Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста
статья

Кущева Надежда Сергеевна

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалисты отмечают, что буквально с первых месяцев жизни и до трех лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей на 8-12 %.Существуют различные методики психокоррекции эмоциональных нарушений. К ним относятся метод арттерапии, метод цветотерапии, элементы сказкотерапии, игротерапия, психогимнастические этюды и упражнения, вокалотерапии и многие другие. Но наиболее эффективным и доступным, на наш взгляд, является музыкотерапия, которая решает целый комплекс коррекционных задач. Музыкотерапия – это метод, в котором музыка используется в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности использования музыкотерапии в психокоррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста

Кущева Н.С.,воспитатель

Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является насущной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Х. Джайнотт  и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). Вместе с тем, по данным статистики, частота наличия у детей дошкольного возраста эмоциональных расстройств  растет: распространенность нарушений психоэмоционального развития у детей в среднем по всем параметрам составляет порядка 65%, что создает предпосылки для оптимизации научных исследований и поиска новых педагогических технологий для применения их в этой области психологии.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), тревожные расстройства и нарушения настроения занимают место в первой десятке самых значительных эмоциональных проблем у детей. Так же специалисты отмечают, что буквально с первых месяцев жизни и до трех лет почти у 10% детей выявляется явная нервно-психическая патология. При этом наблюдается тенденция к ежегодному увеличению этой категории детей на 8-12 %.  

В понятие эмоциональной сферы входят следующие компоненты [2, с.85]:

  • Чувства;
  • Настроение;
  • Аффект;
  • Страсть;
  • Фрустрация.

Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: расстройства настроения,  расстройства поведения, нарушения психомоторики [5,c.112-118].

Расстройства настроения условно делятся на 2 вида: с усилением эмоциональности (эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи) и ее понижением (апатия, эмоциональная тупость).

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмонедовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.

К расстройствам поведения относятся гиперактивность и агрессивное поведение [1, с.97].

Как подчеркивает Т. И. Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно так же отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Существуют различные методики психокоррекции эмоциональных нарушений. К ним относятся метод арттерапии, метод цветотерапии, элементы сказкотерапии, игротерапия, психогимнастические этюды и упражнения, вокалотерапии и многие другие. Но наиболее эффективным и доступным, на наш взгляд, является музыкотерапия, которая решает целый комплекс коррекционных задач. Музыкотерапия – это метод, в котором музыка используется в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. В работах известных педагогов-музыкантов Э. Б. Абдуллина, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой, В. Г. Ражникова и др. в качестве незаменимого средства рассматривается музыка, в их трудах подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности [3,4].

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

· катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме работы и каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

1) рецептивной;

2) активной;

3) интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

В психокоррекционной работе педагогами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального  и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Отвечая на вопрос «Какая музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?» можно с уверенностью ответить, что оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные. Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются произведения Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии. Музыкально-ритмические движения, как один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях, используются как средство более глубокого ее восприятия и понимания.

Таким образом, использование музыки в качестве основного и вспомогательного средства при коррекции эмоциональных нарушений, имеет в этой сфере свое положительное значение. Этот метод психокоррекции эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста является актуальным, но вместе с тем требует дальнейшего изучения его применения в работе с дошкольниками.

Список использованных источников

1. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина // пособие для практ. работников ДОУ. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Марилов, В. В. Общая психопатология [Текст] / В. В. Марилов // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] / В. Г. Ражников. – М.: Знание, 1980. – С.57.

4. Радынова О. П. Практикум по методике музыкального воспитания школьников [Текст] / О. П. Радынова, И. В. Груздова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

5. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

6. Danilinа, T.A. In the world of children's emotions [Text] / T. Danilina, V.Y . Zedgenidze, N.M. Stepina // manual for Scient. Dow employees. - 4th ed. - M .: Iris Press, 2008.

7. Marilov, V.V. General Psychopathology [Text] / V.V. Marilov // Textbook for students. Executive. Proc. institutions. - M .: Publishing Center "Academy", 2002.

8. Razhnikov V.G. Reserves musical pedagogy [Text] / V.G. Razhnikov. - M .: Knowledge, 1980. - P.57.

9. Radynova O.P. Workshop on methodology of musical education students [Text] / O.P. Radynova, I.V. Gruzdova. - M .: Publishing Center "Academy" 2002.

10. Shirokova, G.A. Development of emotions and feelings in preschool children [Text] / G.A. Shirokov. - Rostov n / D: Phoenix 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Что означает термин - "музыкотерапия". Какие возможности дает музыкотерапия,  и какими достоинствами она обладает. Основные направравления в музыкотерапии. Доступность использования музыкотерапии...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Консультация для воспитателей «Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста»

          Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: они помогают ему воспринимать действительность и реагировать на нее....

«Использование методов музыкотерапии для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

В презентации представлен  опыт работы музыкального руководителя по использованию музыкотерапии, как средства для создания комфортных условий для адаптации личности ребенка к социуму, сохранения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...