ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
консультация по коррекционной педагогике

Афанасьева Марина Анатольевна
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процессов обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств. Периодические изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей являются вполне закономерными. Однако любое нарушение поведения ребенка является признаком его эмоционального неблагополучия, вызванного неудовлетворенностью общением со взрослыми. В статье рассматриваются различные виды нарушения поведения ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poved_i_emots_narusheniya_detey.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

        Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процессов обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств. 

        Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, на степень переживания стрессовых ситуаций, на способы разрешения конфликтных ситуаций, взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками. Эмоции также являются важнейшим фактором регуляции познавательных процессов.

        Периодические изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей являются вполне закономерными. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и падения, в силу чего в одной ситуации дети могут быть уязвимы и ранимы, а в другой проявлять достаточную сопротивляемость и хорошие адаптационные возможности. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка не может происходить гладко и равномерно.

        Для оценки возможного отклонения в поведении ребенка необходимо учитывать:
- нормативы развития ребенка, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности;
- длительность сохранения расстройства;
- изменения в поведении ребенка;
- наследственно обусловленные факторы, особенности личности ребенка и влияние окружающей среды.

        Существуют такие  нарушения поведения дошкольников как:
- непослушание, упрямство - выражается в неповиновении, настаивании на том, что хочется только ребенку;
- негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Ребенок может проявлять негативизм даже в ущерб себе, лишь бы настоять на своем. Делает все наоборот. Говорит часто «не хочу», «не буду», «нет» («застрявший» кризис трех лет);
- капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укусить, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью;
- агрессивность – употребление оскорбительных слов и выражений, склонность ребенка к физическим столкновениям, драке. Может быть направлена на окружающих людей, на себя, на животных, на предметы;
- импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая (без проявления агрессии);
- вспыльчивость, гнев – ребенок склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить как вербальную и физическую агрессию;
- ложь (лживость) – в зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая в силу разных причин. Если ложь остается безнаказанной, то ребенок начинает врать так вдохновенно, что уже сам не отличает ложь от выдумки;
- демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми возможными способами стараются привлечь к себе внимание, могут применять негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры;
- эгоизм (эгоцентричность) – ребенок уверен, что он «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены;
- тревожность – ребенок отличается повышенным беспокойством, неуверенностью, мнительностью. Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предстоящей опасности.

        Любое нарушения поведения ребенка является признаком его эмоционального неблагополучия, вызванного неудовлетворенностью общением со взрослыми, прежде всего с родителями. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...

Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте.

Данный материал будет интересен педагогам дошкольных учреждений, т.к. в нём имеются тесты и методики с дошкольниками по выявлению тревожности, межличностных взаимоотношений, эмоционального состояния р...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Характеристика особенностей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

ПРИЧИНЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Устойчивое эмоционально-положительное состояние относится к числу основных условий гармоничного развития личности дошкольника, обеспечивающее его позитивное и активное отношение к миру, адекватную сам...

Консультация для воспитателей «Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста»

          Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее....

Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалист...