Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста .
консультация по логопедии (средняя группа)

Дружинина Елена Васильевна

Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу и проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев.

В работе по развитию мелкой моторики дошкольников необходимо учитывать:

1.  возрастные особенности ребёнка

2.  мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста  развивать в определённой последовательности

3. наглядность обучения.

4. принцип интегрированности( использовать различные методы в работе с детьми, переключать  на разные виды деятельности.

5. принцип адаптивности( нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук) применять в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.

6. Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении ,закреплении полученных знаний, формировать умения и навыки.

I.Сначаладети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей. Для этого я использовала игры с кусочками поролона, резиновыми грушами, кольцами, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно в руке).

А также упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажёры с прищепками, тренажёры на прокатывание.

II. Развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец).

Отрабатывалась согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, («Спрячь руки!», «Найди игрушку!»). Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»; тренажёров с пробками; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнения на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.

Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом используется пособие «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу, “Письмо на крупе”.

Ежедневно проводила с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбирала таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

III. Использование различных пальчиковых игр с элементами оригами; техника — тестопластика; различные виды театра — театр «Петрушек», «театр рукавичек»; «театр пальчиков»; произведения устного народного творчества, использование счетных палочек, пуговиц, пробок и так далее; средства для массажа рук - это грецкие орехи, шарики, детские грабельки и деревянные бигуди, прищепки, сухой бассейн с фасолью, сухой бассейн с песком и ракушками, колечки Су- Джок, природного материала.

1. Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Игры с пирамидами, с кольцами. Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак). Нанизать колечки на веревку, на шнурок. Предложите повторить за Вами такие действия:

Три кольца укладываются на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: “Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно - снизу”.

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

3. Игры с предметами домашнего обихода

4. Игровое упражнение «Волшебная проволока»

Самостоятельная работа детей с проволокой.

5. Упражнение «Массажный мяч»

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«Ёжик ,ёжик,хитрый ёж ,

На клубочек ты похож.

На спине иголки

Очень –очень колки…»

6. Упражнение «Забавная пельменница»

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?"

9. Игры «С бельевыми прищепками»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку"

10. Игры- шнуровки Марии Монтессори, Воскобовича

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

11. Сухой бассейн с песком и ракушками

Ребенок опускает кисти рук в тазик, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

12. Выкладывание фигурок  из счетных палочек. Например:

• «Цветок для мамы»

• «Рыбки»

Все сопровождается художественным словом. К этим играм дополнительно дается задание: «Дорисуй цветок», «Дорисуй рыбку».

13. Очень занимательно рисование кончиками пальцев на манке (манка рассыпана на зеркале). Очень интересны детям пальчиковые игры с элементами оригами. Например: игра «Стаканчики». Цель игры - учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними, совершенствовать точность мелких движений руки.

14. Увлекательная тестопластика. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса.

15. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т. д.). Ребёнку предлагалось ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?»

В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами. На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти.

Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.

Использование игр в домашних условиях позволяет закрепить полученные в дошкольном учреждении  навыки

Таким образом, для успешного процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствования развития познавательной активности, развития речи, творческих способностей детей можно выделить следующие рекомендации:

1. Выполнение упражнений должно быть регулярным.

2. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.

3. Время выполнения упражнений не должно превышать 15 мин.

4. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

5. Ребенку предлагается простая, короткая, точная инструкция, так жепроговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Список использованной литературы

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

2. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержками развития / / Дефектология, 1972, № 4.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому/ М. Монтессори-М.: Карапуз,1998

4. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб., 2000. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

влияние  мелкой  моторики  на  развитие  речи  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрено развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны

Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии.  А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста

Ученые и педагоги обратили внимание, что чем больше и ловчее работает 2-3 летний ребенок руками и пальчиками, тем быстрее происходит закрепление навыков речевого общения. Это является залогом дальнейш...