Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
При реализации инклюзивной практики необходимо осознавать, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslova.docx | 15.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ.
При реализации инклюзивной практики необходимо осознавать, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, не обходимо учитывать следующее:
- практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
- у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
- у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
- нарушение равновесия (это создает сложности при обучении катанию на роликовой доске и двухколесном велосипеде);
- из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:
- привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке. Например, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными нарушениями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);
- присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
- использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;
- упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
- недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;
- включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
- включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
- обеспечение спокойного засыпания (балдахин над кроваткой, домик и т. д.) и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ посредством организации активного сотрудничества педагогов, детей и родителей
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными о...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...