодействия с ребенком внутри стереотипной игры, направленная на завоевание доверия. 3 этап. Включение ребенка в сенсорную игру.

Слайд 5

ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ИГР СМЕШИВАЕМ КРАСКИ ИГРЫ С КРАСКАМИ ЦВЕТНАЯ ВОДА

Слайд 6

ИГРЫ С ВОДОЙ ПЕРЕЛЕЙ ВОДУ ПЕРЕНЕСИ ВОДУ ПОТРОГАЙ ВОДУ ПЕРЕЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ КУПАНИЕ КУКОЛ

Слайд 7

НАЛЕЙ ЛОЖКОЙ ВОДУ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО ЖИВОТНОГО НАКАПАЙ ВОДУ ИЗ ПИПЕТКИ ДЛЯ ДЕТЕНЫША ЖИВОТНОГО ТОНЕТ, НЕ ТОНЕТ МОРЕ Если ребенок не любит прикасаться к воде, то не стоит настаивать, а подождать, когда ребенок сам начнет прикасаться к воде.

Слайд 8

ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ И С ВАТОЙ «ДОРОЖКА» ИЗ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ «ПЕННЫЙ ЗАМОК» ИЗ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ «СНЕГ НА УЛИЦЕ»

Слайд 9

И ГРЫ СО СВЕЧАМИ - ПОДУЕМ НА СВЕЧУ. Зажечь длинную свечу. При появлении испуга у ребенка игру отложить. Если реакция положительная, предложить подуть на пламя. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания. - ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ . Маме дать «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь. РИСУЕМ ДЫМОМ. Держа в руке потушенную свечу, порисовать в воздухе дымом. Затем подуть или сделать несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся. ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК. Ребенок находит и ловит «солнечного зайчика»

Слайд 10

- ИГРЫ С ФОНАРИКОМ. «ГДЕ ЗАЖЕГСЯ ОГОНЕК?» «ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ» - ТЕАТР ТЕНЕЙ. ПОКАЗ ТЕНЕВЫХ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ РУК ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУМАЖНЫХ ФИГУРОК -СИЛУЭТОВ. Проводим игры осторожно, чтобы ребенок не пугался. КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК

Слайд 11

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ - ОТКУДА ЗВУК? Звеним колокольчиком в разных местах, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит к месту звучания. - ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ . Извлекаем разные звуки из предметов, побуждая ребенка повторить их. - НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ. Насыпаем в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясти коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, он должен найти коробочку, звучащую так же. Помимо круп используем бусинки, камушки и другие материалы. - ПОВТОРИ. Показываем звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.).

Слайд 12

ИГРЫ СО ЛЬДОМ - ЛЬДИНКИ. Заморозить в форме для льда воду, выдавить лед из формы в миску. Показать ребенку: водичка замерзла, стала холодная и твердая. Дать ребенку потрогать лед. Погреть кусок льда в ладошке. Ручка теплая, лед тает и превращается в воду. - ТАЕТ ЛЬДИНКА . В стеклянный стакан налить горячую воду (можно ее подкрасить), опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. - РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда. - ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ . Заморозить воду в пластиковых стаканчиках, формочках из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Использовать их как конструктор - выкладывать узоры (лучше на однородном цветном фоне). ЛЬДИНКИ ТАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД

Слайд 13

ИГРЫ С КРУПАМИ ПРЯЧЕМ РУЧКИ И ИГРУШКИ ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ СОРТИРУЕМ КРУПЫ

Слайд 14

ИГРЫ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (ПЛАСТИЛИНОМ, ТЕСТОМ, ГЛИНОЙ) - МНЕМ И ОТЩИПЫВАЕМ . Упражнение дает возможность ощутить пальцами рук разнообразные тактильные ощущения, знакомит ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала. - НАДАВЛИВАЕМ И РАЗМАЗЫВАЕМ . Ребенок надавливающим движением указательного пальца прижимает кусочек пластилина к дощечке или листу картона, а затем смещает палец, получая таким образом пластилиновую линию. - СКАТЫВАЕМ ШАРИКИ, РАСКАТЫВАЕМ КОЛБАСКИ. Ребенок выполняет два основных приема лепки: скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуем руками ребенка, если он не сопротивляется. Затем предлагаем малышу сделать это самостоятельно. - РЕЖЕМ НА КУСОЧКИ . Ребенок разрезает пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки. После того как ребенок усвоит вышеназванные приемы, комбинируем в одной игре разные методы, например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем. Для игр с аутичными детьми желательно выбирать экологически чистый неароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам.

Слайд 15

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ МЕТОДАМИ НАДАВЛИВАНИЯ И РАЗМАЗЫВАНИЯ

Слайд 16

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ И ТАКТИЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ Эти игры начинаем тогда, когда ребенок первый начинает проявлять инициативу: забирается на колени, надолго останавливает взгляд на лице, ощупывает нос, лоб, щеки взрослого. ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ. Ребенок – инициатор игры. Во время игры можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п. ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ . Делаем вид, что пытаемся поймать ребенка, а он убегает. Вариант игры наоборот – убегаем, а ребенок догоняет. Этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий. ЗМЕЙКА. Берем ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходим от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Даем ребенку возможность победно наступить на змейку ногой. - ИГРА С МЯЧОМ . Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты мяча. - ИГРЫ ТИПА «ТИР». Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). - ПРОЙДИ ПО ДОРОЖКЕ . Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.

Слайд 17

ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Подражание движениям предметов окружающей среды, создание характерных образов животных, птиц, растений и т.д. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». Ребенок, не заглядывая в мешочек, на ощупь достает предметы ИГРЫ В СУХОМ БАССЕЙНЕ. Развитие чувства равновесия: «Схвати шарик», «Спрячем ручки», «Погреем ножки», Рыбки» и т.д.

Слайд 18

ИГРЫ С РИТМАМИ - ХЛОПКИ В ЛАДОШИ; - ТОПАНЬЕ НОЖКАМИ; - ПРЫЖКИ В ОПРЕДЕЛЕННОМ РИТМЕ; - ТАНЦЫ; - ПРОГОВАРИВАНИЕ ДЕТСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ; ПЕНИЕ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК. Игры с ритмами развивают подражательную деятельность, вызывают двигательную активность, способствуют появлению первых попыток использовать активную речь. При использовании стихотворений, потешек , песенок необходимо: Сопровождение текста движениями; Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка вызывает пропевание ребенком песенки). Доступность движений и сюжета. Соответствие стихотворения или песенки интересам ребенка, многократное повторение. Рекомендуемые песенки: «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», « Чунга-Чанга », «Песенка крокодила Гены». Рекомендуемые стихотворения-потешки : «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто .

Слайд 19

ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАХА И ВКУСА. БИБЛИОТЕКА ЗАПАХОВ. В ароматические мешочки вкладываем специи: кардамон, корица, фенхель. Через мешочки ребенок хорошо ощущает запах, может трогать их фактуру, жевать их, что особенно важно при развитии восприятия. АРОМАБАНОЧКИ . В баночки с крышками помещаем кусочки того, что издает аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки. - БАНОЧКИ С СЮРПРИЗОМ . В баночки с крышками помещаем разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки делим на 2 группы: с приятным и с неприятным запахом. Сначала показываем, как нюхать запах в баночке. После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.

Слайд 20

- СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ . Выкладываем перед ребенком вперемешку съедобные (яблоко, конфета, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Ребенок делит предметы на 2 группы. УЗНАЙ ПРЕДМЕТ НА ВКУС . Ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его. - КАКОЙ ПРЕДМЕТ НА ВКУС? Ребенок пробует продукты с разными вкусовыми ощущениями и сообщает, какой вкус у предметов: соленый, кислый, горький, сладкий.

Слайд 21

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ИГР: - Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте. - Не останавливайтесь, если видите, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, комментируйте свои действия так, словно вы играете с ребенком. - Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. - Если игра понравилась ребенку, и он требует ее повторения, не противьтесь его просьбам. - Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка, вашей фантазии и вашего педагогического чутья. - Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, улыбнитесь, повторите фразы за ним. Это вызовет больше доверия к вам. Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, переключите его на стереотипную игру. ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР: - Возможность развития сенсорного мира ребёнка, появление новых сенсорных ощущений. - Подготовка ребенка к овладению более сложными навыками. Появление разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений Речевое развитие и развитие социальных навыков. Создание комфортной, оптимальной для ребенка внешней среды.



Предварительный просмотр:

Использование сенсорных игр в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС

    В последние годы возрастает число детей с расстройством аутистического спектра.

    Слайд 2. РАС – это нарушение психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями.

    И действительно, дети, страдающие аутизмом, при появлении в группе обращают на себя внимание особенностями поведения. Для них типичны трудности  установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными. В группе наблюдается бесцельное перемещение, поглощённость однообразными моторными действиями: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др. Стереотипность в поведении проявляется в стремлении сохранить постоянные, привычные условия жизни: они любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции. Характерна задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, отсутствие мимики и жестов, не задают вопросы и не отвечают на обращение, в речи не используют личные местоимения. Могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. С предметами выполняют простейшие манипуляции: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет), при этом отказываются действовать с предметом в соответствием с его функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой). Могут наблюдаться неадекватные реакции на сенсорные стимулы.

    Чтобы понимать детей, которым мы желаем помочь, необходимо знать, что следствие аутизма — особое состояние искаженного восприятия окружающего. И замкнутый ребенок с РАС — это ребенок с особым внутренним миром. Его мир наполнен фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отра- женной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний.

    Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступает мир социальных отношений, что находит свое отражение в сюжетно-ролевой игре.

     В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира, причем этот процесс проходит по другому. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха, отстраненности от людей. И здесь можно выделить следующие закономерности.

    Слайд 3. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц, подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает. Катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

    Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

    В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Так, например, можно наблюдать, как ребенок с синдромом аутизма увлеченно пытается согнуть приборы из кукольной посуды, но не использует их по прямому назначению.

    Основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол...

    Поэтому сенсорные игры помогают завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу. При помощи педагога ребенок может связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления, а затем применить их  в повседневной жизни самостоятельно, и таким образом он успешно сенсорно интегрируется. 

    Слайд 4. Цель проведения сенсорных игр с аутичным ребенком: создание эмоционально-положительного настроя и социального взаимодействия.

Сенсорные игры решают следующие задачи:

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; 

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; 

— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; 

— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. 

Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Особенности сенсорных игр:

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):

  • слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
  • тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы: большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; соприкосновения, объятия с другим человеком);
  • двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений: ходьба, бег, танцы);
  • обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
  • вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда). 

Для успешного установления социального взаимодействия на начальном этапе работы взрослого не должно быть «слишком много». Педагог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала нужно просто присесть на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдать за его игрой. Если он не отвернется – уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет подальше и расположится для игры в другом месте.

Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, повторить за ребенком его слова, если он уже говорит. А в следующий раз использовать любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.

Главное – дать ребенку понять, что мы не помешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания – обычная в начале занятий с аутичным ребенком.

Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится, и мы станем для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет предложение поиграть немножко по-другому.

И тогда мы начинаем предлагать ребенку сенсорные игры.

Слайд 5. ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ИГР

ИГРЫ С КРАСКАМИ

- ЦВЕТНАЯ ВОДА. Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. 

В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем — «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в «Цветную воду» не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из близких. Если же позволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.

- СМЕШИВАЕМ КРАСКИ. Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

- КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе.

Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

    Слайд 6. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Так появляется возможность эксперимента вместе с ребенком.

    Слайд 7. ИГРЫ С ВОДОЙ

Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Варианты игр с водой:

- ПОТРОГАЙ ВОДУ. Ребенок по тактильным ощущениям определяет, холодная или теплая вода.

- ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ. Наполнение водой пластиковых бутылок, пузырьков, стаканчиков, мисочек различных размеров. Переливание воды из одной посуды в другую.

- ПЕРЕНЕСЕНИЕ ВОДЫ. Ребенок с помощью губки переносит воду из одной емкости в другую.

- ПЕРЕЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ. Ребенок с помощью ситечка, ложки перекладывает небольшие предметы из одной емкости в другую.

- КУПАНИЕ КУКОЛ

«Сейчас будем купать кукол. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

- ОЗЕРО. Наполнить большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

    Слайд 8. - НАПОИМ ЖИВОТНЫХ. Ребенок ложкой наливает воду для взрослого животного, капает воду из пипетки для детеныша животного. Затем на ощупь определяет, теплая или холодная вода.

- ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ. Наполняем таз водой, опускаем туда легкие и тяжелые игрушки, наблюдаем за ними, делаем вывод: легкие игрушки плавают, тяжелые игрушки тонут. Затем ребенок достает игрушки из воды, определяет, легкая игрушка или тяжелая.

- МОРЕ

Наполняем большую емкость водой: это «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать другие небольшие фигурки или фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе). Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик — давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т.д.

- ХОЛОДНО-ГОРЯЧО

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя — горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

Если ребенок не любит прикасаться к воде, то не стоит настаивать взаимодействовать с водичкой, а подождать, когда ребёнок сам начнет прикасаться к воде.

    Слайд 9. ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются — это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.

Поэтому нужно предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Игры для формирования направленной сильной воздушной струи:

— «Снег пошел» — дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

— «Плыви, кораблик!» — дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

— «Вертушка» — дуть на игрушку-вертушку.

— «Катись, шарик!» — дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

— «Бульки» — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки — коктейльную трубочку или свернуть и склеить из плотной бумаги толстую трубу. Для получения дорожки из мыльных пузырей подойдет небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. 

- ПЕННЫЙ ЗАМОК.  В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и дуйте — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть,  поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку — это «принцесса», которая живет в пенном замке.

ИГРЫ С ВАТОЙ. Вата — очень нежный и приятный на ощупь материал и может оказывать на ребенка успокаивающее воздействие. Помня о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, зарываться в нее, подготовьтесь заранее — запаситесь большим куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, предложите ему весь объем материала.

- СНЕГ ИДЕТ. Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hаблюдайте за падением «снега», дуйте на него, чтобы он подольше не падал.

- СНЕЖКИ. Из небольших кусков ваты «лепите снежки», и со словами: «Давай играть в снежки» бросайте друг в друга.

- СНЕГ НА УЛИЦЕ. Ребенок из кусков ваты изображает заснеженную улицу.

- СУГРОБЫ. Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку. 

- СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ. Когда острота переживаемых ребенком в ходе игры ощущений станет спадать, предложите дальнейшее развитие сюжета игры. Для этого можно задействовать в игре разнообразные игрушки. Сделайте мишке «снежную берлогу», а куклам постройте «снежную крепость».

    Слайд 10. ИГРЫ СО СВЕЧАМИ

- ПОДУЕМ НА ОГОНЕК. Установите длинную свечу, зажгите ее: «Смотри, свечка горит - как красиво!» Если ребенок испугается - отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

- ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ. Маме дать «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

- РИСУЕМ ДЫМОМ. Держа в руке потушенную свечу, порисовать в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуть или сделать несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

 ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ

- СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Предложите ребенку поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

    Слайд 11. - ИГРЫ С ФОНАРИКОМ. «Где зажегся огонек?», «Путешествуем вместе». Включаем фонарик в разных частях комнаты, ребенок должен найти глазами место, куда светит фонарик. Перемещаем огонек фонаря на разные предметы в комнате, ребенок глазами «передвигается» вместе с огоньком.

- КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, вы получите «китайский фонарик», который озарит все вокруг загадочным светом.

- ТЕМНО —СВЕТЛО

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

- ТЕАТР ТЕНЕЙ. Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты. Проводите игры осторожно, чтобы ребенок не пугался.

     Слайд 12. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

- ОТКУДА ЗВУК? Звеним колокольчиком в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук или подходит к месту звучания. 

- ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ. Извлекаем разнообразные звуки из предметов: стучим деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проводим палочкой по батарее, стучим костяшками пальцев по стеклу или другому предмету.

- НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ. Насыпаем в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Трясем коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп используем бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличиваем постепенно.

- ПОВТОРИ. Показываем звучание музыкального инструмента, а ребенок повторяет звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.). 

- ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

    Слайд 13. ИГРЫ СО ЛЬДОМ

- ЛЬДИНКИ. Предварительно заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая». Погрейте кусок льда в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду».

- ТАЕТ ЛЬДИНКА. В стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

- РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕД. Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

- ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ. Замораживайте воду в пластиковых стаканчиках, формочках из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку или домик.

    Слайд 14. ИГРЫ С КРУПАМИ

Можно взять любую крупу: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

- ДОЖДЬ, ГРАД. Эта игра обусловлена фактурой материала — мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой, а когда ребенок станет подбрасывать крупу, тут же словесно обозначьте действия ребенка: «Ой, дождь пошел!» (гречка, рис), «Ой! Град начался!» (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с этого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае принимаем решение относительно выбора наилучшей тактики:

— позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

— некоторое время не использовать крупу в играх;

— давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы «покормить птичек». Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

- ПРЯЧЕМ РУЧКИ. Опустите в крупу руки и пошевелите пальцами, предлагая ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?»

Прячьте вместе с ребенком мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите их.

- ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ. Показываем ребенку и предлагаем пересыпать крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую; пересыпать крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

- РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ. Перемешиваем в мисочке немного фасоли и гороха. Затем просим ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

- ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее.

    Слайд 15. - РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДЕЛКИ. Используя крупу и пластилин, можно сделать красочные картинки, а также аппликации из круп.

    Слайд 16. ИГРЫ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (ПЛАСТИЛИНОМ, ТЕСТОМ, ГЛИНОЙ) 

Использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Поэтому желательно выбирать экологически чистый неароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. Для работы с пластичными материалами обучаем ребенка некоторым навыкам работы с ними:

- МНЕМ И ОТЩИПЫВАЕМ. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем - глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами. 
- НАДАВЛИВАЕМ И РАЗМАЗЫВАЕМ. Учим ребенка надавливающим движением указательного пальца прижимать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию. 
- СКАТЫВАЕМ ШАРИКИ, РАСКАТЫВАЕМ КОЛБАСКИ. Показываем ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуем руками ребенка (если он не будет сопротивляться). Затем предлагаем малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка. 
- РЕЖЕМ НА КУСОЧКИ. Учим ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

- ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета —получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения»

    Слайд 17. - ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ. При создании пластилиновых картинок используем методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размазываем по картону зеленый пластилин - это «дерево», отщипываем от бруска красного и желтого пластилина небольшие кусочки и прилепляем их - получилась «яблоня с яблоками». Таким же способом лепим кустик с красными ягодками, а на голубом фоне - желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Если размазать на темном фоне разноцветные кусочки пластилина - получится «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся "конфетки на тарелочке".

На куске плотного картона можно выложить пластилиновые грядки,  «сажаем овощи», для этого используем крупы — горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.

    Слайд 18. ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ И ТАКТИЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу нужно стараться не дотрагиваться до него. Надо терпеливо дождаться момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами "Больно, болит!" выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло, то на занятиях становится возможным проведение таких игр:

- ТОРМОШЕНИЕ, ВОЗНЯ. Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т.п.

- ДОГОНЮ-ДОГОНЮ, ПОЙМАЮ-ПОЙМАЮ. Делайте вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот - пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т.к. требует от него большей активности и произвольности действий.

- ЗМЕЙКА. Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

- ИГРА С МЯЧОМ. Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты мяча.

- ИГРЫ ТИПА «ТИР». Попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). 

- ПРОЙДИ ПО ДОРОЖКЕ. Ребенок идет по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу. 

    Слайд 19. - ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Подражание движениям предметов окружающей среды, создание характерных образов животных, птиц, растений и т.д.: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук. 

- ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ. «Схвати шарик», «Спрячем ручки», «Погреем ножки», «Рыбки», «Прятки», «Жучки», «Велосипед», «Волны» и т.д. — всевозможные игры и упражнения в сухом бассейне с цветными шариками и в сухом бассейне с подсветкой. 

 - «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК». В тканый непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Предложите ребенку, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его. 

Подобные игры полезны тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции, это придает подобным играм терапевтический зффект. А от взрослого потребуется больше эмоциональности.

    Слайд 20. ИГРЫ С РИТМАМИ

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно активизировать его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

  • хлопки в ладоши;
  • топанье ножками;
  • прыжки в определенном ритме;
  • танцы;
  • проговаривание текстов стихотворений;
  • пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

  • Сопровождение текста движениями;
  • Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
  • Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка вызывает пропевание ребенком песенки).

При этом исходим из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, или целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Для уточнения смыслового содержания используемых текстов показываем действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

Начинать занятия нужно со следующих текстов: песенки – «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения-потешки – «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

    Слайд 21. ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАХА И ВКУСА.

- БИБЛИОТЕКА ЗАПАХОВ. В ароматические мешочки помещаем цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия. 

- АРОМАБАНОЧКИ. В баночки с крышками помещаем кусочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.

 - БАНОЧКИ С СЮРПРИЗОМ. В баночки с крышками помещаем разные пахучие вещества (ванилин, кусочек свежей булки, долька лимона, кусочек подгнившей картофелины, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода или зеленки), цветок и т.п.). Баночки делим на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала показываем, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет. 

    Слайд 22. - СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ. Перед ребенком выкладываем вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Ребенку нужно разделить предметы на 2 группы. 

- УЗНАЙ ПРЕДМЕТ НА ВКУС. Ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его. 

- КАКОЙ ПРЕДМЕТ НА ВКУС? Ребенок пробует продукты с разными вкусовыми ощущениями и сообщает, какой вкус у предметов: соленый, кислый, горький, сладкий.

    Слайд 23. Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.

- Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте.

- Не останавливайтесь, если видите, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, комментируйте свои действия так, словно вы играете с ребенком.

- Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями.

- Если игра понравилась ребенку, и он требует ее повторения, не противьтесь его просьбам.

- Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка, вашей фантазии и вашего педагогического чутья.

- Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, улыбнитесь, повторите фразы за ним. Это вызовет больше доверия к вам.

- Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, переключите его на стереотипную игру.

 Чем больше видов сенсорных игр вы предложите ребенку с РАС, тем больше новых сенсорных ощущений и разнообразных положительно окрашенных эмоциональных впечатлений дадите ребенку. Чем лучше вы будете чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмом и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у вас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для ребенка, внешней среды. 

Литература 

1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития, 2013. № 2. С. 33—45. 239 

2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Изд. Книголюб, М.:2008. 

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. 

4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 

5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009.

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта. Способы взаимодействия. Развитие речи. Психотерапия. – Изд.Теревинф, М.:2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС

     Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный чувственный опыт одновременно с развитием визуального, обонятельного, аудиального, вкусового, осязате...