Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста. Занимательные игры и упражнения» Учитель – логопед Н.В. Волошина
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Волошина Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей групп компенсирующей направленности

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста. Занимательные игры и упражнения»

Учитель – логопед  Н.В. Волошина

    Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность в развитии движений пальцев рук, так как пальцы рук тесно связаны с речевой функцией.

   Движения пальцев рук у людей  совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

   Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

   Английский  психолог  Д. Селли так же придавал очень большое «значение созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

    Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

 Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в до речевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

    Рекомендуются различные виды упражнений и игры, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться  в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.   Самомассаж кисти и пальцев рук, игровой самомассаж рекомендуется, как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг. Будет очень полезно и эффективно для ребенка, если проводить ежедневно по 2-3 минуты массаж кистей рук и пальцев. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность детей. При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

 Рекомендации по  проведению массажа

  1. При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.
  2. Растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.
  3. При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).
  4. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.
  5. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Расслабляющие упражнения для кистей и пальцев рук

  1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

 Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме.  Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:

"Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

"Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

"Солнышко улыбается". Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.

"Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто "мужскими" играми.

Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь - пилот самолета или танкист.

 

  • “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
  • Далее даются задания на удержание позы кисти руки: “Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
  • Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками. Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы: «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты.
  • Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек.
  • «Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты.
  •  Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.
  • Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох
  • Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.
  • «Застегни одежду»
  • Шнуровки
  • Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты
  • Выложи из геометрических фигур медведя  
  • Выкладывание букв из различных материалов
  • Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра
  • Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.
  • Строитель
  • Собирание разрезных картинок
  • Собери пирамидку
  • Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
  •  Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы
  • Обведи и раскрась
  • Сматывание толстых ниток в клубок
  •  Обведение трафаретов
  • Плетение коврика из полосок цветной бумаги
  • Аппликации, складывание оригами
  • Цепочки – из конструктора
  • Цветная мозаика
  • «Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы
  • Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой,   пластилином
  • Кляксография, рисование
  • Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.  
  • Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).

Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

      Для  совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения и игры.
    Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это —   начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся  выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
    Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
1) «Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
2) «Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
3) «Руки  вверх»
. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
1) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».
2) Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные «роли».
«Петрушка»   - слегка  наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Маятник»  - слегка  наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.
«Балерина»  - стоя,  широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
    Очень полезны игры и упражнения с мячом:
- перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
- подбрасывание мяча на разную высоту и ловля  его после  дополнительных движений. 
      Развитие  ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания:    к    старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
    Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
       Одно из направлений -  это игры со счетными палочками, спичками.  В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
      Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической
 моторики. Особое место здесь  занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.  Помимо подготовки руки к письму  штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
    Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.  Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития  навыков ручной умелости. 
       Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
     Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и  работоспособности детей у нас включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.
     Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате  тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.       
      Для  формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Моя семья»
Этот пальчик дедушка,                    Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик бабушка,                    Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик папочка,                     Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик мамочка,                     Этот пальчик уж заснул.
                                                            Встали пальчики. Ура!
                                                            В детский сад идти пора.  
    Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
 «Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.п.  Проба выполняется в прямом (от        указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.  В  начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.                                            
 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и  мизинца. «Поздороваться» пальчиками  на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» -  указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегает»  по столу.
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а           указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»).
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки »- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.    
  Также я использую пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.  Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей,   повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде  деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
    «Пальчиковые» игры – это инсценировка каких-либо   рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.  
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
             Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастику, или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой  гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие  общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применяться и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Мы с ребятами создаём новые нехитрые сюжеты – это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, можно добиться определённых результатов.     У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различны упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки творческой мысли, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.  Все это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

влияние  мелкой  моторики  на  развитие  речи  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрено развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста .

Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ло...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

Ученые и педагоги обратили внимание, что чем больше и ловчее работает 2-3 летний ребенок руками и пальчиками, тем быстрее происходит закрепление навыков речевого общения. Это является залогом дальнейш...