Картотека игр на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абдрахманова Татьяна Алексеевна

Картотека игр на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                    Приложение № 6

Картотека игр на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Рекомендации подготовила воспитатель Абдрахманова Т.А.

Игра с платочками

«Стираем вместе с мамой»

Дети кладут платочек на колени или любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла,

Берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья

Не стирала - охала

Покачивают головой вправо, влево

Ох-ох-ох!..

Голосовое включение

Да глазами хлопала -

Дети разводят в разные стороны пальцы обеих рук, подносят их к лицу и имитируют «моргание глазками»

Хлоп – хлоп – хлоп!..

Голосовое включение

Да ногами топала -

Дети топают ногами

Топ – топ – топ!..

Голосовое включение

Лучше было б не стоять,

А взять и маме помогать!

Дети берут платочки в обе руки и имитируют стирку белья.

«Кошки – мышки»

Дети кладут платочки на колени или на любую другую поверхность.

Кошка мышку

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони

Цап – царап.

Подержала,

Подержала,

Держат платочек в ладонях

Отпустила.

Кладут платочек на колени, расправляют его.

Мышка побежала, побежала

Все пальцы правой или левой руки «бегут» по платочку.

Хвостиком завиляла, завиляла.

Дети кладут кулак правой или левой руки на платочек и «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движение хвостика.

«Опята»

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

На пеньке живет семья

Ставят кулак правой или левой руки на платочек

Маа, папа, брат, сестренка и конечно я!

Разгибают по одному пальцу на каждое название члена семьи

Дом у нас один, а крыша

Показываю платочек, держа его за два уголка

Есть у каждого своя!

Надевают платочек на голову

Игры с крупными бигуди

«Загудел паровоз»

Загудел паровоз

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я качу!»

                                 

                                              «Ролик»

Трудно роли мне вести

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Убирают в обе ладони.

        «Веселая поездка»

На ладошке ехали

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

До угла доехали

Сели на машину

Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.

Налили бензину

Выполняют логопедическое упражнение «Индюк».

На машине ехали,

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

До реки доехали,

Тр-р-р. Стоп. Разворот.

Перестают катать и переворачивают бигуди.

На реке – пароход!

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет.

Надо сесть в самолет,

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Самолет летит

В нем мотор гудит -

У-у-у-у-у-у!

Игры с прищепками

«Гусенок»

Вот проснулся,

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца, к мизинцу.

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

«Кыш!»

        

Сильно кусает

Бельевой прищепкой дети прищипывают ногтевые фаланги пальце правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Котенок – глупыш!

Он думает, что это не палец, а мышь!

Но я не играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

«Комары»

        

Что за маленькие злюки

Бельевой прищепкой дети прищипывают ногтевые фаланги пальце правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Искусали наши руки,

Покусали наши лица

Так, что нам теперь не спится?

И жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры

А зовут их - комары!

                                               

                                                                  «Ах, крапива»

- Ах, крапива жжется,

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

В руки не дается!

Злая ты, колючая

Да еще кусучая!

Не дала цветок сорвать,

Чтобы маме показать!

Нет, я не кусаюсь,

Просто защищаюсь!

                            Игры со счетными палочками.

«Цапля»

Очень длинный клюв у цапли

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Вы длинней найдете вряд ли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Аисты и журавли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.

 

                       «Цапля ходит по болоту».

Цапля ходит по болоту

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Будто ищет там кого-то

Дети ставят палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем средней руки.

Ой, боюсь, что эта цапля

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Лягушонка хочет…

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки

Сцапать!

Убирают счетную палочку за спину.

                                     Игры с резиночками для волос.

                                      Пальчиковая гимнастика№1

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчик первый, я большой

Надевают резиночку на большой палец

Указательный – второй!

На указательный

Третий пальчик – средний!

На средний

Четвертый – безымянный!

На безымянный

А пятый мизинчик -

На мизинец

Он самый маленький, румяный!

Щепоткой показывают, что мизинец маленький, и дотрагиваются указательным пальцем до щек – «румяные щечки».

                              Пальчиковая гимнастика №2

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Дотрагиваются указательными пальчиками обеих рук, «здороваются»

Берут в руки резиночку для волос, надевают ее на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

С этим братцем в лес ходил!

Надевают резиночку на большой палец

С этим братцем щи варил!

На указательный

С этим братцем кашу ел!

На средний

С этим братцем песни пел!

На безымянный

А маленького братика

На мизинец

Я спать укладывал!

Кладут ладони под щеку, имитируя сон.

                         Пальчиковая гимнастика № 3

Мальчик-сс-пальчик, где ты был?

Дотрагиваются указательными пальчиками обеих рук, «здороваются».

Долго по лесу бродил!

Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по любой ровной поверхности.

Берут в руки резиночку для волос надевают ее на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Встретил я медведя,

Надевают резиночку на большой палец.

Волка,

На указательный

Дятла,

На средний

Зайку,

На безымянный

Ежика в иголках,

На мизинец

Встретил белочку,

Надевают резиночку на большой палец

Синичку ,

На указательный

Лося,

На средний

Мышку

На безымянный

И лисичку

На мизинец



Предварительный просмотр:

                                                                                                    Приложение № 6

Картотека игр на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Рекомендации подготовила воспитатель Абдрахманова Т.А.

Игра с платочками

«Стираем вместе с мамой»

Дети кладут платочек на колени или любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала,

А я рядышком стояла,

Берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья

Не стирала - охала

Покачивают головой вправо, влево

Ох-ох-ох!..

Голосовое включение

Да глазами хлопала -

Дети разводят в разные стороны пальцы обеих рук, подносят их к лицу и имитируют «моргание глазками»

Хлоп – хлоп – хлоп!..

Голосовое включение

Да ногами топала -

Дети топают ногами

Топ – топ – топ!..

Голосовое включение

Лучше было б не стоять,

А взять и маме помогать!

Дети берут платочки в обе руки и имитируют стирку белья.

«Кошки – мышки»

Дети кладут платочки на колени или на любую другую поверхность.

Кошка мышку

Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони

Цап – царап.

Подержала,

Подержала,

Держат платочек в ладонях

Отпустила.

Кладут платочек на колени, расправляют его.

Мышка побежала, побежала

Все пальцы правой или левой руки «бегут» по платочку.

Хвостиком завиляла, завиляла.

Дети кладут кулак правой или левой руки на платочек и «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движение хвостика.

«Опята»

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

На пеньке живет семья

Ставят кулак правой или левой руки на платочек

Маа, папа, брат, сестренка и конечно я!

Разгибают по одному пальцу на каждое название члена семьи

Дом у нас один, а крыша

Показываю платочек, держа его за два уголка

Есть у каждого своя!

Надевают платочек на голову

Игры с крупными бигуди

«Загудел паровоз»

Загудел паровоз

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я качу!»

                                 

                                              «Ролик»

Трудно роли мне вести

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой

Прямо по дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Убирают в обе ладони.

        «Веселая поездка»

На ладошке ехали

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

До угла доехали

Сели на машину

Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.

Налили бензину

Выполняют логопедическое упражнение «Индюк».

На машине ехали,

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

До реки доехали,

Тр-р-р. Стоп. Разворот.

Перестают катать и переворачивают бигуди.

На реке – пароход!

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет.

Надо сесть в самолет,

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Самолет летит

В нем мотор гудит -

У-у-у-у-у-у!

Игры с прищепками

«Гусенок»

Вот проснулся,

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца, к мизинцу.

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне.

«Кыш!»

        

Сильно кусает

Бельевой прищепкой дети прищипывают ногтевые фаланги пальце правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Котенок – глупыш!

Он думает, что это не палец, а мышь!

Но я не играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

«Комары»

        

Что за маленькие злюки

Бельевой прищепкой дети прищипывают ногтевые фаланги пальце правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Искусали наши руки,

Покусали наши лица

Так, что нам теперь не спится?

И жужжа, над нами вьются,

В наши руки не даются!

Злые словно крокодилы,

Львы, гиены и мандрилы!

Летуны ночной поры

А зовут их - комары!

                                               

                                                                  «Ах, крапива»

- Ах, крапива жжется,

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

В руки не дается!

Злая ты, колючая

Да еще кусучая!

Не дала цветок сорвать,

Чтобы маме показать!

Нет, я не кусаюсь,

Просто защищаюсь!

                            Игры со счетными палочками.

«Цапля»

Очень длинный клюв у цапли

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Вы длинней найдете вряд ли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

Клювом мериться пришли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Аисты и журавли

Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой.

 

                       «Цапля ходит по болоту».

Цапля ходит по болоту

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.

Будто ищет там кого-то

Дети ставят палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем средней руки.

Ой, боюсь, что эта цапля

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.

Лягушонка хочет…

Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки

Сцапать!

Убирают счетную палочку за спину.

                                     Игры с резиночками для волос.

                                      Пальчиковая гимнастика№1

Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Пальчик первый, я большой

Надевают резиночку на большой палец

Указательный – второй!

На указательный

Третий пальчик – средний!

На средний

Четвертый – безымянный!

На безымянный

А пятый мизинчик -

На мизинец

Он самый маленький, румяный!

Щепоткой показывают, что мизинец маленький, и дотрагиваются указательным пальцем до щек – «румяные щечки».

                              Пальчиковая гимнастика №2

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Дотрагиваются указательными пальчиками обеих рук, «здороваются»

Берут в руки резиночку для волос, надевают ее на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

С этим братцем в лес ходил!

Надевают резиночку на большой палец

С этим братцем щи варил!

На указательный

С этим братцем кашу ел!

На средний

С этим братцем песни пел!

На безымянный

А маленького братика

На мизинец

Я спать укладывал!

Кладут ладони под щеку, имитируя сон.

                         Пальчиковая гимнастика № 3

Мальчик-сс-пальчик, где ты был?

Дотрагиваются указательными пальчиками обеих рук, «здороваются».

Долго по лесу бродил!

Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по любой ровной поверхности.

Берут в руки резиночку для волос надевают ее на каждый палец руки, начиная с большого и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Встретил я медведя,

Надевают резиночку на большой палец.

Волка,

На указательный

Дятла,

На средний

Зайку,

На безымянный

Ежика в иголках,

На мизинец

Встретил белочку,

Надевают резиночку на большой палец

Синичку ,

На указательный

Лося,

На средний

Мышку

На безымянный

И лисичку

На мизинец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

«Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.»

Консультация для родителей.Задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики для развития речи....

"Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста". Мастер класс.

Шаг в искусство делает любой человек в том или ином возрасте. Но замечено, что от того, каким будет этот первый шаг, сделанный ребёнком, зависит в дальнейшем уровень его общей культуры, характер миров...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

     Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев и кисти рук"...