Деятельность учителя-логопеда в системе комплексного сопровождения младших школьников с нарушениями речи в рамках ППк.
материал по коррекционной педагогике

Лысенко Любовь Владимировна

Этапы логопедического обследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексного сопровождения младших школьников с нарушениями речи в рамках ППк.

В системе комплексного сопровождения детей в работе ППк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка. Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка. Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. В основу, которых положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии Галины Васильевны Чиркиной, Татьяны Борисовны Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Т.А. Фотековой и др. Это: И. А. Смирнова Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Альбом для логопеда Иншаковой Ольги Борисовны, Иллюстрированная методика логопедического обследования Волковской Татьяны Николаевны.

Грибова Ольга Евгеньевна описала технологию обследования структуры речевого дефекта с учетом принципов анализа речевых дефектов, принятых в российской логопедии: развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста и прочее.

Этапы логопедического обследования

Ориентировочный этап обследования

На этом этапе решается ряд задач:

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • изучение работ ребенка;
  • беседа с родителями.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога, психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской документации составляется представление о возможной причине речевого нарушения.

К педагогической документации относятся характеристики педагогов, дневник, в котором отмечаются результаты текущей, успеваемости ребенка. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях.

Следующий шаг – изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого. Наиболее объемный и разнообразный у подростков и наименее разнообразный – у младших дошкольников.

Рисунки говорят о склонностях ребенка, его моторно-графических навыках. Тетради необходимы для того, чтобы установить устойчивые затруднения при письме и сравнить качество работ, выполненных дома и в школе. Изучение работ ребенка помогает составить предварительный портрет личности ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной) деятельности, а также те психические процессы, несформированность которых может обусловливать наличие дисграфии и дислексии у ребенка, составить перечень типичных устойчивых ошибок. Таким образом, документация способствует не только установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка. В процессе беседы с родителями выявляется исключительно ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах появления дефекта. Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.

Диагностический этап

Содержанием диагностического этапа является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих фактов к моменту обследования:

  • какие языковые средства сформированы;
  • какие языковые средства не сформированы;
  • характер несформированности языковых средств.

Характер дидактического материала будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем младше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
  • уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
  • уровня психического развития ребенка;
  • уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, но не заучен ребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности проходит дифференцированно.

Основные направления обследования речи детей младшего школьного возраста

Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:

  • в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок;
  • обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность;
  • поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал;
  • часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению и математике.

В обследование входят письмо и письменная речь, чтение. Поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности. По результатам анализа качества различных сторон речи логопед намечает направления дальнейшего логопедического исследования.

Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности и каким образом страдают. Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.

Углубленное обследование состояния словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, слоговой структуры слова проводится только при наличии соответствующих отклонений в связной спонтанной речи ребенка. Обследование фонематического восприятия и состояния звукобуквенного анализа является обязательным при обследовании школьников с недостатками устной и письменной речи.

Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений. В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физическом и психическом здоровье ребенка, раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму, а также отведено специальное место для записи логопедического заключения. При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Для школьников к речевой карте прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. В соответствующем разделе речевой карты формулируется, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают, указываются особенности техники письма. При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер этих ошибок, уровень понимания прочитанного и возможности работы с текстом, в том числе его воспроизведение (пересказ).

Завершается форма речевой карты разделом «Логопедическое заключение». В заключении обязательно должна быть структура дефекта, т. е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными и при возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности (медицинский диагноз).

На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефекта, сколько в поиске путей, которые позволят этот дефект преодолеть или компенсировать. Поэтому выделяется следующий этап обследования – прогностический.

Прогностический этап

Прогностический этап – очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации. Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до педагогов и родителей и обсуждены с ними. Поэтому следующий этап обследования – информационный.

Информирование

Представление логопедического обследования на ППк.

Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются результаты обследования, ставятся задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребёнка. В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего коррекционного сопровождения. Информирование родителей является одним из сложнейших этапов, завершающих обследование ребенка. Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько никто более не способен. Они могут содействовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней. Беседа с родителями строиться на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования. В процессе информирования родителей сообщается вся информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке. Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях.

Логопедическое сопровождение

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях. А так же осуществляется промежуточная и итоговая диагностика речевого развития.

Цель: отслеживание динамики развития ребёнка, своевременное корректирование программы сопровождения.

На этом этапе отмечается динамика речевого развития на середину учебного года.

Итоговая диагностика.

Цель: подведение итогов, анализ результативности логопедического сопровождения. Разработка рекомендаций по дальнейшему логопедическому сопровождению.

Вывод: учитель-логопед в рамках ППк проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития. Определяет направления работы по коррекции речевых нарушений. Принимает участие в обсуждении с другими специалистами ППк, педагогами общеобразовательной организации результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута. Оказывает консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по профилактике речевых нарушений у детей.

Учитель-логопед: Лысенко Л.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексного сопровождения младших школьников с нарушениями речи в рамках ППк. Подготовила учитель – логопед высшей квалификационной категории ГБОУ НСО ОЦДК Купинский филиал Лысенко Л.В.

Слайд 2

Этапы логопедического обследования ориентировочный; диагностический; а налитический; п рогностический; информирование .

Слайд 3

Диагностический этап: какие языковые средства сформированы; к акие языковые средства не сформированы; характер несформированности языковых средств.

Слайд 4

Основные направления обследования речи учащихся в обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок; обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность; поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал; часто необходимо установить уровень овладения школьником учебной программой, например, по русскому языку, чтению и математике .

Слайд 5

Аналитический этап Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений.

Слайд 6

Прогностический этап определяется прогноз дальнейшего развития ребенка; выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте; выявляется первичность и вторичность в структуре дефекта, что позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.

Слайд 7

Информирование представление логопедического обследования на ППк; обсуждение результатов обследования: постановка задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка , исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребёнка; и нформирование родителей.

Слайд 8

Компонентами логопедического сопровождения являются: профилактика речевых нарушений; логопедическая диагностика; коррекция речевых дефектов; формирование всех сторон (компонентов) речи; развитие невербальных психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы; формирование нравственных установок ребёнка.

Слайд 9

Методическое направление работы - консультирование педагогических работников; - консультирование родителей; - выступления на МО и семинарах учителей- логопедов; - проведение открытых логопедических занятий; - выступления на родительских собраниях; - публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах; - работа по теме самообразования; - пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Интегрированный подход совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Важность преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе....

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...