Самоанализ работы воспитателя Ахтямовой О.А., за 2020-21 учебный год.
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ахтямова Ольга Анатольевна

 Работали по программе  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г. ( Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет  на 2020 - 2021 учебный г. (разновозрастная дошкольная группа компенсирующей направленности для детей с лёгкой (умеренной) умственной отсталостью)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ работы за 2020-21уч.год28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ работы  воспитателя

Ахтямовой О.А., за 2020-21 учебный год.

Группа «Ладушки»  дети  с нарушением интеллекта.

Списочный состав группы: Бакулев Ваня, Кирсанова Вика, Пасютина Ева Семенов Костя, Симоненко Савелий, (на начало учебного года) в сентябре Бакулев В. прошел ПМПК, воспитаннику назначили надомное обучение.  

 Работали по программе  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г. ( Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 4 до 7 лет  на 2020 - 2021 учебный г. (разновозрастная дошкольная группа компенсирующей направленности для детей с лёгкой (умеренной) умственной отсталостью),                      составитель(и): Шишкина М.Ю., учитель – дефектолог; Константинова Л.В., учитель – логопед; Киреева Г.М., учитель физической культуры; Михайлова Е.Б., музыкальный руководитель; Ахтямова О. А.; Тимошенкова Л.И.,– воспитатели.  

В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий с профильными специалистами, а также на формирование детско-родительских отношений с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.    

Программа предусматривает решение следующих задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

   Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; Создание мотивационных условий, обеспечивающих непрерывно повышение профессионального мастерства педагогов.

   В связи с этим, воспитательно -образовательный процесс  в  группе, опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием  здоровье - сберегающих технологий.

   Планируя воспитательно-образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня,  учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.   В группе была создана обстановка для развития творческих способностей .  Дети могли  свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, это карандаши, пластилин,  краски и тд. Всё это способствовало  раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

Был составлен «Индивидуальный образовательный маршрут» (по возрасту  для детей с нарушением интеллекта). Разработка ИОМа проводилась совместно с воспитателями, учителем-дефектологом и учителем-логопедом в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Особое внимание уделено педагогической диагностике развития детей в возрастном интервале от 4 до 5 лет и от 6 до 7 лет.

 

 

Основная цель и задачи коррекционно- педагогической работы.

Основная цель: создание коррекционно-педагогических условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с умственной отсталостью данного возраста, уменьшения и устранения недостатков познавательной, коммуникативной, речевой, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.

Особое внимание в Программе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, формированию ориентировки в жизненных ситуациях, условий для коррекции высших психических функций и формирования всех видов детской деятельности.

Задачи:

   Общие:

• создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;

• создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

• целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка - дошкольника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;

• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;

• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.

Специальные:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • формирование положительных личностных качеств;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка к жизни в современном обществе;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности и самостоятельности в быту;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Все перечисленные задачи решаются педагогическим коллективом, работающим в специальной дошкольной группе для детей с лёгкой (умеренной) умственной отсталостью, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.      Все дети ведут активный образ жизни. Особое предпочтение дети отдают подвижным и  ролевым играм. В течении  года, дети  занимались с логопедом и дефектологом   по определённой программе, как индивидуально, так и в группе.  

 С детьми систематически проводились: утренняя зарядка, дыхательные упражнения (применялись разные дыхательные тренажеры), артикуляционная видео-зарядка (Т.Лазаревой), непосредственная образовательная деятельность, прогулки на свежем воздухе, прогулки-наблюдения за изменениями в природе, тематические беседы, тематические познавательные, творческие (поделки, рисование нетрадиционными способами), спортивные мероприятия, различные виды игр (пальчиковые игры, игра в театр и др.), опытно-экспериментальная деятельность (работали с разными сыпучими материалами). Ребята имеют свободный доступ ко всем уголкам развития, которые находятся в группе: книжный уголок, уголок театральной деятельности, уголок изобразительного творчества, уголок сюжетно-ролевых игр для девочек. Все игрушки, дидактические, настольно-печатные игры, а также строительный материал находятся в свободном доступе.

Основываясь на новейшие образовательные технологии, в группе разработаны и используются электронные презентации, наглядно-демонстрационный материал, развивающие и обучающие мультфильмы. Этот методический материал способствует развитию процессов и повышению интереса к образовательной деятельности.

В информационном стенде регулярно обновляется информация, помещаются различные  консультации:  «Ребенок и компьютер», «Правила дорожного движения». Консультации по ЗОЖ: «Профилактика простудных заболеваний, гриппа у детей» и т.д.

Созданы картотеки: Подвижные игры, пальчиковые игры, потешки, физкультминутки, зарядка после сна, познавательно-исследовательской деятельности детей, игры на свежем воздухе и т.д. Применение здоровьесберегающих технологий и индивидуального подхода к каждому ребёнку позволило снизить и удерживать на высоком уровне показатели заболеваемости. Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использую разнообразные формы и методы: ежедневно проводилась и проводятся утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательные упражнения, физкультминутки, подвижные игры и упражнения в течение дня.  

В течении года я работала по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».  

         Весь учебный год  жизнь детей в детском саду была разнообразной. Проводилось много разнообразных и интересных  мероприятий.  

 

  В группе проходили праздники: Осенний утренник: «Чудеса с обычной грядки», провели выставку поделок из природного материала и овощей.

Подготовили поздравление поделки ко дню матери: «Поздравительная открытка».

Новогодний  утренник: «Зимняя сказка».

Мини концерт (видео-поздравление для мам к 8 марта «Самая родная, мамочка моя!»  

Утренник посвященный Международному дню защиты детей: «Праздник детства».

Принимали участие в районных конкурсах:  

-районный  фестиваль творчества, конкурс для детей –инвалидов «Дети одной планеты 2020» (поделка Семенов Костя «Ёжик»)

-конкурс «Никола Зимний» (поделка Кирсанова Вика «Зима» из крупы риса.декабрь 2020г.)

- районный  фестиваль творчества, конкурс для детей –инвалидов «Дети одной планеты 2021» (конкурс к 60летию космонавтики, поделка Пасютина Ева: «Путешествие на Марс»).

-районный конкурс «Пасхальная радость», (поделка Кирсанова Вика «Пасхальный натюрморт» аппликация).

Так же участвовали с детьми в электронных конкурсах:  

-публикация в соц. сети работников образования творческой работы Семенов К. «Царевна лебедь» (16.10.20г.)  

-  публикация в соц. сети работников образования творческой работы Кирсанова В.   «Зимний лес» (21.01.21г.)

Участие в вебинарах:

 тема: «Инклюзивные практики зарубежный и отечественный опыт» коррекционная педагогика. (16.09.20г.)

- онлайн -площадка «Воспитатели России» 2Всероссийский форум  «Воспитатели России» по теме «Воспитаем здорового ребенка. Регионы» апрель г.Москва 2021г.

-участие в вебинаре по теме «Экономическое воспитание дошкольников-ступеньки к финансовой грамотности» ОмГПУ.г.Омск.(15.04.2021г.)

Принимаю участие  в  социальной сети, на персональном сайте работников образования с 31.08.2017г.

-Публикация на сайте (из опыта работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми в ДОУ) по теме: «Детское творчество в детском саду»17.11.20г.  

-Свидетельство об участии в электронном СМИ (сайт работников образования), учебно-методический материал: «Пальчиковая гимнастика-одна из самых основных форм организации здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с нарушением интеллекта» 04.042021г.

Участие в областных онлайн мероприятиях:  

-Родительский форум «Верны традициям, открыты инновациям» на базе ОмГПУ г.Омск. (25.02.2021г.)

-Участие в 3-Региональном форуме «Содружество специалистов в помощь семье, воспитывающей ребенка с РАС». г.Омск. Секция №1 «Вопросы преддошкольного образования и подготовки к школьному обучению», на базе ОмГПУ. (02.04.2021г.)

-Прошла онлайн- обучение по программе  повышения  квалификации: «Профилактика гриппа и ОРВИ, в том числе коронавирусной инфекции (COVID-19), в объёме 36часов.

И «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП.2.4.3648-20» в объёме 36часов.  

 

-Приняла участие в онлайн-акции, проводимых в мультимедийном пространстве: «Бессмертный полк онлайн» Омская область, колонна №1. 15мая в 12.00 по местному времени.2021г.  

А также я приняла участие в 1- школьном творческом конкурсе проектов по теме проекта «Мы рисуем». Цель проекта : развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник», (апрель 2021г.грамота, лауреат в номинации «Творческий проект»).

В приемной-раздевалке детского сада был создан стенд, где фиксируются все фотоотчеты с праздников нашей группы и выставляются поздравления с тем или иным событием с детсаду или стране. Например: Поздравительная фото-газета для пап к 23 февраля (февраль 2021). Фотоколлаж из детсадовской жизни ребенка с Синдромом Дауна (21марта Международный день человека с синдромом Дауна. 2021). Выставка поделок-поздравлений детей к 9мая (оформление окон группы детсада к празднику Великой Победы вытынанками). И т.д.

Плодотворной была работа с родителями.  Взаимодействие с родителями проводилось в определенной системе и по специальному плану (онлайн- поздравления с праздниками и мини-концерты ).

Условия работы с родителями:

целенаправленность, системность, плановость, доброжелательность, отзывчивость;

В течение года проводились регулярные родительские консультации на которые приглашались специалисты: логопед и дефектолог для консультаций  по работе с детьми  и беседы с родителями по разным темам.

 Продолжила работу с планом самообразования по теме: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (см. план).  

В начале, в середине и в конце учебного года, ведется диагностика детей нашей группы. Педагогическое обследование является начальным этапом коррекционно-педагогического воздействия. Практика диагностики непосредственно на уровне конкретных характеристик развития ребёнка очень важна, т.к. эти результаты по сути являются главной составляющей качества работы с детьми.

Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз).

Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им определенной программы.

Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач. Ведутся дневники наблюдений в которых фиксируются результаты наблюдений за ребенком и его поведением, которые заполняются профильными специалистами и нами воспитателями группы.

Все мероприятия проводились для раскрытия в детях творческих способностей через различные виды деятельности.

 

Считаю, что проведенная работа даёт в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.

В следующем учебном году мы планируем:

В дальнейшем планирую продолжить работу по профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, а также созданию благоприятного психологического микроклимата в группе и в работе с семьями воспитанников, изучению новых технологий и методик в воспитании и обучении детей. Повышению своей педагогической компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ проделанной работы за 2013-2014 учебный год

Самоанализ воспитателя Мурашовой Ирины Николаевны МКДОУ «Детский сад №67» подготовительной группы ...

Самоанализ внедрения проектов в 2014-2015 учебном году

Внедрение проектов, направленных на формирование познавательно-речевых способностей у детей группы № 2 среднего дошкольного возраста через приобщение детей к художественной литературе....

"Самоанализ деятельности ГБДОУ на 2013-2014 учебный год"

Презентация "САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД"...

Учебная программа кружка “Почемучки” на 2019-2020 учебный год

Практическое значение программы кружка Дети часто задают вопросы, касающиеся разных предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно прид...

самоанализ пед деятельности за 2019 - 2020 учебный год

отчет оп роделанной работе в теченнии учебного года...

Самоанализ образовательной деятельности в группе № 6 «Непоседы» за 2019-2020 учебный год

Материал содержит аналитический отчет воспитателя и мониторинг качества освоения детьми группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ основной  общеобразовательной  программы ДОУ за 2...