СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике

Арутюнян Татьяна Анатольевна

 Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kompleksnogo_soprovozhdeniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников

с нарушением зрения.

Основная задача специализированного детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения  направлена на то, чтобы через специальные  методы, приёмы и способы обучения, через воспитание преодолеть и восполнить недостатки в  развитии и нормализовать ход психического и физического развития дошкольников с нарушением зрения.

Для эффективного обеспечения развития ребёнка в условиях образовательного процесса, метод сопровождения рассматривается,  как особый вид помощи ребёнку. Это не что иное, как взаимодействие специалистов с ребёнком, направленное на решение или предупреждение возникновения проблем развития.

Сопровождение как метод имеет комплексный (медико–психолого–педагогический) характер.

Роль комплексного сопровождения детей с нарушением зрения в ДОУ:

  • оказание лечебно – восстановительной, ортоптической помощи детям;
  • коррекционно – развивающие занятия с специалистами для преодоления трудностей в воспитании и обучении детей;
  • профилактика и предупреждение вторичных отклонений у детей со зрительной депривацией.

Метод комплексного сопровождения подразумевает:

  • Обследование детей специалистами ДОУ для выявления проблем и потенциальных возможностей ребенка.
  • Обсуждение результатов обследования  на МПП консилиуме ДОУ.
  • Определение маршрута, форм, методов коррекционно – развивающей помощи детям в рамках, имеющихся в детском саду возможностей.
  • Координационно – методическая работа с педагогами по организации и разработке групповых и индивидуальных программ образования и развития ребёнка.
  • Работа всех специалистов в идеологии «команды», то есть стремление к сотрудничеству, и высокая степень чувствительности и активности каждого участника.
  • Проведение коррекционно – развивающих мероприятий.
  • Консультативная помощь педагогам, родителям по вопросам оздоровления, образования и развития ребёнка.
  • Взаимодействие с другими организациями: с центром «Здоровье», с библиотекой, школой.
  • Отслеживание (мониторинг) эффективности.

Комплексное сопровождение детей в образовательной среде дошкольного учреждения направлено на обеспечение трех согласованных процессов:

  • Индивидуальное сопровождение  рассчитано на конкретного ребенка и исходит из затруднений свойственных именно ему.
  • Подгрупповое сопровождение (несколько человек) осуществляется по отношению к группе детей, для которых характерны одинаковые проблемы (например: тифлопедагогические, логопедические, психологические).
  • Групповое сопровождение направлено на преодоление проблем, характерных для многих детей (например,  амблиопия и косоглазие).

Индивидуальное и подгрупповое  сопровождение подразумевает  специально организованные занятия каждого специалиста с четким выполнением целей и задач в области своей предметной деятельности с учетом рекомендаций других специалистов.  Логопед на своих занятиях учитывает рекомендации педагога-психолога, тифлопедагога по посадке детей, по использованию наглядных пособий, тифлопедагог учитывает рекомендации логопеда о речевых особенностях детей и т.п.

Групповое сопровождение  подразумевает «выход» специалистов ДОУ из кабинетов для осуществления общей совместной коррекционно-развивающей деятельности, что  позволяет объединить  усилия и  создать наилучшие условия для развития как отдельно взятого ребёнка, так и  группы детей с зрительной депривацией.

Поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания, опыт работы специалистов детского сада для детей с нарушением зрения показывают, что проектная деятельность является наилучшей формой в реализации метода комплексного сопровождения. Так как в проектной деятельности проявляется согласованная работа специалистов, гибкость и преемственность форм и методов обучения, воспитания и развития воспитанников.

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает полученные знания.

Любой организованный проект позволяет осуществить различные формы взаимодействия специалистов  с детьми и родителями, а также дает возможность  наполнить его разнообразным специальным содержанием. Проекты имеют ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей: непосредственную связь с жизнью; позволяют увидеть необычные свойства привычных предметов; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; применение освоенных ранее знаний и умений.

В  ДОУ реализуются два вида проектов: краткосрочные и долгосрочные (постоянные).

Краткосрочные проекты появляются тогда, когда возникает определенная проблема, требующая немедленного реагирования. Например, в старшей группе возникло сразу несколько ситуаций: одни дети во время прогулки ели снег, другие во время приёма пищи отказывались, есть овощи, третьи не переходили на облегчённый вид одежды, несмотря на высокую температуру воздуха в группе. Никакие беседы положительного эффекта не дали. Для  педагогов это стало сигналом к принятию кардинальных мер. Был организован проект «Здоровые ценности», с целью формирования  представлений у детей о здоровом образе жизни. Он включал в себя:

  • Опрос детей и родителей. Им предлагалось ответить на вопросы: «что такое здоровье?», «объясни, что значит «здоровый» человек?», «что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?»;
  • Цикл познавательных игровых занятий с Айболитом;
  • Чтение художественной детской литературы;
  • Развлечение «В гостях у Мойдодыра»;
  • Выпуск родителями газеты «Здоровые ценности»;
  • Придумывание семейного флага здоровья.

В подготовке и реализации проекта были задействованы все педагоги ДОУ: воспитатели и педагог-психолог осуществляли опрос и принимали участие в организации и проведении познавательных занятий, развлечений; тифлопедагог готовил задания и материал для познавательных занятий; логопед подбирал художественную литературу, разучивал с детьми стихи к развлечению и автоматизировал поставленные звуки; музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания готовили развлечение.

Другой проект «В мире доброты» был организован, когда педагоги стали обращать внимание на грубое поведение детей по отношению к близким, на агрессивное поведении и нетерпимость к друг другу, пренебрежительное отношение к друзьям и взрослым. Цель проекта: привить детям культуру общения, понимать и осознавать свои поступки.

Кроме краткосрочных проектов реализуются  долгосрочные проекты «Мини-музей», «Элементарное экспериментирование», «Путешествия в страну цвета».

Более подробно остановлюсь на проекте «Путешествия в страну цвета».

В  проекте, цвет выходит на первый план – как сильный стимулятор развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы, помогающий ребенку со зрительной депривацией нивелировать его проблемы и повысить  офтальмологические качества, увеличить запас представлений об окружающем, ускорить процесс запоминания,  мыслительных операции, стимулировать двигательную активность.  У детей отмечается  изменение в поведении: снижение агрессивности, раздражительности, замкнутости.  Помогает более легкому вхождению ребёнка в социальную среду, в которой он живёт и развивается. Проект позволяет решить так называемые вторичные отклонения, которые могут возникнуть на фоне слабовидения и неправильного воспитания в раннем возрасте.

Цвет – одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребёнок, цвет – является доминантой сенсорного восприятия  окружающего мира.  Через цвет важно донести до ребёнка, что предмет имеет форму, величину, запах,  вкус, может издавать звук при определённом воздействии. Под влиянием того или иного цвета человек испытывает определённые чувства, переживания.

Основные задачи проекта заключаются в следующем:

  • развитие полисенсорной основы, то есть умение рационального взаимодействия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, что позволяет накапливать запас представлений, признаков, действий об окружающем;
  • обогащение чувственного и социального опыта ребёнка;
  • формирование способности понимать и осознавать свою ценность, как человека (уникальность), чувства ценности других;
  • развитие эмоциональных и волевых процессов.

Проект рассчитан на два года для детей старшего дошкольного возраста. Каждый месяц в гости к детям приходит Фея одного из 14 цветов. Поскольку в основе проекта лежит игра, дети охотно включаются в предложенную деятельность, активно участвуют, и с интересом выполняют задания для достижения поставленной цели. В ходе игрового занятия дети выполняют различные тифлопедагогические, психологические, логопедические задания. Педагоги делают для родителей информационные газеты по цвету, а родители вместе с детьми в свободное время выполняют творческую работу, предложенную Феей цвета.

Проект «Путешествия в страну цвета» как комплексное сопровождение, в рамках детского сада для детей с патологией зрения создаёт оптимальные условия для формирования разносторонней личности.

Организованные проекты  помогают специалистам объединить свои усилия в решении  психологических, тифлопедагогических, логопедических проблем,  все специалисты работают в тесном контакте, стремясь к тому, чтобы пребывание ребенка в ДОУ было благополучным, комфортным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Каждый год в России прибавляется ...

"Приемы сопровождения обучения детей с нарушением зрения в инклюзивной школе и детском саду"

Итоговая работа на тему "Подгатовка педагога к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиеми ФГОС". О детях с нарушением зрения. которые нуждаются в повышенном внимани...

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО

Файл содержит материал для доклада на МО логопедов по комплексному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОО....

Материалы Всероссийской заочной научно- практической конференции Комплексное сопровождение детей с различными нарушениями в развитии в образовательном пространстве.

В настоящем издании представлены материалы Всероссийской заочной научно- практической конференции, прошедшей 29 января 2019 года....

Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели «Круг добра» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями

В статье отражен опыт реализации инклюзивной практики для воспитанников дошкольной образовательной организации в семейно-ориентированном подходе с применением психолого-педагогического сопровождения и...