Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка
методическая разработка по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие" с учетом особенностей и индивидуальных возможностей ребенка, обеспечивать его социальную адаптацию. Каждое направление работы сопровождают дидактические задачи и игры, перечень методической литературы, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma.docx72.85 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА

КУ «Урайский специализированный Дом ребенка»

Фамилия, имя ребенка: Т.Ибрахим

Заключение МППК: Задержка речевого развития.

Возраст (на момент обследования): 2 г.

Дата составления ИПР: сентябрь 2020 г.

Дата обследования: сентябрь 2020 г.

Срок реализации ИПР: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Результаты диагностического обследования. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым. При проведении диагностического обследования ведет себя спокойно. Обследование выявило отставание ребенка от возрастной нормы. В игровой деятельности воспроизводит разученные с предметами действия: нанизывает кольца на стержень, катает машинку, бросает и ловит мяч. Речевое развитие отстает от возраста. Пассивный и активный словарный запас ограничен. Понимает названия окружающих предметов, находит их по просьбе взрослого (берет в руки), понимает названия действий и выполняет их по просьбе взрослого: «возьми, отдай, положи, покатай».  Проявляет интерес к предметным картинкам, различает изображения, находит по просьбе взрослого нужное изображение среди 3 картинок. Речевая активность снижена. Для обозначения своих желаний, помимо плача, использует разные средства – переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой. В моменты эмоционального подъема произносит лепетные слова и звукоподражания, сопровождает ими свои действия (когда катает машинку, складывает или разбирает пирамидку или матрешку), называет облегченными словами знакомые игрушки. Восприятие и мыслительная деятельность отстают от возрастной нормы. Ориентируется в 2 величинах предметов, выполняет действия с 2-местной матрешкой, Ориентируется в 3—4  контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик): по образцу и слову взрослого подбирает предметы нужной формы. Внимание неустойчивое. Со стороны моторики наблюдаются недостаточно координированные движения пальцев и руки. Социально-бытовые навыки недостаточно сформированы. Ориентировка в пространстве и времени отстает  от возраста. Отношение к занятиям положительное, проявляет интерес к совместной со взрослым деятельности, хорошо принимает обучающую помощь.  Темп деятельности соответствует возрасту.

Индивидуальные особенности ребенка: активен, контактен, доброжелателен,  но часто эмоционально и поведенчески реагирует на запрет выполнить желаемое для него действие.

Заключение учителя-дефектолога: интеллектуальное развитие отстает от возрастной нормы.

Обследование ребенка показало, что в связи с отставанием в развитии познавательных процессов и речи индивидуальная работа должна осуществляться по программе 1 группы раннего возраста (1-2 лет).

План индивидуального развития ООП «Познавательное развитие»

Направления

работы

Дидактические

задачи

Дидактические игры и упражнения

Методическая

литература

Развитие познавательно-исследовательской

деятельности

Учить различать цвет, величину предметов, сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству (найди такой же), группировать их по способу использования.

Развивать зрительную память, внимание, тактильно-двигательные ощущения

Д/игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же домик», «Помоги мишке найти домик», «Найди такую же палочку»

Игры с песком: «Ищем клад», «Кто спрятался»

Игры с водой: «Путешествие в воде», «Тонет – плавает»

М.Г. Борисенко «Наши пальчики играют» (с.19, 20, 21)

Приобщение к

социокультурным

ценностям

Знакомить ребенка  с предметами ближайшего

окружения (игрушки, одежда, обувь и т.д.)

Д/игры: «Наша Катя утром встала», «Что забыла одеть кукла»

«Комната для куклы»

«Я по комнате хожу»,

«Соберем игрушки»

М.Г.Борисенко

«Мне купили игрушку» (стр19,60).

М.Г.Борисенко «В помощь маленькому мыслителю» (с.32)

Сенсорное развитие

Совершенствовать разнообразные действия с предметами: (открывать – закрывать,  прокатывать, втыкать, накладывать).

Подбирать  предметы по цвету, по образцу,

ориентироваться в величине предметов.

Д./игры: «Матрешка»,

«Привяжем к шарику ниточку»

«Найди такой же домик»

«Собери матрешку, пирамидку»

 Игра с вкладышами  (3 -4 контрастные и величины)

М.Г.Борисенко

«Мне купили игрушку» (с.20).

Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию»

(стр.20)

Ознакомление  с

 миром природы

Учить узнавать на картинках, в игрушках домашних животных

(кошку, собаку, петушка, курочку).

Д./игры: «Кто это?»

«Найди и принеси»

«Катаем собачку на машине»

М.Г.Борисенко

«Мне купили игрушку» (с.18, 47).

Узнавать на картинках некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и др. и называть их

«Кто в домике живет?»

Бондаренко Е.А. «Развивающие игры для детей от года до 3 лет»  (с.32)

Формирование элементарных количественных представлений

Форма

Учить различать базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Знакомить с геометрическими телами (кубиком, кирпичиком, призмой, цилиндром)

Выбор предметов нужной формы

 

«Разложи также, как я»

«Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующие отверстия

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №30, с.132

Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (с.68-70)

Пилюгина (зан.46, с.72-74)

Величина

Цвет

Учить ориентироваться в двух величинах одной формы (большой-маленький).

Учить собирать и разбирать четырех- пятиразмерную пирамидку от большого к маленькому.

Учить ориентироваться в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Учить группировать предметы по цвету.

Выполнение действий с предметами с ориентировкой на их величину

Подбор предметов в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький

Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет» (№42,

с.144)

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №46-47, с.147-148

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет», №31, с.133

Ожидаемые результаты:

- Различает базовые плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), геометрические тела (кубик, кирпичик, призму)

- Ориентируется в двух величинах одной формы (большой - маленький).

- Нанизывает и снимает двух- или трехразмерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца разной величины.

- Ориентируется в цветах: красный, синий, желтый, зеленый.  Группирует предметы по цвету.

- Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь и т.д.), узнает на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, петушка, курочку), некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и др. и называет их

План индивидуального развития ООП «Речевое развитие»

Направления

работы

Дидактические

задачи

Дидактические игры и упражнения

Методическая

литература

Развитие понимания речи

Учить показывать в естественных условиях и на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.

Развивать зрительную память, внимание

Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, развивать слуховое внимание

Обогащать пассивный словарь словами, обозначающими части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши), бытовые и игровые действия (умываться, гулять)

Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета

Учить понимать  сюжет по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?»

«Что делает?»  «Где?».

Учить выполнять

 (и запоминать)  два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)

«Сборы на прогулку»

«Кто к нам пришел?»

«Запомни и расположи игрушки (картинки) также»

«Кто внимательный»

«Возьми и принеси»

 «Найди и принеси»

«Умная Катя»

«Посмотри - ка,  что я вижу!»

«Мишенька болен»

«Кто в коробке?»

«Что в корзине?»

«Покажи мне, покажи»

«Чудесные картинки»

«Дай мне игрушку»

«Поручение»

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.19)

Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» (с.50)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.31)

Борисенко «Мне купили игрушку», (с.35)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем», с.26

Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет», с.51

М.Г.Борисенко

«Смотрим, видим, запоминаем» (стр.18)

М.Г.Борисенко

«Учимся слушать и слышать» (с.40,

42)

М.Г.Борисенко

(с.41)

М.Г. Борисенко «Начинаем говорить» (с.17)

Развитие активной речи

Стимулировать звукоподражания, появление новых звукосочетаний (развивать артикуляционную моторику, выразительность, силу голоса).

Развивать ассоциативное мышление, внимание

Звуковая гимнастика,

развитие речевого дыхания

Учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении и их же в действии.

Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.)

Д/игры: «Наша Катя утром встала»

«Мишки», «Кошка», «Собака»

«Язычок гуляет», «Часики», «Почистим зубки», «Шарик

«Покажи, кто кричал?»

Звуки «у, и м, п-б, к-г-х, д-т, в,ф, с,з», звукосочетания «ау-уа-ио-иа-оу»

Маня и Таня идут в гости»

«Мишка и молоток»

«В гости»

Борисенко «Мне купили игрушку»

( с.19)

Борисенко «Учимся слушать и слышать»(с.33)

Кузнецова (с.16-17)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.25)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем»(с.26)

Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы, независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.), соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.)

Стимулировать замену звукоподражательных слов общеупотребительными, (вместо ав-ав – собака и т.п.)

Обогащать словарный запас существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, наименования транспортных средств.

Обогащать словарный запас глаголами, обозначающими бытовые (есть,  умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия; действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать).

Обогащать словарный запас прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов.

Обогащать словарный запас наречиями (высоко, низко, тихо, громко).

Формировать умение  составлять фразы из 2 слов, правильно употреблять грамматические формы.

Учить понимать и употреблять вопросительные слова Кто?, Что?, Куда?, Где?

Учить использовать предлоги «в, на, за», предложения из двух-трех слов: в  общении  

друг с другом.

Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину.

«Игрушки в гостях»

«Угощение для зверят»

«Кто пришел в гости?»

Чтение стихов А.Барто «Игрушки»

Чтение стихотворений «Поезд», «Машина»

«Мешок с подарками»

«Кто там в коробке?»

Выполнение действий с предметами с ориентировкой на цвет и величину

«Барабан» и др. звучащие предметы (тихо-громко)

«Раз, два, три – свой домик найди»

«Мы едем, едем, едем»

«Кто внимательный»

 Работа с сюжетными картинками

«Из-за леса, из-за гор» (потешка) «Выполни действия».

«Прячем мишку»

«Кто пришел?»

«Кто в домике живет?».

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет»( №31, с.133)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.29)

Борисенко «Учимся слушать и слышать» ( с.30, 26-27)

Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» (с.10)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.18)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.35)

Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет»(№31, с.133)

Борисенко «Учимся слушать и слышать» (с.50)

Борисенко «Учимся слушать и слышать» (с.33)

М.Г.Борисенко

 «Мне купили игрушку»  (с.47, 36)

М.Г.Борисенко

«Начинаем говорить»  (с.25 – 27).

Ожидаемые результаты:

- Понимает слова, обозначающие способ передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)

 - Показывает и называет части тела и лица.

- Понимает предложения с предлогами  в, на, за, простые по конструкции и содержанию фразы.

- Понимает события, знакомые по личному опыту.

- Заменяет звукоподражательные слова общеупотребительными.

- В активном словарном запасе использует названия известных действий (спи, иди, упал и т.п.)., существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, животных, прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов; наречия (высоко, низко, тихо).

- Понимает сюжет по картинке; отвечает на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»,  «Где?»

- Выполняет два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси).

- Составляет фразы из 2 слов, правильно употребляет грамматические формы.

Понимает короткие песенки, потешки, сказки, договаривает слова, фразы знакомых стихотворений, потешек.

- Выполняет простые упражнения артикуляционной гимнастики, четко произносит гласные и некоторые согласные звуки: «м, п, б, к, г, х, д, т, в, ф, з, с»

-  Понимает короткие песенки, потешки, сказки, договаривает слова, фразы знакомых стихотворений, потешек.

План индивидуального развития ООП «Социально-коммуникативное развитие»

Направления

работы

Дидактические

задачи

Дидактические игры и упражнения

Методическая

литература

Общение со взрослыми

Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые его любят. Учить выполнять словесные поручения взрослых: отнести (принести) игрушку, пожалеть товарища и т.д.

Чтение стихов, потешек.

Д/игры: «Поручения»,

«Сделай то, что я скажу».

Рассматривание и беседы по картинке «Семья».  Д/игра «Семейный портрет».

Галанова «Развивающие игры с малышами до 3 лет» (с. 63)

Борисенко «Смотрим, видим, запоминаем» (с.61)

Общение с детьми

Учить контактировать со сверстниками, побуждать к совместным играм, проявлять жалость и сочувствие.

Через совместные игры. Использовать возникающие ситуации. Д/упражнения: «Зайчик ушиб лапку, пожалей его», «Как утешить куклу».

Культура поведения

Учить здороваться, прощаться, обращаться с просьбой. Формировать умение спокойно вести себя в помещении, выполнять просьбу взрослого.

Д/упражнения: «Как надо здороваться», «Поздоровайся (попрощайся) с игрушкой».

Д/игра «Идите с нами играть»

Борисенко«Смотрим, видим, запоминаем» (с.30)

Ожидаемые результаты:

- Выполняет словесные поручения взрослых, контактирует со сверстниками,  проявляет жалость и сочувствие;

- умеет здороваться, прощаться, обращаться с просьбой и сам выполняет просьбу.

Планирование индивидуальной работы

Сентябрь

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ. категории

Развитие слов. запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артикул. гимнаст. «Лопаточка», «Окошко», «Хоботок»

«А»: «Девочка плачет», «Качаем куклу»

 «У»: «Поезд гудит», «Волк воет»

Пение А с жестом (разводим руки)

Дыхат. гимнастика «Подуй на птичку»

Пение У с жестом (разводим руки)

Куколку качаю, «А» ей напеваю: «А-А-А…»

(Нищева «Занимаемся вместе, ранний возраст, рис.2)

Поезд едет и гудит: «У-У-У!»

(Нищева, рис.1) 

«Посмотри-ка, что я вижу!» «Кукла Катя в гости к нам пришла».

«Куда села птичка?»

 «Барабан, погремушка»

«Наши ручки» Выкладывание ножек, ручек из палочек нарисованному человечку. Геометрические тела: кубик, кирпичик, шарик.

2 неделя

Артик. гимнастика «Лопаточка», «Окошко», «Хоботок»

«АУ»

«Кричим в лесу»

«УА»

 «Малыш плачет

Пение А с жестом (разводим руки)

Пение У с жестом (руки вперед)

Пение У, А с жестом

Дых.гимнастика «Бабочка»

Заблудились мы в лесу и кричим: «АУ, АУ!»

Нищева, рис.6

Наш малыш кричит с утра «УА! УА!»

Нищева, рис.7

«Части тела и лица».

«Умная Катя».

 «Кто в коробке?» (кошка, собачка)

 «Оркестр», «Еду к деду» (с шестигранным карандашом)

«Найди такой же домик»

Игра с песком: «Ищем клад».

3 неделя

Артик. гимнастика «Хоботок», «Лягушка»

«И»: «Лошадка кричит»

«О»: «Мальчик охает»

«ИО»: «Ослик скачет далеко,

Он кричит: «ИО! ИО!»

Пение И с жестом (разводим руки в стороны (на уровне рта)

Пение О с жестом (округленные руки над головой)

Пение А, У, И,О

Дыхат.гимнаст. «Подуем на листик»

Лошадка, скачи: «И-И»

Лошадка, кричи: «И-И»

Нищева, рис.4

Мальчик охает, кричит: «О-О-О»

Ушко у него болит: «О-О-О»

Нищева, рис.3

«Части тела» (мишка, кошка, собачка)

«Мишенька болен».

«Найди и принеси».

«Погремушка, барабан, бубен»,

«Указочка» («ротик мой умеет кушать…»)

Плоскостные фигуры: раскладывание по группам (круг, квадрат, треугольник)

4 неделя

Артик. гимнастика «Хоботок», «Лягушка», «Язычок гуляет»

Н-НЬ

НО

НУ

Нина

Дифференциация мягких и твердых слияний:

НА-НО, НУ, НЕ,

НЕ-НИ, НО

Дыхат. гимнастика «Подуем на вертушку»

На, Нина

Ну, Нина

Но, Нина

 Нина кормила лошадку: «На! На, лошадка» Нина погоняла лошадку: «Но! Но! Ну! Ну, лошадка!»

«Кто как кричит?» (кошка, собачка, лошадка). Произнесение звукоподражаний, закрепление названий животных.

«Кто кричал?»

«Засолка капусты» (пальч.игра)

«Парные картинки»

«Веселые шнурочки»

Октябрь

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие слов. запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка», «Лакание молочка»

М-МЬ

МУ-МУ, МЕ-МЕ, МЯУ, МАМА, МНЕ

Дифференциация МА-МО-МУ – МЯ-МЕ-МЕ-МО, МА-МЯ, МУ-МЮ, МО-МЕ

«Подуй на листик»

На, мама

На, мяу

НА, ме

НА, му

Киска молочка просила: «Мяу! Мяу!»

Дайте травки мне: «Ме-Ме!» Где хозяйка, не пойму: «Му!» (Нищева, рис.9,10)

Занятие с двумя знакомыми картинками, предъявляемыми одновременно (кошка и собачка, зайка и мишка, кукла и лошадка)

«Барабан (тихо, громко)».

«Кто в коробке?»

«Птичка пьет водичку». Разложи пуговицы большие и маленькие в разные коробки.

 «Найди такой же» (по форме).

2 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка»

П-ПЬ,

ПИ-ПИ

ПА-ПА

ОП

ПА-ПО-ПУ

ПЯ-ПЕ-ПЕ-ПО

ПА-ПЯ

«Подуй на шарик»

На, папа

На, пи-пи

Маленькая птичка прилетела к нам: «Пи-Пи-Пи!» Мячик поскакал: «Оп-Оп-Оп!»

Занятие с двумя знакомыми картинками, предъявляемыми последовательно (картинки те же)

«Барабан (тихо и громко)».

«Колокольчик-барабан».

Пальч. Игра «Барабанщики»

Продевание шнура в дырочку (шьем платье).  «Найди такой же» (цвет).

3 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка», «Шарик»

Б-БЬ

БИ-БИ-БОМ, БЕ-БЕ-БАМ, БО-БОБО-БАБА, БУМ, БОБА

БА-БО-БУ

БЯ-БЕ-БЕ-БЮ

БА-БЯ

«Подуй на кораблик»

НА, БО-БА

БОБА: «БУМ-БУМ!»

ПАПА ехал на работу, машина гудела: «Би-би!» А Боба стучал в барабан: «Бум-Бум!»

«Комната куклы Кати». «Укладывание

куклы спать» (закрепление названий существит. и глаголов пассивно или активно)

«Кто кричал?».

«Найди яблоко в мешочке».

Пальч. игра «Строим дом»,

«Большой-маленький», 2-х местная матрешка, «Найди свой домик» (цвет)

4 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Лакание молочка», «Шарик».

П-ПЬ-Б-БЬ

ПАПА, БОБА, БАБА, ПИ-ПИ, БИ-БИ, БУМ, БАМ, БОМ

ПА-ПА-ПА-БА

ПО-ПО-ПО-БО

ПУ-ПУ-ПУ-БУ

Игра «Дудочка»

Барабань, барабан, барабан играет: «Пам-бам-бам, барабан!» А потом, а потом играет: «Пом-бом-бом, барабан!»

«Возьми и принеси». «Оденем куклу Катю. Кукла Катя идет на прогулку» (названия одежды, действий)

«Что играет?» Пальч.игра «Музыканты»,

Сделай дорожку разных цветов (из кирпичиков и палочек).

«Собери пирамидку» (цвет и размер»

Ноябрь

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка».

Т-ТЬ, Д-ДЬ,

ТУТ, ТОМА

ТА-ТЯ,

ТА-ДА, ТА-ТО-ТУ,  ДА-ДО-ДУ

«Подуй на шарик»

Тома, иди.

Тома идет.

Дима, иди. Дима идет.

Дед дома, баба дома, Томы нет. Тома, иди домой. Дима, иди домой.

«Поиграем вместе» (игра в «Лото», «Одежда куклы Кати» (игра в «Лото»)

«Сборы на прогулку».

«Дождик» (редкий и частый),

«Прогулка мишки по лесу» (работа с мозаикой), «Надень колечко» (цвет)

2 неделя

Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики».

Т-ТЬ, Д-ДЬ.

ДА, НЕТ, ТЕТЯ, ДОМ, ДЯДЯ, ДОМА, НАДО, ТОМА, ДИМА, ДУДА, ТИМА, ПЕТЯ, ДЕТИ, ДЕДА

ТА-ДА, ДА-ДОДУ, ДЯ-ДЕ-ДЮ,

ДА-ДЯ, ДУ-ДУ, ДИНЬ, ДИНЬ (Нищева, рис.32, 33).

«Подуй на листик»

Надо мыть руки. Буду мыть руки.

Предлоги «у, на»: У мамы Тома. Труба на доме. Кот у доме. Кот идет домой. Та-та-та - вышла кошка за кота

«Магазин игрушек» (называние, актуализация пассивного и активного словаря)

«Коробочки» (тихо-громко).

Выкладывание домика для куклы по контуру.

«Цветные палочки».

Тактильные ощущения, шарики Су-Джок

3 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

К-КЬ, Г-ГЬ,

КО-КО-КО,

ГА-ГА-ГА

КА-КО-КУ,

КА-КЯ, КА-ГА

«Подуй на снежинку»

Тут курочка КО-КО.

Тут гусь ГА-ГА.

Предлоги «у, на»: У Кати на столе…

«Маня и Таня идут в гости» (актуализация названий, действий, признаков игрушек в пассивном и активном словаре).

«Что ты слышишь? (соотнесение звука и картинки)

Пальч.игра «Идет коза рогатая». «Цветные палочки: подбери по цвету».

4 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

К-КЬ, Г-ГЬ,

КУ-КУ, И-ГО-ГО

КА-КО-КУ,

КА-КЯ, КА-ГА

ГА-ГО-ГУ

«Подуй на снежинку»

ТУТ кукушка КУ-КУ. Катя, на кубик. У Кати большой кубик.

Уменьшительно-ласкат.суффиксы: ком-комок, куб-кубик, дом-домик.

Договаривание слов к сказке «Курочка Ряба».

«Сделай, что я скажу».

«Игрушки в гостях».

«Поймай рыбку, назови картинку»

«Громко-тихо».

«Белый снег» (работа с мозаикой).

«Собери картинку».

Действия с 3-местной матрешкой.

Декабрь

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат.гимн.

Фраза (договаривание слов). Граммат.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние зубки»», «Язычок прячется».

Т-К, Д-Г

ТАК, ТУК, КОТ (ИК)

ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА,

ДА-ДА-ДА,

ГА-ГА-ГА

«Подуй на шарик»

Тут Катя. Катя стоит. Иди, Катя. Катя идет.

Тут кот. Беги, кот. Кот бежит. Тут кит. Плыви, кит. Кит плывет (Нищева, рис.91, 92)

«Кто пришел в гости?».

«Зимняя сказка» (актуализация пассивного и активного словарного запаса)

«Бам-бум» (барабан и мяч)

«Зима» (пальч.гимнастика)

«Цветы и бабочки». Игра с шариками Су-Джок.

2 неделя

Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние зубки»», «Язычок прячется».

Т-К, Д-Г

ТАК, ТУК, КОТ (ИК)

ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА,

ДА-ДА-ДА,

ГА-ГА-ГА

«Подуй на снежинку»

Употребление числительных: Один кот, одна Катя.

Уменьшит.-ласкат.суффикс: кот-котик.

Молоток так: «Тук-тук!» Часики так: «Тик-так!» (Нищева, рис.31, 37)

«Кто с нами рядом живет? (домашние животные и птицы)». Соотнесение игрушек и картинок.

«Бам-бум-би-би» (барабан, мяч, машина).

«Бараны» (пальч.гимн.).

«Сравни и подбери» (величина предметов)

«Сложи квадрат» (цвет)

3 неделя

Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние и верхние зубки»», Х-ХЬ

ХА-ХА-ХА

ХО-ХО-ХО

ХИ-ХИ-ХИ

ХА-ХА-ХА

ХО-ХО-ХО

ХУ-ХУ-ХУ

«Подуй на шарик»

Дима ходит.

Дети ходят.

Согласование числительных «один, два» с существительными: муха, ухо.

«Кого мы встретили в лесу?»

«Игры с лисой, мишкой и зайчиком». «Угощение для зверят»

«Кап-кап и куп-куп». «Сложи домик». Игра с пальчик. тренажером.

Геометрические тела: кубик,призма кирпичик.

4 неделя

Артик. гимнастика «Часики», «Чистим нижние и верхние зубки»», «Язычок прячется».

Х-ХЬ

МУХА (И)

АХ! ОХ! УХ!

БУХ! БАХ!

МУХА, УХО

ХА-ХА-ХА

ХО-ХО-ХО

ХУ-ХУ-ХУ

«Подуй на снежинку»

Одна муха.

Много мух.

Два уха.

Глаголы 3 лица настоящего времени, единств. и множеств. числа: ходит, ходят.

Укусила киску муха. И болит у киски ухо.

Лото «Дикие животные».

«Укрась елочку».

Закрепление названий диких животных, действий, выполнение действий.

Пальч.игра «Пальчики сцепляются - елка получается». «Собери бусы на елку (нанизывание шаров на шнур).

Январь

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка».

Звук «Ы».

МЫ, ТЫ.

КОТЫ, ГУБЫ

Пение гласных с жестом: добавить Ы – движение руками вниз.

«Подуй на шарик»

Назови по имени: ты Петя. Ты Таня.

Тут кот. Тут коты.

Употребление существительных в ед.и множ. числе.

«Зима». Что дети делают зимой? Одежда, обувь зимой (названия картинок, обобщающие слова)

 «Чудесный мешочек» (выбери круглые предметы)

Пальч.гимн. «Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок лепили». «Подбери по цвету»  

2 неделя

Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики».

Звук «Э».

ЭТО, ЭТА, ЭТОТ

Пение гласных с жестами: добавить Э – движение руками в стороны, вниз.

Дых.гимнастика «Перышко».

Это кот. Это коты. Кот ест. Кот спит. Собака лежит. Собака бежит.

Различение действий объектов.

«Магазин» (названия, обобщающие слова).

«Мешок с подарками». «Парные картинки».

«Чудесный мешочек» (большие и маленькие предметы).

«Возьми один, много предметов». Выкладывание снежинки из палочек по контуру.

3 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Улыбка».

Звуки В, Ф. ГАВ, ВОТ, ФУ, ВАНЯ, ВОВА, ФЕДЯ

ВА-ВО-ВУ-ВЫ; ВЯ-ВЕ-ВИ;

ВА-ФА,

ВО-ФО,

ВА-ВЯ

Дых.гимнастика «Султанчики»

Вот Ваня. Вот Вова. Ваня, иди.

Вова, иди.

На, Ваня, кубик.

Употребление глаголов в повелительном наклонении, согласование слов.

«Птицы прилетели. Части тела»

Дай команды птицам: «Лети, сиди, клюй!» (выполнение движений). «Что делает птичка?»

«Построй дорожку для птиц (из палочек, из мозаики).

«Большой-маленький» (вкладыши, пирамидки)

Пальч.гимнастика «Птичка пьет водичку»

4 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

Звук «Й».

МОЙ, ДАЙ.

ПОЙ, ПОДАЙ.

ЛАЙ, НЕ ЛАЙ.

А-А-АЙ!

О-О-ОЙ!

У-У-УЙ!

Дых.гимнастика «Занавесочка»

Дай кубик. Подай кубик. Ваня, дай кубик.  Это мой кубик.

Согласование слов простого предложения.

«Кто в коробке?» (животные и детеныши)

«Кто что делает?» (рассматривание картинок).

«Выполни действия»

«Выбери один и два предмета, покажи пальчиками». Пальч.гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пошли гулять…»

«Снежные хлопья» (отрывать маленькие кусочки белой бумаги).

Февраль

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Накажем язычок», «Лягушка».

Звуки «Ф-ФЬ».

ФУ, ФОМА, ФЕДЯ, ФЕНЯ.

ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФИ-ФЕ

«Подуй на снежинку»

Назови по имени: Ты Федя. Фу, Бобик. Федя и Феня гуляют.

Согласование слов: существ. и глаголов, употребление глаголов в наст.времени.

Названия игрушек, выполнение действий с ними в сопровождении 1-2 словных предложений: «Катаю», «Катаю машинку», «Катаю мяч», «Будем строить», «Будем кидать».

Сравнение игрушек (большой-маленький), «Покажи,где кубик, где кубики», Один кубик-много кубиков». «Дорожка для машин-из кирпичиков, палочек»

2 неделя

Артик.гимнаст.

«Лопаточка», «Накажем язычок», «Лягушка».

 Звук «В».

ВОТ. ВАНЯ, ВОВА ВОДЯТ, ВЕДУТ

ВА-ВО-ВУ-ВЫ.

ВЯ-ВЕ-ВИ.

ВА-ВЯ, ВЫ-ВИ

Дых.гимнастика «Живые предметы»

Ваня водит. Вова, веди.

Вова ведет.

У Вани кот. У Вовы кубик.

Соггласование слов:существ. и глаголов, использование предлога «у».

«Кто в домике живет?»

Работа с сюжетными картинками. Понимание и употребление вопросительных слов: « Кто? Что делает? Куда? Где?»

Игра на барабане (громко-тихо). Раскладывание больших и маленьких кубиков на группы. Пальч.гимнастика «Тук, тук, я стучу…»

3 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Улыбка».

Звуки «В, Ф». ГАВ, ВОТ, ФУ, ВАНЯ, ВОВА, ФЕДЯ

ВА-ВО-ФУ-ФЫ; ВЯ-ВЕ-ФИ;

ВА-ФА,

ВО-ФО,

ВА-ВЯ

«Подуй на шарик»

Федя водит машину. Фома везет кота. Вова везет кубики.

Согласование слов: существительных и глаголов, употребление глаголов в наст.времени.

Различение слов: уехал-приехал, уплыл-приплыл, улетел-прилетел. Названия транспорта, профессии: шофер, капитан, пилот.

Построение из кубиков и кирпичиков машины поезда, паровоза. Понятия «один-много» Пальч.гимнастика «Раз, два,три, четыре, пять, вышли пальчики гулять»

4 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

Звук «Я»

ЯМА, МОЯ, КАКАЯ

Пение гласных с жестом (добавить «Я» в полуприсяде с разведением рук)

«Подуй в рожок»

Моя мама. Я и мама. Я и ты –мы.

Согласование слов: существит. и местоимений.

Лото «Парные картинки».  Соотнесение с игрушками, игровые действия. Называние предметов, действия с ними, признаки предметов.

«Мишка и молоток»

Игра «Ежиные колючки» (надеваем прищепки на изображение ежика». Построение из кирпичиков, кубиков длинной, короткой дорожки. Отбор кубиков, кирпичиков по цвету.

Март

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимнаст. «Лопаточка», «Хоботок», «Лягушка».

Звук «Ю».

ЮЛЯ, ЮЛА, ПОЮ, МОЮ, ИГРАЮ.

Пение гласных с жестом (добавить «Ю» в полуприсяде с разведением рук)

Сдуй с ладошки поцелуй для мамы.

Я мою, пою.

Они моют. Они поют. Они дают. Они кидают.

Согласование существительных и местоимений

Дифференциация слов: моет, стирает, гладит, шьет, вяжет. Составление словосочетаний или предложений из 2 слов: «Бусы маме. Подарю маме бусы. Цветок маме. Подарю маме цветок».

 «Что в мешочке? (сундучке): подарок для мамы».

«Сделаем бусы для мамы».

«Сделаем узор для мамы (чередование больших и маленьких пуговиц или геометрических фигур».

2 неделя

Артик.гимнаст. «Хоботок», «Лягушка», «Часики».

Звуки «Е, Ё» 

Пение гласных с жестом

Подуй на вертушку.

Он моет. Они моют. Он поет. Они поют. Он дает. Они дают.

Согласование существит. и местоимений, окончания глаголов ед. и множ. числа

Игра «Магазин» (названия предметов, их группировка).

Игра «Купим подарки для куклы», составление предложений из 2 слов: «Куплю мяч», «Куплю сапожки», «Куплю чашку» ит.д.

Игра на металлофоне (громко-тихо). Раскладывание геометрических фигур на группы (один-много).

Пальч.гимн. «Мой веселый круглый мяч…»

3 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

Звуки «Я-Ю»

Пение гласных с жестом

Подуй на рыбку.

Я умею чисто мыться. Я водою ключевою руки мою, мою, мою.

Согласование слов существит. и местоимений, существит. и глаголов.

«Комната для куклы Кати (названия предметов мебели, назначение).

Игровые действия, составление предложений из 2-3 слов: «Кукла Катя сидит», «Катя сидит на стульчике», «Кукла Катя спит», «Катя спит в кроватке» и т.д.

Построение из кубиков, кирпичиков стульчика, стола, кроватки.

Выбор по слову взрослого одного, двух стульчиков, одной, двух кроваток.

Пальч.гимнастика «На кроватке мы поспали…»

4 неделя

Артик.гимнаст. «Часики», «Лакание молочка», «Язычок прячется».

Звуки «Е, Ё»

Пение гласных с жестом

 «Подуй на кораблик»

Я в машине еду, еду. Я в трамвае еду, еду. Ах, когда же я приеду.

Согласование местоимений, существит. и глаголов.

Игра «Куклы пришли в гости».

Называние предметов посуды, составление предложений из 2-3 слов: «Катя кушает. Кушай, Катя, кашу. Катя пьет. Пей, Катя, чай».

Группирование предметов посуды (одна чашка, две чашки, много чашек и т.д., показ 1, 2, много пальчиков).

Пальч.гимн. «Из тарелок, как один, суп мы ложками едим…»

Апрель

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимн.. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится».

Звук «С».

Пение СА-СО-СУ-СЫ с разведением рук.

Подуй на цветок.

Соня, стой. Соня стоит. Саня, спи. Саня спит. Соня и Саня стоят. Соня и Саня спят.

Глаголы в повелительном наклонении единств. и множ. числа: «Спи-спите, стой-стойте». 

«Весна-красна» (нахождение приметов весны на картинках, их называние: снег тает, солнышко светит, птицы поют, сосульки капают и т.д.)

«Найди и принеси»

«Как капают сосульки?» (игра на металлофоне: тихо и громко, редко и часто).

Сделаем прищепками лучики для солнышка, выкладывание палочек по контуру солнышка.

2 неделя

Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится».

Звук «СЬ».

Пение СИ-СЕ-СЯ-СЮ-СЕ с разведением рук.

Подуй на вертушку

Сеня сидит. Дети сидят.

У бабуси Муся. У Муси гуси.

Употребление окончаний глаголов в единств. и множеств. числе.

«Что мы одеваем на прогулку?» (названия весенней одежды, составление предложений: «Одену колготки, одену рубашку, одену куртку и т.д.)»

Оденем куклу на прогулку и поможем застегнуть пуговицы, замок.

Составление из мозаики солнышка, травки.

3 неделя

Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится».

Звуки «С, СЬ».

Пение БА-БА-БА-СЯ-СА, ГО-ГО-ГО-СО-СЁ, МУ-МУ-МУ-СУ-СЮ, БЫ-БЫ-БЫ-СЫ-СИ.

Подуй на шарик.

Жили у бабуси два веселых гуся.

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!». Выходили гуси, кланялись бабусе.

Согласование существит. и глаголов.

Рассматривание картины «У бабушки в деревне» (называние домашних животных и птиц, составление предложений: «Кто что делает?» Закрепление произнесения звукоподражаний, понятий «большой-маленький».

Игра «Найдем детенышу его маму». Выкладывание из мозаики «Курочка и цыплята» (мама-курочка одна, цыплят много), «Цыплятки вокруг курочки». Выкладывание дорожки из палочек для цыплят, утят.

4 неделя

Артик.гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится».

Звуки «С, СЬ».

СОНЯ-СЕНЯ. САНЯ-СЕВА.

ВОТ ГУСЬ. ВОТ ГУСИ.

«Подуй на перышко»

Ты не бойся, это гусь. Я сама его боюсь.

Согласование существит. с местоимениями и глаголами.

«Птицы и рыбки».

Рассматривание птиц и рыб, выделение частей тела, оставление предложений: «Что делает птичка?», «Что делает рыбка?»

Игра «Поймаем рыбку».

Игра «Сколько птичек прилетело?» (одна, две, много).

Сделаем для птичек дорожку из мозаики. Геометрические тела: кубик, кирпичик, призма, цилиндр. Игры с водой: «Путешествие в воде, «Тонет, плавает».

Май

Звук, звукоподражание

Фонетическая ритмика, дыхат. гимнастика

Фраза (договаривание слов). Грамматическ.

категории

Развитие словарного запаса, социальное развитие

Развитие познават. процессов и мелкой моторики

1 неделя

Артик.гимн. «Заборчик», «Лопаточка», «Прятки», «Улыбка», «Трубочка».

Звук «З».

Пение ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ с разведением рук.

Подуй на птичку.

Зоя, иди. Зоя идет. Зоя, спи. Зоя спит. Глаголы в повелительном наклонении единств. и множ. числа: «Иди-илите, спи-спите». 

«Кто пришел в гости?» Накроем стол для гостей. Сущетвительные: названия посуды, прилагательные: названия цветов, глаголы: наливать, ставить, убирать

Игра «Чудесный мешочек» (найди такой же предмет)

Пальч.гимнастика «Фонарики».

«Что ты слышишь?» (самолет, машина, паровоз)

2 неделя

Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Улыбка», «Часики».

Звук «ЗЬ».

Пение ЗИ-ЗЕ-ЗЯ-ЗЮ с разведением рук.

Понюхай цветок.

Зина идет. Зина сидит. У Зины газета. Зина идет в магазин.

Употребление окончаний глаголов в единственном и множественном числе.

Понимание и различение слов «много, мало». Дифференциация понятий: летит, улетел, прилетел, перелетел (жук, бабочка, комар, пчела)

«Запомни и расположи также игрушки»

Игра «Найди цветок для бабочки» (цвет, размер).

Пальчик. игра: «Дарики, дарики, злые комарики» Подбор предметов в определенной последовательности, ориентируясь на величину: большой, поменьше, маленький

3 неделя

Артик. гимнаст. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска сердится».

Звуки «З, ЗЬ».

Пение БА-БА-БА-ЗЯ-ЗА, ГО-ГО, ЗЁ-ЗО, МУ-МУ-МУ-ЗУ-ЗЮ-ЗУ, БЫ-БЫ-ЗЫ-ЗИ.

Подуй на перышко.

За-за-за – иди домой, коза.

Зина, гони козу.

Зы-зы-зы – вот и нет козы.

Зина, зови козу.

Употребление глаголов в повелит.наклонении, согласование существит. и глаголов.

Существительные (названия цветов), глаголы (растут, цветут), прилагательные, обозначающие цвет.

«Запомни и расположи также картинки»

Пальчик. гимнаст. «Вырос высокий цветок на полянке».

Выкладывание цветов из овалов по контуру. выкладывание дерева из палочек по контуру. Размещение вкладышей разной величины и формы.

4 неделя

Артик.гимн. «Заборчик», «Лопаточка», «Лягушка», «Киска лакает молочко», «Киска сердится».

Звуки «С, З».

СОНЯ- САНЯ.

ЗОЯ-ЗИНА. ЭТО ЗОЯ. ЭТО ЗИНА. ВОТ САНЯ. ВОТ СОНЯ.

Зоя, зови кису: «Кис-кис»

Резиновую Зину купили в магазине. Резиновую Зину в корзине принесли.

Согласование существительных, глаголов и прилагательных.

Существительные: названия предметов одежды, глаголы: надеваем-снимаем, застегиваем-расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет.

«Чудесные картинки»

Пальчик.игра «На полянке дом стоит». Работа с мозаикой «Дорожка к дому».

Игра со шнурами: длинная дорожка, покороче, короткая.

Облака из шнурков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка

На ряду с использованием материала по диагностике освоения  воспитанниками  содержания Программы дома ребенка,  для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...

Образовательно – развивающая деятельность логопеда и музыкального руководителя при проведении «Занимательной логоритмики» в соответствии с направлениями развития воспитанников дома ребенка, представленными в пяти образовательных областях

В статье  представлены задачи,  содержание деятельности специалистов с учетом возраста детей.  Содержание деятельности составлено в  соответствии с направлениями развития воспитанн...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочие программы для воспитанников Дома ребенка (с 1 - 4 лет) с ОВЗ

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС, определяют цель, задачи, принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, условия, необходимые для реализации и планируемые рез...

Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация

Физическое развитие воспитанников Дома ребенка посредством подвижных игр, презентация...