Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка
методическая разработка (младшая группа) на тему

Духова Наталья Вениаминовна

На ряду с использованием материала по диагностике освоения  воспитанниками  содержания Программы дома ребенка,  для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, важная роль отводится сопровождению индивидуальной траектории  развития общения и предметно -игровой деятельности. С этой целью мною были составлены карты, представленные мной на сайт.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_dlya_sayta.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно - методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников

 ГКУЗ НО «Выксунского специализированного дома ребенка».

Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников группы осуществляем на основании общеобразовательной программы дошкольного образования дома ребенка, принятой и утвержденной главным врачом.

В работе используем:

- диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

- диагностику освоения содержания  Программы в образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

- диагностику освоения содержания  Программы в образовательной области «Физическое развитие»;

- диагностику освоения содержания  Программы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- мониторинг достижений детьми планируемых результатов формирования социально-нормативных характеристик»;

-дневники индивидуального развития детей, в котором отражаем успехи, затруднения ребенка и рекомендации специалистов по дальнейшей индивидуальной работе;

- карты нервно-психического развития и поведения ребенка.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметно-игровая деятельность, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством  ее организации, в которой дети осваивают общественно выбранные способы действия с предметами, где взрослый становится не  просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но и участником его деятельности и образцом для подражания, что особенно важно для малышей, воспитывающихся в дом ребенка, при наработке  траектории индивидуального  образовательного сопровождения  развития общения и предметно-игровой деятельности предлагаю пользоваться   составленными мною картам.

Развитие ребенка в общении____________________________________

Дата рождения______________________________________

Дата поступления__________________________________

Возраст на момент поступления______________________________________

Анамнез_____________________________

Возрастные задачи

От 0 до 6 месяцев 

развитие ситуативно-личностного общения

  • Проявлять в общении с детьми особую чувствительность, отзывчивость к сигналам ребенка о его состоянии (плач, крик, спокойное поведение), внимательно относиться к потребностям ребенка и своевременно их удовлетворять. Поведение взрослого должно быть спокойным и уравновешенным;
  • Использовать  разнообразные средства общения  взрослого с малышом -  контакт «глаза в глаза», мимику, улыбку, ласковый  разговор, физический  контакт (брать на руки, поглаживать, ритмично постукивать. Действия  взрослых  должны быть без резких движений, с учетом и поддержкой инициативных  действий ребенка; стимулировать активность малыша);
  • Содействовать появлению и развитию способов общения  ребенка с близким: сосредоточения на лице взрослого, отыскивания взглядом, поворота головы на звук речи, контакта  «глаза в глаза», т.е. закреплению зрительного  взаимодействия (первый месяц); реактивной улыбки (конец первого месяца); инициативной улыбки, гуления, вокализации, выразительных  движений рук («комплекса оживления» - 3 месяца);
  • Стимулировать в общении все проявления инициативной активности малыша (4-5 мес.); замечать стремления ребенка продлить контакт со взрослым, воздействовать на взрослого выразительными голосовыми звуками (хныканье), мимикой, движением; поддерживать «требующий» и «просящий» способы коммуникации со взрослыми.

От 6 до 12 месяцев 

развитие ситуативно -делового общения

  • Содействовать развитию ситуативно-делового общения, удовлетворяя потребность ребенка во взаимодействующем с ним через различные предметы взрослым.
  • Стимулировать, поддерживать и развивать интерес ребенка  к окружающим предметам, явлениям, поощряя ориентировочно-исследовательские реакции;
  • Активно использовать дополнительные способы общения взрослого с малышом: демонстрацию предметов и способов действия с ними, совместные действия с ребенком (погремушки, образные игрушки и т.п.). Эмоционально и словом выражать поощрение, одобрение ребенку за совместные и самостоятельные действия;
  • Содействовать развитию способов общения малыша со взрослым и другими детьми, активного поиска контактов: взгляд, улыбка, жест, выразительные движения тела, протягивание игрушек, привлечение к предметам, заинтересовавшим его. Содействовать формированию «взаимодействующего» способа коммуникации, активировать и поддерживать первые вербальные контакты;
  • Замечать инициативу ребенка к общению и откликаться на нее;
  • Обеспечить общение ребенка с разными людьми, поддерживать интерес к взаимодействию. Отмечать избирательное отношение малыша к взрослым, помогая в неприятных для него ситуациях (чувство страха, избегание общения с чужими);
  • Активизировать в поведении ребенка доброжелательное отношение к взрослым, другим детям; постепенное понимание и усвоение  элементарных правил поведения, регламентируемых словом («можно», «нельзя»);
  • Закреплять чувство привязанности к близким,  на основе сотрудничества, делового взаимодействия;  
  • Замечать эмоциональное состояние ребенка (обида, печаль, грусть, радость) и реагировать, давая ему возможность почувствовать свою значимость для взрослого;
  • Удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, стимулировать исследовательскую активность в освоении пространства и предметов, обеспечивая при этом поддержку и ощущение защищенности; проявлять уважительное отношение к его активности и стремлению к самостоятельности.  

К 1 году

Возрастные  достижения  ребенка  в общении         

Эпикризный срок

6

7

8

9

10

11

12

1.Создается позитивный образ «я», состояние эмоционального комфорта, открытое, доброжелательное отношение ребенка к миру.

2.Используется взаимодействующий способ коммуникации, разные способы общения (мимика, жест, частично вербальные способы).

3.Малыш проявляет чувство привязанности к близким.

4.Стремится к самостоятельному, инициативному познанию пространства и предметов.

С 1 года до 2 лет 

ситуативно-деловое общение

Возрастные задачи

  • Содействовать развитию делового общения в условиях предметных действий.

Взрослый-образец, организатор, сотрудник во взаимодействии;

  • Вызывать стремление подражать действиям  взрослого, быть успешным в деятельности, поддерживать ожидание доброжелательного внимания и позитивных оценок со стороны окружающих;  
  • Содействовать позитивному  самовосприятию через поддержку и поощрение действий ребенка с предметами;
  • Замечать и поддерживать инициативное приобщение ребенком взрослого к совместным действиям;
  • Вызывать у ребенка чувство удовлетворения от  успешности действий;
  • Поддерживать и развивать самостоятельность в действиях с предметами, развивать способность не мешать при  этом другим детям, поощрять элементарные взаимодействия между детьми по поводу игровых материалов;
  • Создавать условия для делового общения с разными людьми.

К 2 годам

Возможные достижения ребенка в общении

Эпикризный срок

1.3

1.6

1.9

2.0

1.Ребенок активно взаимодействует со взрослым.

2.Малыш открыт, доброжелателен в общении, проявляет разнообразные эмоции (чувство удовлетворения собой, огорчения, стыда, смущения).

3.У ребенка позитивное самовосприятие; ощущение своей ценности, нужности взрослым, возникновение чувства безопасности, защищенности, позитивный образ «я».

Возрастные задачи

С 2-х до 3-х лет

Внеситуативно -познавательное общение

  • Содействовать содержательному, деловому общению со  взрослыми в разных видах деятельности;

  • Стимулировать общение на вербальном уровне;
  • Создавать условия для партнерского общения и подражания  взрослому при освоении любой деятельности. Взрослый – носитель норм, образца, объясняющий и помогающий, ценитель результата, партнер;  
  • Содействовать появлению потребности быть успешным в деятельности, создавать основу для формирования позитивного образа «я»;
  • Содействовать  развитию позитивной самооценки в зависимости от успешности ребенка в общении и в разных  видах деятельности;
  •  Стимулировать и развивать инициативное общение ребенка со сверстниками и взрослыми (не только близкими), проявлять при этом  доброжелательность, сопереживание, стремление оказать помощь;
  • Удовлетворять потребность быть активным и самостоятельным, содействовать развитию позиции «я сам» и предоставлять возможность ее реализации (в пределах здравого смысла). Создавать условия для реализации недоступных пока ребенку действий в игре.

К 3 годам

Возможные достижения  ребенка в общении

Эпикризный срок

2.6

3.0

1. Инициативное общение со взрослыми и детьми.

2. Проявление доброжелательности, способность мимикой, интонацией, движением и с помощью слов общаться с  окружающими. Преимущественно вербальное общение.

3. Оформление позиции «я сам», требование признания от окружающих его новой позиции и стремление перестройки отношений со взрослым.

Развитие предметно-игровой деятельности ребенка__________________________

Дата рождения____________________________

Дата поступления_________________________

Возраст  на момент поступления_______________________

Анамнез___________________________

Предпосылки предметной деятельности в условиях общения

Задачи воспитания

От 0 до 3 мес

  • Стимулировать реакции слежения, сосредоточения на лице взрослых, на предметах.

От 3 до 6 мес

  • Активизировать прослеживание ребенком движений предмета во всех направлениях, отыскивать источники звука, поворачивая голову.
  • Создавать условия для соприкосновения руки ребенка с подвешенной игрушкой (2-3 месяца)
  • Создавать условия для своевременного проявления акта хватания и последующего обследования предмета
  • Стимулировать стремление ребенка дотянуться до игрушки, подвешенной над грудью на большую высоту
  • Брать и удерживать игрушку (3-4 месяца), развивать согласованные движения глаз и рук.
  • Совершенствовать функцию хватания: от ладонного захвата предмета (4-4,5 месяца) к захвату с противопоставлением большого пальца (6-7 месяцев), к пальцевому захвату (9 месяцев).
  • Развивать умение схватывать предметы разной величины и формы
  • Побуждать ребенка брать игрушки из разных положений (5 месяцев)
  • Брать игрушки в каждую руку и одновременно удерживать
  • Развивать разнообразные по характеру манипулятивные и результативные действия, варьируя материал по характеру сенсорных свойств: разные по форме, величине, цвету предметы (ощупывание ладошкой округлых и цилиндрических форм; захватывание ладонью и всеми пальчиками колец цилиндров); по фактуре (гладкая – шершавая, мягкая – твердая, прохладная - теплая); по возможным способам действия с ним: малыш сжимает, стучит, бросает, вкладывает.

От 6 до 9 месяцев

  • Продолжать стимулировать манипулятивные действия, обследующего характера с материалом, упражняя в зрительно-моторной координации действий (малыш захватывает, рассматривает, ощупывает, тянет в рот, перекладывает из рук в руку, трясет, стучит, кидает и т.д.)  
  • Вызывать и поддерживать интерес к действующему взрослому,  демонстрирующему способы действия  с предметами, игрушками;
  • Содействовать пониманию детьми назначение предметных действий и активизировать желание повторить их (понял –  захотел повторить – повторил);
  • Активизировать действия, совместные со взрослым, выполняемые по образцу, а с 8-9 мес. По предложению (слову) взрослого. Примерное содержание действий: малыш катает, вынимает, вкладывает, снимает колечки, направляет руку к предметам без предварительных примеривающих  движений;  
  • Вызывать у ребенка ощущение успеха от действий, поощряя  за воспроизведение образца действия (предпосылки развития потребности быть успешным).

От 9 до 12 мес

  • Содействовать дальнейшему развитию у малыша предметных результативных действии: открывает – закрывает коробки, нанизывает – снимает кольца пирамидки, ставит кубик на кубик, вкладывает полые формы одну в другую и т.п.;
  • Содействовать освоению отдельных орудийных действий с ложкой, кружкой и т.п.;
  • Помогать дифференцировать предметы по их назначению ( на стуле – сидят, на кровати – спят);
  • Поддерживать стремление ребенка выполнять некоторые орудийные действия самостоятельно;
  • Вызывать чувство удовлетворения от общения со взрослым и совместного игрового взаимодействия, поддерживать позитивные эмоциональные состояния в процессе выполнения  предметных действий.

К 1 году

Возможные достижения в развитии ребенка при усвоении предметных действий

Эпикризный срок

6

7

8

9

10

11

12

1.Ребенок предпочитает действующего с ним взрослого. Взрослый – партнер, организатор, образец действия.

2.Ребнок проявляет познавательную активность, выраженную в стремлении действовать с разными предметами по собственной инициативе.

3. Уровень развития действий:

- по степени сложности: манипулятивные  обследующего характера; разнообразные результативные, появились отдельные орудийные действия:

- по устойчивости проявления: более длительные и регулярные;

- по степени самостоятельности: выполняются не только совместно и по показу, но и по слову взрослого;

- по источнику появления: действия выполняются не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе.

Развитие в предметной деятельности

Возрастные задачи

С 1 года до 2 лет

  • Содействовать развитию интереса к предметам, окружающим ребенка и пониманию их назначения;
  • Содействовать развитию предметного действия и его составляющих: сенсорно-ориентировочных и исполнительной частей;
  • Обеспечивать динамику развития предметных действий: от первоначального ознакомления и первых проб во все более уверенному и смелому исполнению на самостоятельном уровне;
  • Активизировать воспроизведение действий по предложению взрослого и по собственной инициативе;
  • Поощрять инициативное обследование новых предметов и стремление освоить способы действия с ними;
  • Содействовать освоению  предметных действий с новым материалом.

        

1.С обобщенным дидактическим материалом (геометрические фигуры разные по форме, цвету и величине)

Эпикризный срок

1.3

1.6

1.9

2.0

С 1г. –  1.3 мес

Соотнесение предметов по одному из сенсорных свойств (сначала по форме – круглый, прямоугольный, затем по величине

-большой, маленький).

С 1.3-1.6 мес

Соотнесение предметов по двум признакам одновременно ( по величине – большой, маленький, по форме – круглый, квадратный, треугольный)

С 1.6-1.9 мес

- Группировать однородные предметы по одному из признаков (форма или величина);

- Группировать предметы, резко различающиеся по форме (круглые, квадратные);

- Группировать предметы, резко различающиеся по цвету ( синий - красный, желтый - зеленый, черный - белый);

- Соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме ( круглые - овальные), или величине (большой- поменьше), или цвету ( желтый – оранжевый, синий - фиолетовый).

С 1.9- 2.0 года

Соотносить и группировать разнообразные предметы по одному из признаков.

2. С дидактическими игрушками: соотносить предметы по цвету, форме, величине, количеству.

Эпикризный срок

1.3

1.6

1.9

2.0

С 1г - 1.3 мес

- раскладывать и собирать пирамидки, матрешки и т.п.

-скатывать шарик по желобу;

-нанизывать на стержень шарики, кольца;

- вкладывать полые предметы (меньшие  в большие);

-собирать игрушки из двух частей.

С 1.3-1.6 мес

-собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца);

-собирать пирамидки из 2-3 колец.

С 1.6-1.9 мес

-собирать двухместные дидактические игрушки;

-собирать пирамидку из 3-х колец разных размеров, ориентируясь в промежуточной величине «поменьше» и понимая это слово;

-выполнять действия с более мелким материалом для развития мелкой моторики пальцев (липучки, шнурки, пуговицы), собирать и перекладывать более мелкие предметы.

С 1.9- 2.0 лет.

-собирать предметы из 2-3 деталей самостоятельно;

-ориентироваться в величине «побольше -  поменьше»;

- собирать предметы из 4-5 деталей с помощью взрослого;

- выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина; форма и величина; форма и цвет).

3. С предметами- орудиями:

Эпикризный срок

С 1.3-1.6 мес

-использовать вспомогательные средства, с помощью которых можно изменить положение предмета (ленты, тесемки, шнурки), выполняя подтягивания, перемещения каталки с помощью рукоятки.

1.3

1.6

1.9

С 1.6-1.9 мес

-использовать простейшие орудия: придвинуть, вытолкнуть игрушку палкой, действовать сачком, черпачком, осваивать действия с совочком, лопаткой, молоточком и др.

К 2 годам

Возможные достижения в развитии ребенка при усвоении предметных действий

Эпикризный срок

1.3

1.6

1.9

2.0

1 Ребенок проявляет интерес к материалу и стремление действовать с ним.

2  Понимает назначение предметов ближайшего окружения.

3  Знает место расположения материала и свободно использует его с последующим возвращением на отведенное место.

4  Все более уверенно, смело выполняет действия.

5  Более согласовано работает руками под контролем зрения.

6 Самостоятельно выполняет действия не только по предложению, но и по собственной инициативе.

7  Испытывает  удовлетворение от успешных действий и полученного результата.

8 Действует индивидуально и элементарно взаимодействует с другими по поводу игрового материала (подает материал, помогает складывать в коробку и т.п.)

Развитие ребенка в предметной деятельности

Возрастные задачи

С 2-х до 3-х лет

Содействовать развитию у ребенка предпосылок позиции субъекта предметной деятельности: становлению мотивов (развитию интереса к предметному миру и желания действовать), инициативного целеполагания, целенаправленного выполнения действий и получение результата, удовлетворяющего ребенка.

Совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентировочные действия не только практическим, но и зрительным способом  (при выполнении хорошо освоенных действий).

Вызывать интерес к результату действия и стремление получать нужный результат.

Вызывать чувство удовлетворения от достижения результата, пояснять связь между результатом и способом действия.

Способствовать становлению самостоятельных действий и уверенному их выполнению.

Учить переносу способа действия в новую ситуацию (совочком набирать не только песок, но и гальку, листья и т.п.) и на новые подобные орудия (совочки из разного материала, разной формы, величины, конфигурации).

Содействовать развитию предпосылок творчества: способности находить замену традиционному орудию предметами-заместителями (использовать вместо совочка, лопатки, кусочек фанеры, картона и т.п.)

Содействовать освоению орудийных действий в контексте других видов деятельности: трудовой, изобразительной, бытовой.

К 3 годам

Возможные достижения в развитии ребенка при освоении предметной деятельности

Эпикризный срок

2.6

3.0

1.Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности: инициативное целеполагание (понимание смысла деятельности); умение выполнять действие, приводящее к результату, и появление элементарного контроля  за способом действия; интерес к результату и чувство удовлетворения, если деятельность успешна.

2 .Более смело и уверенно выполняются действия; появляется способность переноса способов  действия  в меняющиеся условия.

3. Во взаимодействиях со взрослыми проявляется позиция  «я сам».

4. Формируется позитивный образ «я» в зависимости от успешности ребенка в данном виде деятельности и доброжелательных оценочных отношений со стороны окружающих.

Развитие в игровой деятельности

Возрастные задачи

С 1 года до 2 лет

  • Создавать условия для наглядного познания ребенком  окружающего мира;
  • Привлекать внимание детей к действиям взрослых;
  • Поддерживать отобразительные предметно-игровые действия с игрушками;
  • Способствовать переходу ребенка от действий, основанных на свойствах игрушек, к отображению практических смысловых связей между  ними, обыгрывать доступные пониманию сюжеты из жизни, отображая в сюжете отдельные игровые действия, а затем несколько взаимосвязанных действий;
  • Поощрять перенос усвоенных игровых действий с одних игрушек на другие, с выполнением этих действий в разных ситуациях ( на прогулке, в группе и т.п.)

К 2 годам

Возможные достижения ребенка в освоении отобразительной игры

Эпикризный срок

1.3

1.6

1.9

2.0

 1 Малыш в основном использует игрушки по назначению (катает мяч, раскладывает кубики).

2 Выполняет сюжетное отобразительное действие с материалом по образцу, а затем самостоятельно.

3 Возможен перенос игрового действия на другой материал (накормила мишку – покормит зайку).

4 Выполняет взаимосвязанные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать) – после полутора лет.

5 Может использовать в игре предметы-заместители.

6 Игровое взаимодействие происходит в основном на уровне «игры рядом».

7 К концу года ребенок может взять на себя роль.

Возрастные задачи

С 2-х до 3-х лет

Продолжать создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и развития сюжетно - отобразительной  игры;

Обогащать игровой опыт ребенка новыми впечатлениями из окружающей жизни (шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед; строитель строит дом и т.д.)

Развивать способность ребенка  самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого.

Способствовать объединению ребенком игровых действий в простейший сюжет.

Создавать условия для выбора и обыгрывания ребенком роли.

Помогать  ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор атрибутов).

Содействовать освоению разных способов решения игровой задачи: предметно-игровые действия; мимика; речь;

Поддерживать действия ребенка, направленные на изображение персонажа (изображает, как плачет кукла, кукарекает петушок).

Содействовать освоению разных способов выполнения игровых действий: с образной игрушкой; с предметами – заместителями; с воображаемыми предметами; выраженные словом, жестами.

Поощрять ребенка в выборе заместителей предметов для игры ( игрушки-заместители; палочки, листья, шишки, ракушки и пр.); побуждать к переносу игровых действий на новый материал и организации игры в разных условиях (в группе, на прогулке, дома).

Способствовать пониманию ребенком условности игры (кастрюля – чурочка, тарелка – листочек с дерева).

Поощрять обозначение ребенком словами замысла игры.

Содействовать появлению «игр рядом» и элементарного взаимодействия (вдвоем).

К 3 годам

Возможные достижения ребенка в освоении игры

Эпикризный срок

2.6

3.0

1 Сюжет игры становится более разнообразным.

2. Происходит обогащение игровых сюжетов на основе наблюдений с помощью взрослых (например, после экскурсии в прачечную появляются новые действия, материалы).

3.В содержании игры отображаются действия с предметами, выполняется цепочка ролевых действий с предметами, отображается элементарное взаимодействие между людьми (парикмахер – делает прическу, врач – лечит больного).

4.Способы игр становятся более разнообразными: практические моторные действия, вербальные средства, мимика.

5.Осваиваются способы выполнения игрового действия: с образной игрушкой, предметом-заместителем. Возможно действие с воображаемым предметом.

6. Возможны игровые объединения, в основном – вдвоем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов, оказывающих индивидуальные образовательные услуги на дому.

Гувернерская служба (предоставление индивидуальных услуг дошкольного образования на дому) была организована в МБДОУ № 40 в целях расширения доступности и внедрения вариативных форм предоставления обра...

Создание индивидуальной образовательной траектории воспитанника

В данной методической разработке представлен вариант составления индивидуальной образовательной траектории речевого развития одного воспитанника по определенному алгоритму. Материал будет полезен в пр...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...

Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.

Портфолио дошкольника  - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...

Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка

Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", ...